Вольный Ветер
Активный туризм
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки   дневник  v_veter@mail.ru

Памятник Мишелю Пакару и Жаку Бальмонту
Памятник
Мишелю Пакару
и Жаку Бальмонту

Вид на Мон-Блан из Шамони
Вид на Мон-Блан
из Шамони

Схема маршрута
Схема маршрута

Вид со смотровой площадки горы Aiguille du Midi (h=3842)
Вид со смотровой
площадки горы
Aiguille du Midi

Восхождение на Aiguille du Midi
Восхождение
на Aiguille du Midi

Скала для скалолазов около Aiguille du Midi (h=3842)
Скала около горы
Aiguille du Midi

Mont Blanc 4807 м
Mont Blanc 4807 м

Mont Blanc (4807 м) во всей его красе.
Mont Blanc (4807 м) во всей его красе.

Вид со смотровой площадки горы Aiguille du Midi (h=3842)
Со смотровой
площадки

Дворик во французской деревне.
Дворик во французской деревне.

Дороги, которые нас выбирают. Начало подъема в горы.
Дороги, которые нас выбирают.

Когда облака закрывают вершины.
Когда облака закрывают вершины, можно любоваться тем, что остается в долине.

На подходе к перевалу Col du Bonhomme (2329 м)
На подходе к перевалу
Col du Bonhomme (2329 м)

Перевал Col du Bonhomme(2329 м)
Перевал Col du Bonhomme(2329 м)

Последний привал перед броском на перевал Col des Fours
Последний привал перед броском на перевал Col des Fours

Подход к перевалу Col des Fours (2710 м)
Подход к перевалу Col des Fours (2710 м)

Перевал Col de la Seigne (2516 м).
Перевал Col de la Seigne (2516 м).

Граница между Францией и Италией.
Граница между Францией и Италией.

Приют Elizabet (2035 m).
Приют Elizabet (2035 m). Вдали гора Tre laTete (3892 m)

Гора Tre laTete (3892 m)
Гора Tre laTete (3892 m).

Городок Courmayeur (Италия)
Городок Courmayeur (Италия).

Вид на Альпы из кемпинга Monte Blanca
Вид на Альпы из кемпинга Monte Blanca.

Ледник Glacier de Pre deBar около границы со Швейцарией
Ледник Glacier de Pre deBar около границы со Швейцарией.

Привал от слова привалиться
Привал от слова привалиться

Швейцария.
Швейцария. Кемпинг после спуска с перевала Grd. Col Ferret (2537 m)

Ледник Mer de Glace
Ледник Mer de Glace (Монтенвер) Ледник Mer de Glace
Ледник Mer de Glace (Монтенвер)

Через три страны вокруг Мон-Блана.
Николай Катков  katkov@tts.lt

Случилось так, что при распаде СССР мы оказались "за рубежом", в Литве. Границы на Восток закрылись, а на "Запад - открылись. Чем мы и воспользовались.

Весной 1998 года нам в руки попал рекламный листок с изображением маршрута вокруг высочайшей вершины Европы. Маршрут проходил через Францию, Италию и Швейцарию. В течение одного похода побывать в трех странах, взять 8 перевалов - и всего-то 160 км! "Зажигание" сработало мгновенно. Группа определилась тоже быстро. Двое взрослых (от 45 до 50 лет), двое детей (от 14 до 16 лет) и автомобиль, как самое дешевое средство доставки по Европе. Опыт горных походов имел только один из участников (Кавказ, 3 категория). Остальные, в свободное от прочих дел время, больше по воде передвигались, а по Европе только на авто.

В те времена Интернета у нас еще не было, поэтому ничего больше о предстоящем маршруте нам узнать не удалось. Ехали на удачу и она нас не обманула. На исходе третьего дня пути мы прибыли во всемирно-известный городок Chaminix (Шамони) - родину первой зимней Олимпиады. Но базой мы избрали кемпинг в местечке Les Houches (произносится совсем не так как пишется - ЛезУш), в 8 км. юго-западнее Шамони.

В информационном центре Шамони мы получили основную, интересующую нас информацию:

  • никакой предварительной регистрации при выходе на маршрут не требуется.
  • на высотах ниже 2000 м палатки можно ставить только в отведенных местах.
  • выше 2000 м - в любых местах.
  • карту можно купить в любом книжном магазинчике.

Так мы и сделали. Пару слов надо сказать о карте (500 метровка). Не карта, - песня! Таких карт я еще не видел! Преподробнейшая. Все, что надо, там есть. Обозначены все дорожки, тропки с присущей им маркировкой, ручьи, горы и хребты и малейшие холмики, изолинии высоты и прочее. Чем дольше смотришь на это чудо, тем больше подробностей открывается любопытному взору.

О возможности разведения костров не спрашивали, т.к. мы шли с примусом "Турист", (европейцы предпочитают газовые) и пользовались им везде вплоть до парковок на автобанах, где мы останавливались для ночевок и на обед.

О маршруте.

Маршрут кольцевой вокруг горного массива (схема прилагается). Путь сначала идет по территории Франции, затем переходит в Италию, а затем через Швейцарию снова возвращается во Францию. Примерно 160 км. 8 перевалов от 1500 до 2700 м. Снег только на высоте 2700. На указателях, которые стоят в каждом нужном для туриста месте, указывается не расстояние, а время, необходимое для преодоления этого расстояния. И это очень правильно, т.к. "расстояния" между пунктами А и Б в гору и под гору совершенно "не одинаковы". Межгосударственные границы проходят по хребтам, которые пересекаются, естественно, по перевалам на высотах порядка 2500 м. Никаких представителей власти (пограничников, таможенников) там нет. Только счастливые туристы и это очень здорово. Кстати, там принято здороваться с каждым встречным, поэтому слово "Бонжур" мы выучили очень хорошо. Правда, эти правила хорошего тона действуют внизу, а когда приходится пыхтеть на горе, то там уже не до "бонжюринья". Народу прогулочного типа (без соответствующей экипировки) внизу встречается довольно много. А выше 1700-2000 идут уже туристы с рюкзаками, палатками, т.е. с полной "боевой" выкладкой. Однако, есть люди, которые путешествуют налегке и на этих высотах от приюта до приюта, где они находят и еду и постель, но за деньги. Не могу не упомянуть одну пару из Германии. Они шли налегке. Когда мы двигались, то несколько раз обгоняли их, а когда мы отдыхали, они медленно проходили мимо. Он был в бриджах и старинных гетрах. К вечеру к очередному кемпингу мы пришли одновременно. На двоих им было не менее 120 лет.

Весь этот район похож на огромный парк. Он изрезан множеством маршрутов с подвариантами их прохождения. На любой вкус, включая восхождение на Мон-Блан и другие вершины, но это уже не туризм. Например, отдельные места нашего маршрута можно было проходить: повыше, в середине и пониже. Чем выше, тем красивее, но, естественно, больше пота надо излить.

И с итальянской и со швейцарской стороны встречаются ледники, но маршрут позволяет только любоваться ими и обходит их стороной.

Красоты описывать, наверное, нет смысла. Конечно, это надо видеть и такой восторг испытываешь, что словами это не передать. Аркадий, который был на Кавказе, сказал, что здесь в Альпах, горы как бы ближе. Как бы рукой можно достать. А со стороны Италии вообще такое впечатление, что горы стоят одной сплошной вертикальной стеной. К сожалению, фотографии этого эффекта не передают. Ночью слышен утробный грохот разламывающихся льдин, как жуткие удара грома, но без молнии.

С технической точки зрения маршрут простой, но очень красивый. Везде проложены тропинки, а через ручьи и каньоны - мосточки. Все маршруты промаркированы. Иногда тропа спускается вниз, пересекая дороги, деревни и городки. Есть возможность сойти с маршрута (примерно посередине) в местечке Courmayeur (Италия) откуда в Шамони ходят рейсовые автобусы по тоннелю (11 км) прямо под так называемым Южным пиком. Это гора Aigulle du Midi (h=3842). Это тот самый тоннель, в котором пару лет назад был сильный пожар и об этом везде писали.

Ночевки

Кемпинги или места для установки палаток имеются по всему маршруту. Почти везде есть душ, туалет. Если вода горячая, то такой кемпинг платный. Если ночь застала в пути (в долине) и добраться до ближайшего кемпинга нет никакой возможности, то надо просто зайти в любой дом и попросить разрешение поставить палатку во дворе. У нас был такой опыт во Франции.

При движении на машине по Германии мы останавливались на любой подвернувшейся парковке. Ставили палатку, готовили еду и ночевали. Никаких претензий ни со стороны властей, ни со стороны прочих граждан - не имели. А в Польше таким образом ночевали даже на автозаправке, правда предварительно спросили разрешение у оператора.

Сопутствующие развлечения

Chaminix. Очень красивый городок, расположенный в долине между двух горных массивов. Летом рай для парапланеристов. Из разных мест города видна сахарная вершина Мон-Блана и ближайшие ледники. Интересен бассейн. Он расположен таким образом, что когда плывешь по дорожке, то перед собой прямо над бортиком бассейна видишь только снежную шапку вершины Европы. И ничего более. Ни домов, ни деревьев - только Мон-Блан.

Пик Aiguille du Midi. Прямо в центре города имеется скоростной подъемник на гору Aiguille du Midi (3842 м.). Именно оттуда начинается известный 20-ти километровый спуск на лыжах (ВВ писал об этом). На Aiguille du Midi имеется несколько смотровых площадок. Виды просто захватывающие, если повезет с погодой. Нам повезло, и мы два или три часа непрерывно рассматривали окрестные вершины. Главная из которых, конечно, Mont-Blanc (Мон-Блан). Она всего лишь в 8 км от Aiguille du Midi. Отлично видны (в бинокль) группы альпинистов покоряющих и уже покоривших главную вершину Европы. Прямо под одной из смотровых площадок (200 - 300 метров вертикально вниз) находится альплагерь. Скалолазы штурмуют вертикальную скалу, вершина которой располагается почти на уровне смотровой площадки. Здесь же можно пересесть в другой вагончик подвесной дороги и над снежно-ледяным морем безмолвия среди остроконечных пиков перекочевать в Италию в вышеупомянутый городок Courmayeur.

Ледник Montenver. Это второй по длине глетчер в Европе (длина 11 км). Он "вытекает" из упомянутого "ледяного моря". В него (в глетчер) "впадают" еще два "притока". И эта мощнейшая река льда медленно, но неотвратимо (1 см/час), движется вниз, в долину. Из Шамони к подножию ледника ходит специальный горный трамвай с зубчатым рельсом посередине. У конечной станции этого поезда заканчивается 20-ти километровый лыжный спуск с Aiguille du Midi. От конечной станции горного трамвая до самого ледника можно спуститься либо на специальном подъемнике за отдельные деньги, либо бесплатно - "пешком" (в кавычках, потому что частично спуск идет по вертикальным лестницам). Для лиц, которые впервые ощущают настоящий глетчер собственной ногой, впечатление незабываемое. Но надо быть осторожным, я сам видел два камня скатывающихся с окрестных гор. Размеры и скорость камней не позволяют надеяться на счастливый исход в случае контакта. А также, в течение пары часов, что я там провел, видел спасательный вертолет, который шел вверх по (над) леднику. Туристов или альпинистов, не знаю, как правильно назвать тех, кто шастает не по горам, а по ледникам, предостаточно. Но выходить на него без соответствующего снаряжения - не рекомендуется. Лед скользкий, а промоины глубокие. Речка, образующаяся от таяния льда, вращает турбины местной гидростанции.

Внутри тела ледника вырублен музей. Как его удается сохранять при скорости движения ледника порядка 24 см. за сутки - неизвестно.

Кстати, и там я видел очень интересную пару пожилых людей. Их вид однозначно свидетельствовал о крайне низком уровне их доходов. У них были ледорубы образца 40 - 50-ых годов! Такие экземпляры мы видели только в местном музее, да в черно-белой кинохронике.

Поэтому заканчиваю свое повествование перефразировкой известного выражения: "Горам все возрасты покорны".

Приложение 1. Ресурсы.

На все путешествие, включая 6 дней на дорогу туда и обратно, мы затратили:

  • Время (всего) - 15 суток.
  • Дорога (туда и обратно) - 5000 км.
  • Питание автономное - все (кроме хлеба и воды) брали и везли, несли с собой.

Примеры некоторых цен (1998 год):

  • кемпинг в Les Houches (франки за сутки): стоянка автомобиля - 5, палатка -7, человек - 20;
  • кемпинг в Италии (всего на 4 чел. с палаткой) - 20 000 лир за сутки
  • кемпинг в Швейцарии 22 швейц. франка за сутки
  • поезд к подножию глетчера Montenver (туда и обратно) - 73 фр.
  • Подъемник на Aiguille du Midi (туда и обратно) - 200 фр.
  • Карта - 69 фр.
  • Пиво - 15 фр.
  • Бассейн (время не ограничено) - 20 фр.
  • Хлеб - 4 - 6 фр.
  • Сандвич 22 - 28 фр.
  • Бензин - 6 фр. за литр



Приложение 2. Характерные особенности кемпингов

Кемпинг в Les Houches

Кемпинг расположен прямо в населенном пункте. Это площадка, покрытая травой, на склоне, но как бы ярусами, чтобы палатки можно было ставить на более-менее ровном месте. Машины стоят рядом с палатками. Когда мы уходили в поход машину перегнали на другое место в "отстойник" при этом же кемпинге, так дешевле.

Услуги: душ с горячей водой, туалет, электричество в хоз.блоке для чайников и эл.бритв. Несколько раковин. Есть возможность для стирки.

Кемпинг перед перевалом Col du Bonhomme

Бесплатный. Очень нервная травяная площадка на высоте 1700 м. Место нашли с трудом, т.к. его просто мало, хотя палаток не так уж и много.

Услуги: прогноз погоды, душ с холодной водой, туалет. Холодная вода, видимо из ближайшего ручья течет в общее корыто. Слив из корыта постоянно забит, поэтому оно постоянно заполнено и вода переливается.

Имеется приют (домик) с ресторанчиком и возможностью ночевать в кровати. Но мы туда не заходили.

Кемпинг перед перевалом Col de la Seigne

Просто обозначенная площадка на берегу небольшой речки на высоте 1600 - 1700 м. Услуг никаких. Место неудобное. Палаток почти не было, и стоят далеко друг от друга. Но место для палатки выбрали с трудом, т.к. место какое-то сырое и кочковатое. Неподалеку (около 1 км) какие-то заброшенные строения из камня. Если подняться выше по дороге вдоль реки, то там есть жилье и приют. Интересно только то, что вода в реке белесо-мутноватая, как будто через мел пропущенная. Но неподалеку был источник чистой воды и туалет.

Кемпинг Monte Blanca (неподалеку от местечка Courmayeur).

Это каменистая площадка при небольшом отеле (высота, примерно, 1500 - 1600 м). Есть горячая вода с душем. Стоянка платная. Главная особенность - панорама гор. Они стоят как бы стеной. Высота горы Aiguille Noine del Peuterey 3773.м Перепад высот настолько велик, что смотреть на гору надо задрав голову. Снимки не прилагаю, т.к. обычной мыльницей не удалось снять, как следует. Впечатление совсем теряется.

Прочие прелести: днем множество мух, а ночью с гор доносятся жуткие раскаты "грома" - видимо это крошатся льдины.

Ночевка вне кемпинга.

Ночь застала в пути, в долине, во Франции после перевала Col de Voza (1653 m). До ближайшего кемпинга не дойти. Вдоль дорожек протянута проволока. Как мы поняли, что за проволокой частная собственность. Ставить палатку нельзя. Местами встречаются домики. Подошли к ближайшему и попросили разрешить поставить палатку во дворе. Нам разрешили. В домике, это оказалась как-бы дача, отдыхала пожилая чета с внучатами. Вечером, после того, как уложили детей спать, они пригласили нас на чай. Дама, ранее работала учителем английского языка, поэтому удалось даже поговорить "за жизнь".

Забавный эпизод: мы им подарили связку баранок (сушек), а они не знали, что ней делать. Думали, что это украшение и не могли понять, как это можно есть такие твердые "булочки" и как их можно снимать, не развязывая веревку. Пришлось показывать.

Приложение 3. Перевалы.

Основная информация о перевалах в комментариях к фотографиям. Никакого особого снаряжения не требуется. Снег только на перевале Col des Fours (2710 м), но немного. Впрочем, лето-98 было жаркое, возможно, в другие годы снега может быть несколько больше. К сожалению, мы там не сделали ни одного снимка, т.к. выйдя на перевал, мы потеряли тропу, а погода вдруг начала резко ухудшаться. Ночевать на снегу не хотелось, к этому мы не были готовы (два ребенка при нас были), поэтому пришлось побегать, отыскивая тропу. А как нашли, то быстренько начали скатываться вниз. То, что нас ожидал очень крутой спуск, было ясно было заранее, поэтому мы торопились, время нельзя было терять. В общем, не до съемок было, хотя теперь жалеем.

Из снаряжения я бы отметил две необходимые вещи: хорошие туристические ботинки, желательно западного производства и раздвижные палки. Но можно обойтись и простыми. Загодя, дома я вырезал, высушил, отполировал и покрыл лаком две еловых палки. Они оказались очень хорошим подспорьем не только на подъеме, но и (особенно) на спуске. На фотках они видны. В следующем походе в Татрах я придумал особый способ (как мне кажется) использования палки при подъеме.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Давать полный перечень всех перевалов, кемпингов, населенных пунктов и т.д., мне кажется, нет необходимости, т.к. проходить маршрут можно разными вариантами и количество перевалов, дней пути, типы кемпингов могут меняться в зависимости от маршрута.

Моя цель не подробный отчет о данном походе, а дать общее представление об этом районе. Показать, что не только спортсменам с многолетней закалкой и спонсорской поддержкой, но и обычным людям с тощими кошельками доступны радости горного туризма. Для меня, ребенка застойных эпох, да, наверное, и для многих моих ровесников, заграница всегда была чем-то запредельным. Нынешнее телевидение показывает богатую "заграницу" с шикарными отелями для богатых. А для меня было великое открытие, что и на Западе есть возможность для дешевого отдыха. Природные красоты открыты для всех, кому не лень тащить рюкзак с палаткой. Я думаю, это полезная информация для любознательных граждан 1/6 части планеты Земля.

Не в тему, но добавлю. Катание на горных лыжах даже в советское время, мне казалось невозможно дорогим. А оказалось, что и этот удивительнейший вид отдыха не так уж и дорог. Мне, к примеру, удавалось (слава Интернету) организовать недельное катание в Татрах за 150$ на человека (все расходы: проезд, проживание, питание, подъемники, страховки). Правда, это рекорд, но в 200-220$ можно уложиться без проблем, если цель поездки именно катание, а не пропивание.

Николай Катков  katkov@tts.lt

 
Ваш отзыв
Ваши пожелания - в нашем дневнике.
 

в начало Весь горный туризм и альпинизм   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU