Вояж в бархатный сезон
Георгий Гончаров
Как проехать 1171 км от Москвы до Азовского моря за 10 дней
Турист всегда готов к нештатным ситуациям. Вот и сейчас: лето на
исходе, от отпуска осталось всего ничего, а на море хочется. И я
вычерчиваю на карте маршрут по дорогам, еще не пройденным моим велосипедом,
через Украину к ближайшему теплому морю.
18 августа 1998 г. отправляюсь в дорогу. Начало обычное: стремясь
избежать околостоличной автомобильной сутолоки и копоти, выезжаю в
Калугу электричкой. Подмывает желание сразу прорваться как можно
дальше на юг. (В прежние годы электрички ходили до Брянска, и Антон
Кротов теоретически обосновал бесплатное использование ж.-д. сообщения
как "научный" метод путешествий. Уж если рыбалку и шахматы сделали видом
спорта, а теперь хотят присовокупить к ним и игру в подкидного дурака, то
почему бы не придать спортивный статус и шаромыжничеству? Вперед!) Электрички
до Брянска сохранились, "научно" ездить на них учитесь сами или по книгам
Кротова -- я свои методы не афиширую.
И вот скупое предзакатное солнышко скатывается за верхушки бывших
партизанских лесов. Но ни клочка соломы для ночлега! Для комфорта в
таких условиях нужна палатка, спальный мешок и матрас под него. По
весу и объему это не для велотуриста-одиночки, и у меня всего этого
нет.
Но... турист всегда готов к нештатным ситуациям. Чехол из плотной
ткани для перевозки в транспорте сложенного велосипеда превращается в
гостинице "Соломис" -- стоге соломы -- в спальник. Палатку и спальник
сымитируем, поместив в названный чехол герметический полиэтиленовый мешок
(в багаже это легкий пакет с ладошку величиной). Полиэтилен не прорвется,
если дополнить его ситцевым вкладышем -- пленка окажется между двумя
тканевыми оболочками. Вместо матраса всегда с собой вожу легкий
пенополиэтиленовый коврик толщиной 5 мм (тонкий, но он и нужен только для
аварийных ночлегов). Свернутый в рулон на багажнике под переметными
сумками, он служит амортизатором, облегчая при езде ударные нагрузки на
заднее колесо. При ночлеге, если нужно, под коврик можно подложить хвойных
веток, а самому завернуться в плащ. На сей раз это не понадобилось: в паре
километров от магистрали нашелся недостроенный домик лесного кордона --
дощато, сухо, чисто, хотя и холодно. А в дальнейшем для ночлегов соломы
хватало.
Как и всегда, в этой поездке, если не останавливался на ночь у
друзей, старался бесследно раствориться в пространстве, выбрать стог
соломы поукромнее, подальше от всяческих дорог. Время такое:
"береженого Бог бережет". Деньги на дорожные расходы рассовал в три
потайных места. Сухарей, сахара, консервов и прочей снеди набрал в
дорогу столько, что по возвращении домой из сумок и выкладывать было
неловко. Август -- время обилия даров природы. Осыпающиеся вполне
съедобные груши я раньше услышал, чем увидел. Другие фрукты-овощи
сопровождают велотуриста вдоль всех дорог. А на хлеб и молоко много ли
надо денег?! Пока по России едешь, это в два раза дешевле, чем в
Москве (в Рыльске, например, буханка хлеба стоит 1 рубль 80 копеек).
На Украине курс гривны -- 3,5 наших рубля. Российский финансовый шквал
середины августа проявлялся здесь в виде повсеместной и сильной
тревоги, но материальных очертаний еще не приобрел.
Из Рыльска на Украину, как следует из дорожного указателя, два пути:
вправо -- через Глухов, влево -- через Глушково (вот такая ирония).
Глуховские места мне знакомы по прежним поездкам, и я направляюсь в
Глушково. До него 30 км упоительной тихой дороги, украшенной
по сторонам рябиной с завидно крупной пурпурной ягодой. Если Рыльск,
подражая уважающим себя городам, карабкается на семь холмов, то
Глушково -- удивительно тихий и уютный равнинный российский райцентр,
этакий "себе на уме", но уже с украинской хитрецой. Официальная дорога
уходит отсюда большим крюком на запад, через Теткино на Белополье.
Аборигены же подсказывают мне прямой путь в Сумы через Елизаветовку --
эта дорога отходит вправо за станционным переездом. Но и глушковцам не во
всем повезло: их ж.-д. станция далеко от города, до нее больше десятка
километров. Еще примерно столько же по асфальту за станцией -- и вот
прекрасный ночлег в виде стога свежей соломы. Пора отдохнуть после
сегодняшних 150 км. В ночной тишине издалека доносится лай собак в
Елизаветовке. Утром я поспеваю туда к парному молоку.
-- Вот выедешь из деревни, и уже Украина, -- говорят мне местные.
Выехал. Ни таможен, ни КП. Но на встречной стрелке дорожного указателя
написано "Глушкове" -- значит, точно Украина. К 11 утра был уже в
Сумах -- до них всего 30 км. Вот только деклараций о въезде в
Заграницу никаких. Не повредило бы мне это при выезде.
Сумский Лебедин, родина моих предков по материнской линии, понравился
-- тихий, уютный городок. Захотелось поговорить с местными Терещенко
(такой могла бы быть и моя фамилия). Мне предложили познакомиться с
начальником районного налогового управления. Э, этот меня за родню не
признает!
Прямой путь на Полтаву оказался большей частью булыжным шоссе --
сплошная тряска со скоростью 8 км/ч (даже щелясто-стыкастая брянская
бетонка вспоминалась там с благодарностью). Спицы на таких дорогах,
особенно в дождь, по необъяснимой причине рвутся. Но на этот раз я
воспользовался советом московского веломудреца-механика Александра
Смирнова, уговорившего меня зафиксировать пересечения спиц
в колесе кордовой ниткой с эпоксидкой. Раньше кроме перехлеста спиц я
ничего такого не применял, хоть и знал, что еще в 70-е годы в
экспедиции по Памиру ленинградец Владимир Фитенко перевязывал пересечения
спиц проволочкой (правда, мне было непонятно зачем -- он и так каждую кочку
объезжал). Теперь я сам убедился в рациональности смирновского приема: от
тряски ни одна спица не порвалась, никакой разбалансировки! Всем советую
взять это на заметку.
Как это сделать? Перекрестия спиц (см. фото) обвить несколько раз
прочной нитью и затянуть свободный ее конец заранее оставленной
для этого петлей вовнутрь бандажа -- рыбаки так привязывают крючок к
леске. После затяжки бандаж нужно хорошенько, и не раз, пропитать эпоксидным
клеем и дать ему затвердеть в течение нескольких дней. Способ сборки
колеса -- со свободным ли пересечением спиц или вперехлест, -- на мой
взгляд, значения не имеет. Я предпочел бандажом дополнить перехлест
спиц. Кстати, на фото представлен отечественный складной велосипед
"Салют-С", переделанный на 26-дюймовые колеса от "Примы". На этом
велосипеде в 1990 году я проехал из Москвы в Париж через Скандинавию.
Однако с тряской дороги лучше поскорее уходить. Так я и сделал, когда
в Малом Бобрике мне подсказали 4-километровое грунтовое спрямление на
Трещилино. Вскоре замелькали указатели на Миргород. Это не по пути, но
заехать соблазнительно. Впрочем, впереди на полтавской дороге будет
Диканька, а вся дорога на Опошню -- сплошная Сорочинская ярмарка:
непрерывное торжище овощами-фруктами, бахчевыми, керамикой и всякой
всячиной! В Диканьке вижу кафе "Эней" (ну конечно, почему бы и Диканьке не
быть местным Габрово?). Однако диканьцы увлекли меня в места
исторические, в остатки дубравы с дубами-патриархами XV века, к храму Св.
Николая (1694 г.). Утверждают, что он перевезен от такого же храма-двойника
классической архитектуры из Италии. По воле Кочубея (известного украинского
государственного деятеля ХVII века), значительная часть орнамента внутренней
отделки выполнена в восточно-мусульманском стиле. В подвальной части --
усыпальница: 8 саркофагов с останками Кочубеев всех поколений. В правом
приделе у алтаря место коленопреклонения князей. И Николай II здесь
молился, и матушка Гоголя о ниспослании ей сына Николая... А за
Кочубеевским лесом гранитным валуном отмечено место расположения КП
Гвардейских минометов, где в сентябре 1942 года "Катюши" произвели первый
на Украине залп.
Полтава начинается памятником павшим в известной битве шведам, монумент
отечественным героям -- в сквере в центре города.
Надо сказать, что быт мой на Украине не усложнился. Например, проехав
Полтаву, ищу место для ночлега. На косогоре виднеется что-то сжатое в
валках. Заворачиваю, проселок уводит меня в низину. Оказывается, там
пруд-ставок. Годится -- омовение после жаркого дня будет весьма
кстати. Не успел высохнуть, как появилась "легковушка". Спешно натягиваю
шорты. Молодой шофер Николай со школьником Андреем:
-- Половил бы, турист, рыбку. А для ночлега сена вон притащи, сухое.
Перебросились парой слов. Николай сходил к машине, принес пакет пирожков с
яблоками. С пакетом протягивает две гривны: "Молока завтра купишь".
-- Не нужно, -- говорю. -- Не берут за молоко с меня денег.
-- Ну, люди разные бывают. Взяли же с вас в Зенькове даже российский рубль,
был случай, а? За полтора литра молока!
Оказалось, Николай -- арендатор, хозяин этого пруда, организует здешнюю
рыбалку.
За 10 дней пути дождь был только однажды, под Кременчугом, да и то
в первой половине дня. Такой дождь не страшен -- до вечера просохнешь,
тем более что ночлег запланирован у велосипедиста Бакуменко. Однако
привечала меня его добрейшая матушка, поскольку сам Анатолий Юрьевич
успел уехать в путешествие. Порадуемся за него: он так долго искал
спонсоров, а не найдя их, поехал поперек Украины с тем, что было в
кармане.
Утром по длиннющему мосту переезжаю на правобережье Кременчугского
водохранилища, радуясь поначалу довольно спокойному рельефу. Но радость
была преждевременной -- начались праводнепровские спуски--подъемы: вроде и
виражей нет, а не разгонишься -- дорога далеко не европейского стандарта.
Вскоре стал проявлять себя индустриальный Днепродзержинск. Я уж не говорю о
днепропетровской автомобильной сутолоке. В городе удалось разыскать старого
приятеля-велосипедиста. Путь к его дому на левобережье проходит по
удивительному мосту через Днепр -- двухъярусному, едешь в потоке городского
транспорта, а под тобой громыхают ж.-д. составы, и вся эта громадина
тревожно сотрясается.
Ранним утром отправился в Лозовую. Туда следует приехать пораньше и
разыскать единственный в СНГ всесоюзный (от тех времен) велосипедный
музей "Глеб Травин" -- даже на Западе несколько велоклубов носили
имя нашего непревзойденного велопутешественника. Лозовчанин Алексей
Потупин, географ и энтузиаст велосипеда, два десятка лет
назад стал создавать велоклуб и музей при нем. За 15 лет Алексею
удалось собрать множество оригинальных материалов по истории
отечественного велотуризма, в том числе связанных с жизнью
Г.Травина. Среди них печатные издания, плакаты и афиши о его
беспримерном велопутешествии длиной 85 тыс. км вдоль границ Советского
Союза в 1928--1931 годах с преодолением (преимущественно по льду)
Великого Северного пути до мыса Дежнева. ("ВВ" в №25 рассказывал о
Псковском краеведческом музее на родине Г.Травина, где выставлен
легендарный велосипед и личные вещи путешественника.) Среди экспонатов
музея в Лозовой упомяну лишь один. Это личный травинский экземпляр
паспорта-регистратора со многими сотнями печатей и штампов -- отметок
на маршруте, в том числе и весьма экзотических: 3 апреля 1930 г. --
Большеземский кочевой самоедский совет; 14 сентября -- Карасинский
самоедский совет; 25 октября -- Авамский родовой самоедский совет
Хатангского района; 6 ноября -- Хатангский туземный РИК...
Многими экспонатами пополнился музей и после смерти Глеба Леонтьевича.
Пожалуй, все ведущие велопутешественники страны успели побывать здесь.
Дружат с музеем Павел Конюхов, Илья Гладун, Валерий Заславский.
Неизменным участником велослетов и международных сборов, проводимых
здесь Потупиным, стала нижегородская юношеская команда под
руководством племянника В.Чкалова Алексея Александровича. Один из
классиков отечественного велотуризма Александр Гершфельд
передал в музей все свои архивы, медали и завещал похоронить себя в
Лозовой. Завещание было выполнено. Попал в экспозицию музея и
велосипед, который беспризорник Санька (еще до того, как был взят на
воспитание Гершфельдом) стянул у кого-то в Харькове и на котором в
1930 году совершил свое первое путешествие в Севастополь. В год
этого путешествия я только родился, но мой "Белый Лебедь" специального
стенда в музее тоже удостоился! Пока музей ютится в жэковском
полуподвале (313540, Харьковская обл., г. Лозовая, мкрн. 1, д. 17), но
городской краеведческий музей выделил зал для экспозиции.
Простившись с гостеприимным Потупинским семейством, я углубился в донецкую
степь. Удивительный край: налево глянешь -- семь терриконов, направо
-- четырнадцать! Шахтеры на автомобилях едут к притихшим шахтам, а
шахтерки активно разводят шустрых коз. Те стремятся перебежать дорогу в
опасной близости от велосипеда -- на спусках только три тормоза и
выручают. Попутные ветры подгоняют меня к южному теплому морю.
Успенское. Таможня на пути к Таганрогу. Стайка грузовиков ждет проверки.
Бодро стараюсь проскочить справа (декларации-то у меня нет).
-- Дедушка, очень быстро едешь, возвращайся-ка сюда!
Не придрались, не проверяли. Только на выезде посмотрели в паспорт. Без
проблем! А наши таможенники вообще ничего не спрашивают.
Ну теперь до теплого моря рукой подать. Миусские оборонительные
рубежи, Самбек -- памятники минувшей войны. Вот наконец и заливы
Азовского моря -- купайся сколько душе угодно.
Стоят чарующие последние дни августа. Еще бы несколько дней, и можно
вернуться домой своим ходом или доехать до Воронежа, а там тремя
электричками ("по-научному") через Мичуринск и Рязань проторенным
путем... Но на работу опаздывать нельзя, приходится поторопиться. И в
Москву я возвращаюсь из Ростова-на-Дону адлеровским нефирменным поездом
(стоимость купейного билета 270 руб.).
|