-- Мне очень по душе быть гостем "Вольного ветра". Во-первых, я
давний пеший, водный, лыжный и прочий турист и даже чуть-чуть
альпинист, и у меня много дорогих мне песен о странствиях. А во-вторых,
с "ВВ" мы созвучны, поскольку бардовскую песню вообще, а
значит и свои песни, я отношу к тому, что можно назвать "вольной
культурой". Термин этот предложил я сам. По сути речь идёт о некоей
"третьей" художественной культуре, которую искусствоведы недавно
разглядели на фоне двух давно обозначенных: профессионально-авторской
и фольклорной. К вольной культуре относят лубок и "примитив" из
области изобразительного искусства, исконный джаз, некоммерческий рок,
толкиенистские игрища, разнообразные "капустники" и много чего ещё
"самодеятельного". От устоявшегося фольклора поле вольной культуры
отличается своей живой творческой продуктивностью, а от
профессиональной художественной деятельности -- принципиальной
независимостью, несвязанностью с неизбежными для профессионалов
проблемами (корпорация, конкуренция, реклама, заработки и др.). Не случайно
на ниве вольной культуры творчество для художника обычно проявляется
как хобби, на жизнь он предпочитает зарабатывать иным способом.
Конечно, и профессионалы в искусстве жаждут для творчества
свободы от моды, от успеха, от денег: "зависеть от царя, зависеть от
народа -- не всё ли нам равно?". Наш высококлассный киносценарист Юрий
Арабов, ставший в 1999 г. лауреатом Каннского кинофестиваля за сценарий
сокуровского "Молоха", на вопрос: "Ты читаешь где-нибудь свои стихи?" --
отвечал: "Практически нет. Стихи выражают меня больше, чем сценарий.
Сценарий -- это товар, а стихи -- совсем не товар. И когда люди стихи
превращают в товар, то получается много печальных ситуаций, фамилии
называть не буду." Это значит, что как поэт Арабов -- вольный художник
третьей культуры и стихи (не менее классные, чем сценарии) пишет
бескорыстно, для себя и узкого круга. Один из самых всемирно известных
театральных режиссёров Эймунтас Някрошюс мечтает "иметь другой
источник доходов, чтобы занятие театром не становилось ремеслом, тогда
возможна подлинная степень искренности, другая, нежели в условиях
гнетущей ежедневной ответственности".
Замечательный русский поэт Василий Курочкин ещё в середине XIX
веке создал, можно сказать, манифест художника вольной культуры. Я на
своих концертах часто пою это стихотворение как свою программную песню
(здесь приведу только начало и конец):
Я не поэт и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою...
Если ж я рифмой свободной и смелою
Сделаю,
Кроме того, впечатленье известное
Честное,
В том и поэзия будет обильная,
Сильная,
Тем, что не связана даже и с музами
Узами!
Как видим, в отличие от Пушкина, обожествлявшего свою музу ("Веленью
Божию, о муза, будь послушна"), Курочкин декларирует свою
принадлежность не к искусству, а именно к вольной культуре. Он
хочет быть независимым не только от власти, толпы и денег, но даже и
от обязательных для профессионала законов самого Искусства, диктуемых
Музой. Твори свободно и независимо -- как Бог (то есть совесть) на душу
положит, и никакую музу, пусть и божественную, не слушай!
Вот я и удивляюсь, чего это наши барды так стремятся стать "не
хуже", протискиваясь в профессионалы и забывая о том, что чем дальше
от воли, тем больше проблем, и что многие профессиональные поэты,
композиторы и певцы, наоборот, с вожделением стремятся к этой
заманчивой, хотя, увы, и немного призрачной независимости вольных
бардов. Ведь если честно -- я и сам не без греха, но с тем большим
энтузиазмом взываю: "На волю -- под вольным ветром вольной души!"
СПРАВКА "ВВ": Александр Андреевич Дулов родился в Москве 15 мая 1931 г.
Окончил химический факультет МГУ. Работает в Институте
органической химии им. Зелинского, доктор химических наук.
Увлекался туризмом, участвовал в походах по Уралу, Кавказу, Кольскому
полуострову.
Песни начал писать в начале 50-х годов, сначала на свои собственные
стихи (например, "Всё равно я наверно погибну, что поделать -- такая
работа..."). "Ой-ой-ой, а я несчастная девчоночка", "Песенка про клопов",
"Ноченька" приобрели широкую популярность как безымянные "народные"
песни.
Позже стал создавать песни на стихи самых разных поэтов. Песни "Дорога в
дождь" (Е.Евтушенко), "Кругом тайга" и "Дымный чай" (И.Жданов), "Три сосны"
(В.Павлинов), "Ну пожалуйста" (В.Тушнова), "Наш разговор" (М.Черкасова),
"Размытый путь" и "Грустные мысли" (Н.Рубцов), "Прощай, позабудь"
(И.Бродский), "Хромой король" (М.Карем) и другие заслуженно входят в золотой
фонд авторской песни.
Напечатанные на этой странице две песни ранее нигде
не публиковались.
А МУЗЫКЕ НАС ПТИЦЫ НАУЧИЛИ
Стихи Александра Кушнера.
Музыка Александра Дулова.
Не знаю, кто таинственным стихам,
А музыке нас птицы научили.
По зарослям, по рощам, по кустам --
И дырочки мы в дудке просверлили.
Как отблагодарить учителей?
Молочная твоя кипит наука,
О, пеночка! За плеск восьмых долей,
За паузы, за Моцарта, за Глюка.
Не знаю, кто стихам -- так далеко
Туманное и трудное начало.
Пока ты пела в роще -- молоко
На плитке у хозяйки убежало.
Стихи никто не пишет, кроме нас.
В них что-то есть от пота, есть от пыли.
Бессмертные, умрут они сейчас.
А музыке нас птицы научили!
МЕДВЕЖИЙ ВАЛЬС
Стихи Игоря Иртеньева.
Музыка Александра Дулова.
Дорогие граждане-соседи, -- эй, соседи! --
Если вы ещё в своём уме --
Не дразните русского медведя,
Не дразните русского медведя,
Не дразните русского медведя,
Особливо если по зиме.
И ни в коем разе не хамите, -- не хамите! --
Он ведь с дуру может и порвать,
Лучше напоите-накормите,
Лучше напоите-накормите,
Лучше напоите-накормите,
Уложите спать к себе в кровать.
Утром дайте денег на дорогу, -- дайте денег! --
И у трапа взяв под козырёк,
Помолитесь напоследок Богу,
Помолитесь напоследок Богу,
По-по-по-поблагодарите Бога,
Что и в этот раз вас уберёг.
Дорогие граждане-соседи, -- эй, соседи! --
Если вы ещё в своём уме --
Не дразните русского медведя,
Не сердите русского медведя,
Не будите русского медведя,
Особливо если по зиме.
По весне, по осени, по лету, по зиме.
|