Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
каталог :
 маршруты :
  | пешеходный :
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  |  | Европа :
  |  | Кольский п-ов :
  |  | Монголия :
  |  | Поволжье :
  |  | Подмосковье :
  |  | Украина :
  |  | Турция :
  |  | марафон :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
 информация :
 снаряжение :
 серьезно :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Новый велотуристский район - Монголия.
Илья Гуревич

На западе Монголии довольно много рек Команда петербургской Федерации путешественников в августе 2000 г. вернулась из Монголии, где прошла довольно интересный маршрут. Он состоял из двух частей. Одна -- это большая (500 км) петля по Монголии, вторая -- возвращение от российской границы через весь Алтай в Бийск. Интересно, что наш Алтай изъезжен велотуристами вдоль и поперёк, в то время как в Западную Монголию они почему-то не заглядывают. Сегодня, когда граница не является непреодолимым препятствием, нам кажется логичным планирование веломаршрутов в этом регионе с посещением сопредельной страны. Ниже я постараюсь дать информацию для тех, кто решиться пройти подобный маршрут вслед за нами.

Чтобы попасть в Монголию, необходима виза. В принципе, правила требуют каких-то официальных бумаг (приглашений). Однако мы сделали проще: написали на имя посла письмо на бланке нашей федерации, где рассказали о готовящемся походе и просили выдать визы. Впрочем, и это, как оказалось, не обязательно. Клерк, принимавший документы (обычная анкета + одна фотография на человека + загранпаспорт), сказал, что выдаст визы и так. Стоит виза $25, если её нужно оформить за одну неделю, и $50 в случае оформления за один день.

Получить визу -- это не значит попасть в страну: до неё ещё надо добраться! Мы въезжали в Монголию со стороны Алтайского края через КПП "Ташанта". Доехать туда не просто. От ближайшей ж.-д. станции в Бийске нужно преодолеть 600 км по Чуйскому тракту, проходящему через два перевала в горах. Автобусов, регулярно совершающих рейсы по тракту, ныне нет. Есть лишь один автобус из Горно-Алтайска, но и он ходит с интервалами от "раз в два дня" до "раз в неделю" и курсирует только до Кош-Агача. Зато появилось много частных извозчиков. Скооперировавшись с группой "горников" из Тулы, мы наняли "пазик", который за 20 часов доставил нас в Кош-Агач. Преодолев ещё около 40 км по изрядно раздолбанному в этом месте Чуйскому тракту, мы оказались на КПП.

Его лучше пересекать утром. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. А между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Понятно, что этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

Сразу за российской границей качество грунтовки резко ухудшилось. Впрочем, в Западной Монголии практически нет дорог в нашем понимании. По степи между горных хребтов ездят машины, оставляя на ней колеи. Каждый шофёр волен ехать как хочет: либо по кем-то пройденному пути, либо прямо по азимуту. В результате вся степь исполосована колеями, которые собираются воедино только под перевалами, но затем, пройдя узкое место, вновь разбегаются на сотни метров на другой стороне. Ездить по таким дорогам непросто, но очень интересно. Во-первых, постоянно надо выбирать наиболее плотную колею, иначе придётся ехать по песку или так называемой "стиральной доске". Во-вторых, надо следить, чтобы не попасть на колею, оставленную "лихим джигитом", который вместо того, чтобы ехать по относительно ровной степи, петляет по холмам вдоль хребта. Ему-то всё равно, он на машине, а для велосипедиста это лишний набор высоты, совсем не приближающий к перевалу. Ну и, наконец, надо смотреть, чтобы "дорога" вела в направлении нужного перевала, а не сворачивала куда-нибудь в соседнее ущелье. По степи также можно ездить, не придерживаясь какой-то колеи, а просто по азимуту. На горном велосипеде скорость передвижения в этом случае практически не падает, однако можно случайно заехать на осыпь или встретить труднопреодолимый ручей. Мостов в Монголии почти нет, но "дороги" явно указывают расположение бродов.

