Вольный Ветер
Активный туризм
   новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
N 36 ноябрь 1998
Вести с тропы
Хибины

Экспедиции
Нижегородцы выжили даже на вулкане

Марафон у Эвереста

Плаванию помешали бюрократы

Природа и мы
Чего бояться в своем отечестве?

Гадили все, а убирают дети

Авторская песня
Еще не сумерки, и песня не допета

Песни на дом

Кого увидишь в зеркале

Вести из ГКФТ
Положение о туристско - спортивных маршрутно - квалификационных комиссиях

Люди и горы
А назвали мы его "Олежек"

Кто ворует ложки

Их юмор

Экстремальная ситуация
"Микроаварии" южного Цители

Нельзя терять надежду на спасение

Последняя страница

каталог : серьезно : природа :
Кто ворует ложки
Павел Зак

За свою туристско-альпинистскую жизнь навидался я всяких животных в горах.

Прежде всего хочу вспомнить эпизод с альпийской галкой. Дело было давно, когда я (второй раз) кончал школу инструкторов альпинизма.

Вернулись после восхождения на бивак в верховьях Адылсу, а он разорен: кастрюля перевернута, консервные банки разбросаны. И ложки пропали, которые мы оставили на камне около кухни-загородки из камней. Ложки! (Кстати, собственноручно "уведенные" из столовой лагеря). Ну кому они нужны?! Одну мы вскоре нашли -- на снегу неподалеку от палатки. Потом вторую -- уже далеко внизу, тоже на снежном поле. Только тогда догадались: галки.

Это очень любопытные и озорные птицы. Уже потом мы наблюдали, как они распоряжались оставленными нами вещами. В первую очередь их привлекает все блестящее: ложки, банки...

На биваке под ледником Гумачи (это уже в ущелье Адырсу, если смотреть снизу, то справа) очень нас развлекала ласка. Там рядом с биваками большой растрескавшийся камень, даже развалившийся на части. Вот ласка из-за камня высунула головку. Блеснули глазки-бусинки. И снова спрятались. Опять появилась, уже с другой стороны. Признаюсь, пытались мы ее изловить. Конечно, безуспешно...

В "теплом углу" Безенги (в ущелье Мижерги) было особенно много туров. Когда возвращались на бивак, их просто приходилось отгонять от палаток. У меня сохранилось несколько слайдов тех времен. Там есть такой кадр: турье стадо несется мимо нас. Близко. И еще кадр: у палатки сидит группа альпинистов, а поодаль -- турье стадо. Смотрят друг на друга очень внимательно. Пристально. Когда показываю этот слайд, аудитория всегда хохочет.

С турами связан один и загадочный, и восхитительный эпизод. Сидел однажды наш отряд разрядников на Австрийских ночевках в верховьях Безенгийского ущелья. Спустились мы туда после восхождений. А в наше отсутствие по палаткам шарили туры. Как мы пришли, туры переместились ниже нас на склон.

Туры охотились за "солененьким". Известно, как звери охочи до соли. Дошлые-ушлые разрядники решили устроить ловушку. Насыпали соли и насторожили петлю из репшнура. И поймали туренка. Прибегают ко мне девчата: "Палсамолыч, там парни собрались туренка резать!"

Я успел. Отругал. Отпустил. Ловцы обиделись: какое жаркое упустили!

Стадо быстро оправилось от этого потрясения. И устроило нам спектакль. Иначе не назовешь.

Чуть пониже наших биваков и правее -- склон горы от Дыхтау. На этом склоне снежничек. Крутой, градусов 30--40. Прямоугольный, метров пятьдесят по ширине, около тридцати по высоте. И вот туры сделали на нем представление. На верхних углах этого снежничка встают два молодых тура, года по два-три. По какому-то сигналу, нам не слышному, они одновременно прыгали к центру снежника. Подогнут передние ноги и на брюхе, как на санках, скользят по диагонали этого прямоугольника. В центре встречались. Рогами. Грохнутся -- и оба кубарем летят кувырком вниз по склону. А потом следующая пара... Это производило впечатление сознательной игры. Мы глядели, остолбенев.

...На Заалайском хребте наш базовый лагерь был под гребешком с небольшим пиком (по памирским масштабам небольшим, но все же более четырех тысяч). К лагерю подошла любопытная лиса. Выглянет из-за камня, посмотрит, спрячется. Потом из другого места. Один альпинист не выдержал: схватил ружье (была у нас одностволка, "тулка") -- и за ней. Лиса от него по камням вверх. Он за ней. Она с камней на снег. И он туда. Я вдогонку, ругаться. Куда там...

Часа через два спускается. Говорит, побывал на самом верху, видел там тур -- значит, были восходители. А лиса убежала.

Сделали мы там приличный траверс, а потом уговорил нас старший тренер Анатолий Иванов прогуляться к южным ущельям (в район ледника Октябрьский). Поехали. Добрались под пик Панорамный, устроили бивак. Решили утром подняться на вершину, поглазеть вокруг. А мой дружок Борис забрал ту самую "тулку" и решил поохотиться: накануне мы наблюдали два больших стада -- и архары, и киики. Ушел. А мы залегли по спальникам.

Уже стемнело, и вдруг с той стороны, куда ушел Борис, раздался рев. Ирбис! Ну, пропал наш Борис!

Утром он вернулся. Рассказывает, как услышал этот рев, залез в какую-то каменную нору, выставил вперед ствол и решил дорого продать свою жизнь. Так и продрожал всю ночь. Как вернулся -- залег спать. А мы пошли на Панорамный.

в начало  О некоторых вещах поговорим серьезно :

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU