По дорогам архангельской глуши
Сергей Болашенко
Северо-Запад России (Архангельская и Мурманская области, республики
Коми и Карелия) -- удивительный край, в котором соседствуют места
"цивилизованные" и те, где, кажется, никогда не ступала нога человека.
Здесь есть все: большие города и вымирающие поселки, асфальтовые
дороги и непроходимые зимники, оживленные железнодорожные магистрали и
не обозначенные нигде ведомственные ветки с интенсивностью движения
несколько поездов в месяц, посещаемые туристами Кижи и Соловки и
недоступные никому из простых смертных погранзоны, гигантские военные
полигоны и лагерные управления, сотни закрытых городов и городков,
космодром и кладбища ракетных ступеней... Есть здесь множество
заброшенных сел и деревень, в которых запросто может поселиться любой
желающий, старинные церкви и монастыри, тысячи рек и озер удивительной
красоты...
Север влечет к себе туристов, но все же в большинстве его районов встретить
путешественников трудно. Причины очевидны: закрытые и режимные зоны,
отсутствие устойчивого транспортного сообщения, недостаток информации о
регионе... С 1996 года я собираю сведения об этих местах, отправил в
различные отдаленные поселки более 200 писем, добыл массу краеведческой
литературы и справочников, разными способами собрал информацию по 120
ведомственным железным дорогам, совершил методами автостопа 4 большие
поездки на Европейский Север (в том числе участвовал в организованных
А.Кротовым "гонках мудрости" от Москвы до Салехарда). Путешествие по
маршруту Москва -- Вельск -- Архангельск -- Северодвинск -- Няндома --
Коноша -- Вологда -- Москва, совершенное в августе 1997 года, -- одно из
них.
Стартовал, по своему обыкновению, от Московской кольцевой автодороги.
Ранним утром в Москве было еще темно, однако это не помешало
скоростному автостопу. Быстро осталась позади освещенная бесконечной
цепочкой оранжевых огней пустынная МКАД, а затем тоже пустынный, но
уже неосвещенный пригородный участок Ярославского шоссе ("великой
северной магистрали" М-8). Сменив несколько машин, я достиг поста ГАИ у
Переславля-Залесского, где "взял" порожний архангельский тягач, на
котором проехал несколько сот километров до Ростиловского поста ГАИ
(перед Грязовцом). Оттуда -- "легковушкой" до Вологды. Город проехал на
нескольких троллейбусах. Потом, правда, узнал, что можно использовать
один троллейбусный маршрут №4, который проходит через весь город с
юга (от ост. "Больничный комплекс") на север (до ост. "Бригантина").
При выезде из Вологды столкнулся с неприятным для автостопщика
явлением -- "таксизмом": три водителя подряд предложили оплатить
проезд (обычно такое бывает только в черте крупнейших городов). Но я
не огорчился, зная, что это не более чем досадное совпадение, и вскоре
поехал дальше: ПАЗик до Сокола, "Жигули" до Чекшино, бензовоз до
Сямжи. Здесь, в 576 км от Москвы, оказываюсь к вечеру, уже в сумерках,
и интервал между проезжающими машинами увеличивается до 10--15 минут.
Подготовился было к долгому ожиданию, но неожиданно повезло: на
автозаправку подъехал автобус, полный каких-то странных людей. Я попросился
в попутчики, и водитель согласился взять меня, предупредив, что в автобусе
не следует доставать вещи из рюкзака и не вступать, по возможности, в контакт
с пассажирами.
Все сидячие места маленького ПАЗика были заняты, а проход заставлен
металлическими заплечными ящиками-котомками. Мне с трудом удалось
разгрести свободное место. Мужики, сидевшие в автобусе, пили водку и уже
мало что соображали. По их разговорам я догадался, что рейс организовало
какое-то вологодское предприятие, отправившее своих работников на сбор
грибов и ягод в архангельские леса, а получку за эту работу выдали вперед,
что весьма бурно и отмечали пассажиры (кстати, в таком "веселом" автобусе я
ехал уже не первый раз; на Севере в летний сезон это случается нередко).
В полной темноте автобус мчался по пустой и местами весьма разбитой
дороге. На границе Вологодской и Архангельской областей асфальт
сменился плохо уложенным бетоном -- это самый нелюбимый водителями
участок всей 1220-километровой трассы. Несколько раз перед автобусом
пробегали зайцы, появляясь едва ли не с той же частотой, что и
встречные машины. Наконец, почти в час ночи, прибыли в Вельск.
Здесь ПАЗик остановился на ночевку у въездного поста ГАИ. Я решил не
испытывать судьбу на почти безмашинной ночной трассе и тоже решил тут
ночевать. Сон в теплом пуховом спальнике был великолепен...
Вельск был основан еще в 1137 г., сейчас в нем живут 26 тыс. человек.
Город вытянулся вдоль реки Ваги на 6 км. Старинных зданий здесь
сохранилось мало, в основном неказистые двухэтажные дома-бараки,
типичные для всех северных регионов. Рейсы городских автобусов почему-то
отменили, вроде бы временно. Поскольку трасса проходит
через весь город и схема проезда запутана, я с трудом выбрался из этого
старинного городка.
От Вельска на нескольких местных машинах добрался до села Ровдино.
Там "застопил" легковой "Фольксваген" из Волынской области ("взять"
дальнюю легковушку -- редкость, высшая удача для автостопщика!). В
машине были трое молодых парней. Один из них когда-то увлекался туризмом и
даже что-то слышал об автостопе, потому меня и подобрали. Помог в этом и
яркий оранжевый комбинезон -- еще раз убеждаюсь в его незаменимости. Ехали
на огромной скорости (до 160 км/ч), 450 км промелькнули очень быстро... И вот
я на объездной дороге Архангельска -- столицы Беломорья, крупнейшего города
севера европейской части России.
Основан Архангельск в 1584 г. Сейчас это город с населением 420
тыс. человек, протянувшийся с юга на север вдоль Северной Двины и ее
многочисленных притоков-рукавов более чем на 40 км. Застроен он в
основном небольшими деревянными домами, хотя центр за последние
десятилетия приобрел современный вид (есть даже многоэтажные здания, в
том числе и высотка лесотехнического института), но пока осталось много
старых и ветхих домов. Через Северную Двину, огромную реку шириной в 2
км, перекинуты два моста (едва ли не самые большие в России), которые
ночью разводятся.
Архангельский морской порт состоит из нескольких не соединенных между
собой частей -- "грузовых районов". Все они охраняются. У причалов
стоит множество теплоходов, но идут они в страны Запада, а в
направлении Севморпути движение крайне редкое (приблизительно раз в
месяц). Зимой навигация поддерживается с помощью ледоколов, но судов в
это время ходит еще меньше. Единственная морская
пассажирская линия -- на Мурманск, туда 13 раз в году со 2 июня по
30 сентября плавает теплоход "Клавдия Еланская" (самый дешевый билет
стоит 165 руб.). По Северной Двине еще сохранилось движение теплохода на
Котлас, с мая по сентябрь судно отправляется ежедневно около 7 утра.
Из Архангельска отходят всего три автодороги: на Вельск --
Москву, Северодвинск -- Онегу, Пинегу -- Карпогоры. Междугородние
автобусы ходят только по московской трассе М-8 (самый дальний -- до
Вельска) и на Пинегу, но есть много пригородных. До Онеги можно добраться
лишь на редких попутных машинах. В северном направлении летом уедешь
максимум на 100 км, до поселка Поморье, куда ведет очень плохая
грунтовка с редким движением машин повышенной проходимости ("Уралы"
ходят до поселка, который возник в конце 80-х на вновь открытом
Беломорском месторождении алмазов, но добыча их так до сих пор и не начата).