Первый посёлок на монгольской стороне Цаган Нуур оставил жуткое впечатление. Вокруг него были разбросаны трупы домашних животных (последствие сильной засухи этого года). Да и в самом Цаган Нууре проблемы с водой. Родник находится в 3 км по дороге на областной центр Баян-Ульгий. Из открытых водоёмов пить категорически не следует, разве что после длительного кипячения воды. Преодолев довольно крутой перевал (2620 м) через хребет Каралахту, мы спустились к Баян-Ульгию -- крупному, по местным меркам, городу. Живут здесь в основном казахи, очень многие хорошо говорят по-русски -- вся местная интеллигенция училась в Советском Союзе. Только совсем молодые люди могут знать в качестве иностранного языка не русский, а английский. Городские окраины "застроены" преимущественно юртами, а в центре стоят здания, явно построенные советскими архитекторами в 50--70-х годах. В городе есть рынок, который заслуживает отдельного описания. Представьте себе наш обычный рынок где-нибудь на привокзальной площади провинциального городка. На рынке в Баян Ульгие всё точно так же, только расплачиваться приходится тугриками ($1 = 1075 тугриков, рубли тоже охотно меняют). В ассортименте: макароны из Омска, два вида питерских кетчупов, брикетики киселя оттуда же, тушёнка из Волгоградской области, сахар из Москвы, лимонад из Бийска и многие другие "наши" товары. Мы попытались найти хоть что-то местное или, на худой конец, китайское. Нашли: хлеб, печенье и лапшу; причём печенье, скорее всего, делается по нашей лицензии, уж больно оно по вкусу напоминает "Лимонное". Если хотите попробовать что-то действительно национальное, идите в кафе. Там представлена вся палитра казахской кухни: манты, лагман и прочее.

Из Ульгия наш путь лежал на юг к озеру Толбо Нуур, которое не без оснований называют самым красивым в Монголии. До него идёт колея Ульгий -- Кобдо, преодолевающая на своём пути двойной перевал (2200 и 2250 м). Само озеро лежит в окружении высоких гор на высоте 2075 м. Мы расположились на самом берегу и всю ночь под плеск играющей рыбы сожалели, что не взяли с собой рыболовных принадлежностей. У Толбо Нуура есть прекрасное место для стоянки в том месте, где к озеру подходит небольшой хребет, стараясь как бы разделить его на две части.

От озера мы повернули на северо-запад, проехав через перевал Дэд-Халгайтын-Даба (2450 м) в долину реки Сагсай Гол. Она течёт в красивейшей долине, по берегам которой живописно разбросаны юрты местных жителей. Через 40--45 км река уходит в ущелье, а дорога поворачивает к посёлку Сагсай. Сразу за поворотом -- развилка. Левая колея, по которой мы поехали, очевидно, оставлена любителем острых ощущений. Она круто забирает вверх (менее чем на 1,5 км пути подъём составляет более 230 м), а потом так же стремительно спускается вниз, причём "дорожное полотно" во многих местах прорезается руслами ручейков. Правая же колея, как выяснилось, обогнув горы, выходит в то же место, но только спокойным путём. Перед Сагсаем мало хороших мест для стоянки. Нам пришлось остановиться в 100 м от ближайшей юрты. Впрочем, жившие в ней казахи проявили тактичность и не тревожили нас до утра.

А наутро серьёзно заболела Анна Орлова. У неё обострилась старая болезнь. Нужного лекарства в аптечке не оказалось, поэтому мы вынуждены были взять ещё один перевал с 500-метровым взлетом (2375 м) и добраться до Ульгия. Ане пришлось очень тяжело. Ехать вверх не было сил, а на пути вниз каждый камень, на который наскакивал велосипед, отзывался острой болью. Поставив палатку сразу после перевала (очень красивое место есть слева от дороги на берегу реки Кобдо-Гол), мы, оставив Аню, съездили в Ульгий за лекарствами. К счастью, в аптеке нас быстро поняли и нашли местные аналоги требуемых лекарств. Полтора дня мы стояли на месте, наблюдая за Аниным здоровьем, и когда оно пошло на поправку, отправились через два перевала (2680 и 2400 м) назад в Россию, сократив на запланированном маршруте посещение озера Ачит Нуур. На российской стороне Ане стало лучше, и мы вернулись в Бийск своим ходом.

