Дорогами знаменитого однофамильца.
Николай Федосеев
Нашей группе из четырёх человек удалось в июле -- сентябре 1999 г. при
содействии Министерства природных ресурсов РФ совершить путешествие по
Дальнему Востоку. Маршрут нашего вояжа: верховья р. Мая -- р. Уда -- пос.
Чумикан -- о-ва Шантарского архипелага (Фехлистова, Медвежий, Большой
Шантар) -- залив Николая -- устье Амура -- Николаевск-на-Амуре --
Комсомольск-на-Амуре и обратно через Хабаровск в Москву. В нашу задачу
входили кино- и фотосъёмка региона (к празднованию 300-летия основания
рудного дела в России). а также частичное повторение одного из маршрутов
знаменитого топографа Григория Федосеева (на самом деле -- князя
Вердеревского), описанного им в книге "В тисках Джугджура".
Кто из любителей путешествий не читал знаменитые книги Г.Федосеева
"Последний костер", "Злой дух Ямбуя" и другие? Я -- читал. И во многом в
своей бродяжьей жизни обязан этому человеку. Много узнал о нём от его
красавицы внучки. Княжна Вердеревская умела рассказывать. Великий человек,
как и подобает истинному дворянину, всю свою жизнь посвятил служению России,
несмотря на тогдашние мрачные сталинские времена. Так долго я мечтал
оказаться в этих местах -- и вот сбылось. Семь суток поездом, неделя на
согласования и ожидания "борта" в Хабаровске, трое суток борьбы с грозами и
туманом по трассе -- и МИ-8 высадил нас на Мае. Мы приземлились именно в
том месте, где знаменитый топограф расстался со своим верным проводником
Улукитканом и отправился по воде в сторону р. Уды. Сначала на лодке, потом
на плоту. В общем, читайте его книгу "В тисках Джугджура", там всё описано.
С тех пор времени прошло порядком, ныне у нас катамаран с шестью гондолами
(по 3 м каждая) и двумя парусами для хождения по морю, да мотор страшенной
мощности "Ветерок-8". Плюс ещё большая вода. Выше в горах идут дожди, и
дневной перепад уровня рек иногда достигает полутора метров. По воде весело
несётся всякий хлам, включая сучья и брёвна, рыбу же ловить можно только
сетями. Причём за ними нужен глаз да глаз, чтобы их не унесло из улова,
которое неожиданно может превратится в фарватер. Речка очень красивая.
Чудные берега, леса и косы со скалами. Грибов и ягод тьма. Сложностей
никаких, одни шиверы и перекаты. Хотя, наверное, в малую воду тут до чёрта
камней.
Около 560 км легко проходятся за три дня, и вы в Чумикане. В переводе с
эвенкийского -- Кровавая коса. Здесь в гражданскую войну расстреливали то
ли красных, то ли белых, а скорее и тех, и других. В магазинах всё есть.
Плюс аэропорт. Периодически летают самолеты то в Хабаровск, то в
Николаевск-на-Амуре, расписание, мягко говоря, плавающее. Через бухту
Охотского (правильнее будет сказать Шантарского) моря -- посёлок
золотоискателей Киран, оттуда тоже летает самолет. Между посёлками всего 40
км морем. Ещё до Чумикана можно, видимо, добраться самоходными баржами,
которые возят рыбу в Хабаровск, но сколько на это уйдёт времени и сил,
представить не могу. Где дядя Гриша, так мы его любовно называли, умудрился
"нахвататься" всех столь ярко описанных им кошмаров от "битвы" с Джугджурским
и Становым хребтами, для меня загадка. Не река, а сплошное удовольствие.
А вот Шантарское и Охотское моря осенью -- это, я вам доложу, не подарок.
Со смещением в 45 минут дважды в сутки море то отступает, то наваливается на
берег. Перепад воды достигает порой более 8 м. Прорываясь между островами
Шантарского архипелага, вода выкидывает такие фортели, что только держись. В
некоторых местах против течения пустая "Казанка" под двумя "Вихрями" не может
пройти и трёх сотен метров. Ещё одна радость: вода, разогнавшись на отливе,
сталкивается в некоторых местах с потоком прилива и образует "маленькие"
такие стоячие волны при полном штиле. Редкое "удовольствие". Если откажет
мотор -- хватайся за всё, что крепко привязано к плоту, и жди, пока утихнет.
Очень сюда подходят ставшие ныне модными словечки "плющит" и "колбасит".
Писать ли об островах в океане? Там надо быть, что толку рассказывать о
причудливых гротах, скалах, выплывающих из тумана, ручьях, в которых бьётся
рыба, спешащая на нерест. Если у вас возникнет вдруг желание посмотреть в
глаза белькам, уютно устроившимся на скалах в ожидании своих могучих
родителей, увидеть стаи огромных белух (так называется местная
разновидность дельфинов) и послушать леденящий душу рёв сивучей, охраняющих
свой гарем, то это как раз такое место. Про икру и горбушу с кетой я уж не
говорю. А крабы, братцы! Оказывается, они красные и в море, а не только
варёные. Варить же их надо целиком в слегка подсоленной морской воде,
совсем чуть-чуть -- минуту, не больше. И ведро должно быть большим, чтобы
можно было запихать в него хотя бы пару штук. И потом есть их у костра не
торопясь, лапку за лапкой. Больше, чем можно съесть за два дня, ловить не
надо -- портятся. Для охоты нужны палка с гвоздём, фонарь -- и ночью на
отливе... Один ловит, второй снимает и таскает мешок по скалам.
На о. Большой Шантар живёт один человек -- Толик. Он взял остров
в аренду. Небольшой такой островочек, 80 на 40 км. Жалуется,
медведи одолевают, портят зимовья. А в остальном --
ничего, вполне доволен. Маяк, обозначенный на карте, брошен, там никого
нет. В залив Николая не ходите -- длинный, противный и грязный. Если только
очень нужно к геологам, которые моют золото километрах в 40
от моря, к ним периодически ходит кораблик под названием "Радонит".
Однако лишних бензина, масла и еды нет ни у его экипажа, ни у геологов.
В самом конце залива живёт эвенк Николай. Очень радушный, и баня у него
классная. Показывал место, где взлетают и садятся
летающие тарелки. Мы сначала думали, что там база геологов. Ан нет, там
ничего. Только огонь сначала как от лампочки на буровой, потом ярче, как
прожектор, а потом -- фьють и полетели. Уж года два как они там обосновались.
Николай ходил, искал, искал но ничего не нашёл. А огни эти мы сами
видели два вечера кряду. Но вот тащиться по болотам к каким-то инопланетянам
десять вёрст -- это уж дудки, мы лучше за гусями, оно вернее.
И совершенно серьёзно: ни в коем случае после 25 августа не пытайтесь
прорваться в устье Амура мимо мыса Врангеля. Это время начало штормов в
Охотском море. Тут 60 км отвесных скал. Отказал мотор, встречный ветер (он
может измениться в течении часа) -- и всё. Про шторм и туман я и не говорю,
туманы в Шантарском и Охотском морях появляются тоже невесть откуда и очень
густые. Плыть в тумане крайне опасно из-за топляков, которые способны
пропороть гондолу или сломать мотор. Лучше по Амуру на "ракете" -- 8 часов,
и в Комсомольске, а там до дома уж рукой подать.
Николай ФЕДОСЕЕВ.
|