В г. Мезень, в 200 км к северу, ведет лишь зимняя дорога, отходящая от
поморской трассы в поселке Чудвозеро. Через Несь -- Верхнюю Пешу --
Коткино она доходит до Нарьян-Мара. Летом добраться по суше до этих
городов пока еще невозможно. Побережье Белого моря в районе Мезени и
прибрежный о. Моржовец являются погранзоной (сам город в нее не
входит). Пропуска туда оформляются в представительстве погранслужбы
(Архангельск, ул. Русанова, 11/3).
Затем я переехал в Северодвинск, добравшись туда за 40 минут по оживленной
автотрассе. Этот город, второй по величине в области, существует с
1936 года. Строился он как главный центр производства подводных лодок
и еще недавно был закрытым, но это, к счастью, осталось в прошлом,
хотя побережье Белого моря к западу от города до пос. Сюзьма пока еще
является режимной зоной. В советское время Северодвинск был богатейшим
городом, сохранились и следы этого былого богатства: множество огромных
дорогостоящих зданий, роскошно отделанный ж.-д. вокзал (пребывающий
сейчас в запустении -- почти все поезда отменены), несколько мостов
через неоживленную ж.-д. ветку. Но сейчас из-за развала оборонной
отрасли здесь все поменялось: единственное крупное предприятие --
завод подводных лодок -- почти не работает, зарплату на нем задерживают
месяцами, многие жители покидают город.
Северодвинск, в отличие от Архангельска, находится непосредственно на
Белом море. Есть здесь и морская пристань, от которой 10 раз в год с
мая по октябрь на Соловки и в Мезень ходит теплоход "Алушта", других
устойчивых морских сообщений нет. По железной дороге курсируют только
пригородные поезда -- по 2 раза в день на Архангельск и в режимный
поселок Ненокса (пропуска проверяют на ст. Уйма). Работает и
другая железная дорога -- ведомственная лесовозная узкоколейка,
уходящая на 70 км в южном направлении. Леспромхоз, которому она
принадлежит, сейчас обанкротился, но на узкоколейке пока еще
существуют два "лесных поселка" -- Белое Озеро и Палозеро, поэтому по
ней ходит пассажирский поезд (отправление на Белое Озеро в 17.10 (пн.,
ср., птн.), 16.10 (сб.), 10.30 и 18.30 (вс.), обратно из Белого Озера в
8.00 (пн., ср., птн., сб.), 8.00, 16.30 (вс.). Кроме того, многие жители
поселков имеют "пионерки" -- самодельные мотодрезины, собранные из
неведомо где добытых металлических конструкций, с двигателем от
мотоцикла или бензопилы. Этот "частный железнодорожный транспорт"
ходит без всяких расписаний и указаний, в день бывает от 3 до
7 дрезин. Южнее Белого Озера никакого рейсового сообщения нет,
проехать там можно только на "пионерках" -- они появляются 1--2 раза в
день.
По этой узкоколейке мне удалось добраться только до Белого Озера. Ехал
на пассажирском поезде, который состоял из двух обычных зеленых
вагончиков и двух "доисторических" -- деревянных, без крыши и торцевых
стен, с несколькими длинными скамейками. Плата за проезд (6 руб.)
предусмотрена как в нормальных, так и в "бич-вагонах", но с
тетушкой-билетером легко договориться. Дорога проходит по удивительно
красивым местам: среди озер, холмов и сосновых лесов -- за все полтора
часа пути трудно оторваться от окна. Расположенный над озером на холме
поселок Белое Озеро не менее красив, однако находится, увы, в
полном запустении из-за прекращения лесозаготовок. Здесь буквально на
каждом шагу встречается брошенная техника, много опустевших домов.
Агрессивно настроенной молодежи тут нет, однако надо остерегаться
встречи с главой здешней администрации. Увидев меня, он в нецензурной
форме стал доказывать, что это погранзона и мне ее следует немедленно
покинуть. Когда я попытался объяснить госчиновнику, что погранзоной
эта территория уже не является и запрещать мне находиться здесь никто
не имеет права, он пригрозил милицией, задержанием и
величайшими неприятностями, после чего удалился. В дальних регионах
такие действия представителей местных властей, к сожалению, не
редкость.
Возвращался я домой уже не по трассе, а по железной дороге (это именуется
автостопом 2-го рода). Ездить легче всего в локомотивах грузовых
поездов. Идущие 6--10 раз в сутки в южном направлении составы
формируются на станции Исакогорка, которая находится в пригороде
Архангельска, в 18 км от центра города (проезд автобусом №3).
Из Северодвинска сюда можно доехать "стопом" примерно за час по архангельской
трассе, затем по объездной дороге. Когда я прибыл в Исакогорку,
оказалось, что до отправления товарняка пойдет пассажирский поезд
Архангельск -- Няндома. Не слишком рассчитывая на успех, я все же попросил
начальницу поезда разрешить мне проехать бесплатно (дескать,
путешественник, и денег мало), и меня пустили до конечной станции.
Железная дорога Архангельск -- Вологда -- Ярославль, построенная в
1898 г., до 1916 г. была узкоколейной, сейчас она двухпутная (кроме
участка Архангельск -- Обозерская), ведется ее электрификация. Вдоль
"железки" в Архангельской области расположено 26 поселков, жители
которых занимаются заготовкой леса. Раньше от трех поселков отходили
лесовозные узкоколейки, но сейчас ни одна из них не действует -- лес
вывозят только автомобилями по грунтовкам на 30--50 км к ж.д. От
станции Пукса (228 км от Архангельска) отходят 2 лесовозные ж.д.
широкой колеи: на запад -- 130 км до пос. Янгоры, и на восток -- 115
км до пос. Дальний (движение по последней в начале 1997 г. прекращено).
Янгорская ветка принадлежит Учреждению ОУ-250, более известному как
"Онежское лагерное управление", и считается режимной, но туристу при
наличии паспорта (и длинного языка) проехать по ней разрешат.
Пассажирский поезд на Янгоры ходит ежедневно в 20.20 со станции Икса в
пос. Североонежск, от Пуксы до Иксы (25 км) -- движение только
грузовое.
Ранним утром я оказался в Няндоме. Там удалось бесплатно впроситься
на пригородный поезд до следующей крупной станции Коноши. Далее я доехал
"стопом" в пос. Ерцево, с большим трудом преодолев 30-километровую местную
трассу (еще недавно она была полностью грунтовой, сейчас наполовину
заасфальтирована, но машин очень мало). Ерцево -- лагерное поселение,
находящееся в стадии вымирания. Здесь расположены две крупные зоны,
одна из которых недавно закрыта. В западном направлении из поселка
уходит нигде не обозначенная ж.-д. ветка с колониями и поселениями.
Раньше она доходила до пос. Южный Вологодской обл., сейчас действует
только до ст. Совзы (90 км). Туда ходит пасс. поезд (20.15 -- 0.00 по
ср., чт., пт., 8.00 -- 12.00 по вс., обратно 8.00 -- 12.00 по чт., сб.,
17.00 -- 21.00 по вс.). Только с редкой оказией можно уехать в пос. Ковжа и
Ширбово -- их предполагается закрыть. Режимной зоной ветка не
является, документы никто не проверяет.
От Ерцово до Вологды доехал на товарняке, словно специально для меня
остановившемся, далее -- таким же способом -- до Данилова и Ярославля,
а там уже вышел на трассу и вскоре прибыл в столицу. Позади остались
шесть дней пути и 2510 км.
Сейчас я продолжаю сбор информации и планирую новые путешествия. Но, к
сожалению, у меня пока нет единомышленников. Предлагаю переписываться
всем, кто интересуется Севером или располагает сведениями о нем по
описанным выше темам, и еще раз сообщаю свои координаты: 125502,
Москва, ул. Фестивальная, д. 53, корп. 3, кв. 278; тел. (095)
455-37-42.
|