Несколько практических советов.

Сложность путешествий по Монголии -- практически полное отсутствие пассажирского транспорта. В городах даже нет автовокзалов. Местные жители, если им надо куда-то уехать, обычно ловят попутки, однако группе велосипедистов с багажом и велосипедами это сделать будет не просто. Поэтому мы рекомендуем планировать кольцевые маршруты. Продукты, включая тушёнку, в Монголии можно купить без проблем на базарах и везти их из России нет необходимости. Однако на стойбищах, в юртах, как правило, что-то купить вряд ли возможно. По сравнению с остальной частью страны на западе Монголии есть довольно много рек и озёр. Тем не менее не везде удаётся встать на ночлег рядом с водой, особенно к северу от Ульгия. Мы везли с собой воду в пластиковых бутылках из расчета 16 л на одну ночевку (ужин и завтрак) на всю группу (4 человека).

При составлении графика движения следует учесть, что подъёмы на перевалы по грунтовым колеям с камнями и песком занимают довольно много времени. Да и на относительно ровных участках сильно не разгонишься. Поэтому вряд ли стоит планировать прохождение более 70--80 км в день, а для менее подготовленных групп и 60 км отдыхом не покажутся.

Ну и, наконец, в Монголии есть возможность проверить свой велосипед на прочность. Мы использовали один KHS CREST и "гибриды", собранные на обычных "стартовских" рамах. Достоинства горного байка позволяли разгоняться на спусках по полному бездорожью до 50--55 км/ч. Впрочем, и "гибриды" дошли до финиша вполне благополучно. Следует отметить, что в Монголии велосипеды распространены мало. Те, что есть, очень старые с китайскими иероглифами на рамах. Маловероятно, что в стране можно достать необходимые запчасти как на советский велосипед, так и на современные байки.

Наш фотоотчёт и дополнительную информацию о Монголии и нашем путешествии смотрите в Интернете на сервере "ВелоПитер" Федерации путешественников (http://velopiter.spb.ru).

Илья ГУРЕВИЧ, С.-Петербург.

ВВ N 45

Первая страница
Юбилей газеты.

Призы все круче.

Письма.

Экспедиции
"Маевцы" в горах Китая.

А "мудрецы" уже в Эфиопии.

Кое-что о сплаве по реке Ефрат.

Отклики
Фанатам все прощается?

Пути-дороги
На поморской земле.

Про туристят
Из "Народного образования" выживают энтузиастов.

Как нам обустроить Селигер.

Авторская песня
Александр Дулов: "Тебе еще не поздно на палубу взойти."

Люди и горы
Памирский марафон: легко ли нам было?

Доска почета.

Пути-дороги
Алтайское ралли.

Под шорох шин
Новый велотуристский район - Монголия.

Письма в будущее.

Какое препятствие? Предъявите паспорт!

"Мудрейшим" способом
Второй турецкий тур команды "Авантюр".

Ищите эсперантистов!

Экстремальная ситауция
Наконец-то добились.

Литературная страница
Белый ураган. Повесть.

Последняя страница
Инвалиды в Путоранах?

Ирина Кочеткова развивает активный туризм.

Приэльбрусье - вести с тропы.

Эх, пробегусь.

Информация
Новые книги.

Железнодорожники поощряют коллективный отдых.

 
Ваш отзыв
Напишите в дневник, что вы тоже велотурист.
 

в начало  маршруты :  велотуризм :

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU