Бездорожья не бывает.
Ольга Матвеева
Именно так считают участники кругосветного автопробега на трёх машинах
ЗИЛ-433420, стартовавшего 16 февраля прошлого года в Москве от отметки
"0-й километр дорог России" (о чём "ВВ" писал в № 43) и
финишировавшего там же через год (10 февраля).
Напомним, что организовали пробег московские Клуб "Приключение"
Дмитрия Шпаро и АМО "ЗИЛ". В путь отправилась команда из семи человек
во главе с итальянкой Стефанией Дзини. Ей 36 лет, последние 10 лет
живёт и работает в России. Стефания не новичок: в её активе уже есть
путешествия по Гималаиу, Индонезии, Австралии, автоэкспедиции Москва --
Пекин, Москва -- Тегеран.
Идея совершить "кругосветку" на автомобилях не нова. Но никем ещё не
пройденный участок Якутск -- Уэлен вызывал серьёзные опасения. Уэлен -- самый
восточный посёлок России, неудачные попытки доехать туда предпринимались и
ранее, например, в 1994--1995 гг. на грузовиках "Ивеко" и фордовских
джипах. Поэтому сначала цель экспедиции "шпаровцев" была скромнее --
проехать от Москвы до Уэлена.
Но и это было непросто. Предстояло преодолеть 13500 км. Примерно половину
по шоссе, остальное -- по грунтовым дорогам и зимникам. Последние
-- это просто замёрзшие реки, болота, морское побережье, которые
преодолимы только зимой. Автоэкспедиция успешно прошла первую часть
маршрута за 62 дня и 18 апреля 2000 г. была в Уэлене. Позади остались
Екатеринбург, Красноярск, Мирный, Якутия, Чукотка.
Последний, самый тяжёлый участок от пос. Мыс Шмидта до Уэлена, прошли за
20 дней. Здесь -- полное бездорожье с заснеженными сопками с одной
стороны и бескрайние морские льды с пятиметровыми торосами с другой. В
день продвигались всего на 10--12 км -- по склонам сопок, руслам рек,
кустам, оврагам. Однажды спускались по довольно крутому склону сопки,
а впереди была пропасть. Один из водителей резко повернул, и сломался
поворотный кулак колеса. Если бы водитель не остановился, то метров
через 20 колесо вообще отскочило бы. Нужной запчасти не оказалось,
и пришлось по спутниковой связи дозваниваться до Москвы. Дмитрий Шпаро
сумел из столицы по телефону найти нужную запчасть в пос. Мыс Шмидта,
а в пос. Эгвекинот -- вертолёт, и уговорил лётчиков слетать без
предоплаты, под честное слово, за нужной деталью и отвезти её
потерпевшим аварию. Задержка в пути была всего лишь двое суток.
После финиша в Уэлене решено было отправиться дальше и сделать
пробег кругосветным. Но нужно было переправить машины через океан. По словам
Д.Шпаро, для него не было в жизни задачи труднее. Оформление всех
документов длилось несколько месяцев. В Уэлене порта нет, и
вообще с Чукотки никто не плавает в Америку. Поэтому сначала переехали
в пос. Лаврентия, где машины стояли в комендатуре погранвойск до 25
августа. Потом, несколько раз перегружая "ЗИЛы" на различные суда,
наконец-то добрались до Владивостока, откуда 27 ноября машины отплыли к
берегам Америки.
Американцы со своим прагматичным мышлением, по словам Стефании, доставили
больше всего хлопот: никак не могли понять, зачем везут сюда машины, если
не собираются их продавать. Таможенники никак не могли поверить, что "ЗИЛы"
увезут назад. К тому же требовалось все машины обязательно
застраховать, а никакая страховая фирма не хотела это делать, поскольку их
служащие впервые видели русские "ЗИЛы" и не могли понять, что всё вообще это
значит. Как ни странно, в американском "раю" участников пробега замучили
постоянными требованиями каких-то документов и справок. Ребята сказали,
что на непроходимых дорогах России было легче.
Но вот наконец все проверки позади, и 22 декабря -- старт в Сиэтле.
Всё прошло довольно торжественно. Затем поехали в Канаду, чтобы
использовать более северные дороги. Там приключился один забавный
эпизод. Представьте: вечер, пустынное шоссе. Один из водителей пошёл
на "неправильный" обгон: выехал на встречную полосу. И вдруг заметил
вдали встречную полицейскую машину. Водитель поспешил назад, но тем не
менее полицейские остановили всю колонну и обвинили россиян чуть ли не
в столкновении с их машиной. Никакие уговоры не действовали. Стефания
уже сдалась и собиралась заплатить штраф. Однако полицейский в Канаде
не может брать штраф на месте, его надо оплатить в центральном городе
округа. А дело было 24 декабря, и полицейскому совершенно не хотелось
ехать так далеко, он хотел попасть домой на Рождество. Скрепя сердце,
он отпустил "нарушителей", но посоветовал им побыстрее убираться с его
территории, т.к. он "не хотел собирать перед Рождеством на дорогах
трупы".
Прибыли в Торонто 30 декабря поздно вечером, и на одном перекрёстке
(машины-то не маленькие!) зацепили "легковушку". Очень быстро приехала
скорая помощь, выписала справку, что никто не пострадал, и уехала. Потом
прибыла полиция и, изучив справку, сказала, что все свободны, дальше
будут разбираться страховые компании. "Позвольте дать вам один совет", --
сказал полицейский через переводчика. "Да, конечно!" -- обрадовались
россияне. "Очень прошу, в будущем будьте осторожнее"...
Всего по американскому континенту "ЗИЛы" проехали 5258 км. Самую бурную
реакцию местных жителей встретили именно здесь: в Америке и Канаде
много наших иммигрантов, которые работают часто на большегрузных
машинах. Стоило остановиться на какой-нибудь площади, как тут же
находились люди, понимающие, что машины из России, объясняли это
соседям, и тогда удивлению не было предела.
3 января приехали в Нью-Йорк, но на зафрахтованный корабль не
успели, пришлось ждать другой. Отправив 14 января автомобили на судне
в Великобританию, команда вылетела в Лондон самолётом. Пока
ожидали прибытия судна, путешествовали, взяв напрокат автомобили, и заодно
привыкали к левостороннему движению.
По Европе оказалось ехать проще, чем по Америке. Всего за 5 дней
проскочили Великобританию, Францию, Италию. Вот и Милан, родина
капитана команды. Вообще надо сказать, что Стефания -- хрупкая, очень
миловидная женщина, прекрасно говорит по-русски, хотя и с лёгким
акцентом. На вопрос: "Как работалось с ней?" -- участники экспедиции
ответили, что Стефания -- просто чудо! Все свои смены она честно
отрабатывала за рулём. Директор ЗИЛа тут же добавил, что вот какие у
них хорошие машины: ими может управлять даже такая миниатюрная
женщина! Так что пора ломать стереотип шофёра "ЗИЛа" -- амбала в
ватнике!
Границу России пересекли в самой западной точке -- в Калининграде. Далее
проехали по территории Литвы, Белоруссии и вот торжественный финиш пробега
в Москве! Последний километр от мэрии до финиша одну из машин вёл Юрий
Лужков. По Европе "ЗИЛы" проехали 4694 км, а всего за весь
пробег -- 23452 км.
Никаких неприятных сюрпризов машины не преподнесли. Директор ЗИЛа Валерий
Носов заметил, что завод-то рисковал больше всех -- как-никак честь марки!
Но за весь пробег произошло лишь 5--7 серьёзных поломок, которые водители
устранили своими силами. "ЗИЛ" состоит примерно из 7000 деталей,
запасных же команда везла с собой 200, из них использовали только
12. А машины-то были серийные! Никто их специально
не собирал, все детали на них стояли серийные, поэтому
директор не мог скрыть свою радость и гордость.
Определилась и судьба "ЗИЛов": сначала их полностью обследуют, а
потом один будет стоять в музее завода, а остальные... Возможно,
понадобятся в новых кругосветках.
Ольга МАТВЕЕВА.
|