Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  |  | Альпы :
  |  | Камчатка :
  |  | Киргизский хр :
  |  | Гималаи :
  |  | Памир :
  |  | Кавказ :
  |  | Кунь-Лунь :
  |  | Татры :
  |  | Хибины :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :   | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Верный способ улучшить фигуру.
Валерий Туполев

До и после Если вы погрязли в повседневных делах и давно перестали следить за собой... Если бутылка пива ежедневно стала для вас нормой... Если, проходя мимо ларька с жареной курицей, ваши руки автоматически тянутся к кошельку... И, наконец, если однажды, подойдя к зеркалу, вам захочется разбить его из-за безрезультатных попыток вновь стать стройным, жизнерадостным и любимым... Если всё это так, то выход для вас один: надо бросить всё разом и отправиться в дальнюю горную дорогу.

Как бы банально ни звучал подобный призыв, нашёлся человек, который последовал этой банальности и сумел за 33 дня изменить свою жизнь и внешность, как в сказке.

Это Валерий Туполев, доцент кафедры аэродинамики МГТУ им. Н.Баумана (фамилия как нельзя лучше подходит к его работе). Уроженец Севера, кандидат технических наук, женат, имеет двух детей. Никогда раньше горным туризмом не занимался. Перед походом весил 115 кг, был физически ослаблен. Но тем не менее в июле и августе 2001 г. вместе с туристами-"бауманцами" совершил длительное и трудное путешествие по Центральному и Западному Кавказу -- от Приэльбрусья в Домбай и далее в Архыз.

Уже на 13-й день (считая со дня вылета из столицы) Валерий поднялся на Западную вершину Эльбруса (5642 м). На 17-й -- с 35-килограммовым рюкзаком перешёл через перевал Хотютау (3546 м), а на 26-й -- через перевал Алибек (3165 м).

Всё путешествие -- от Москвы до Москвы -- заняло у Валерия 33 дня.

ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ ОН НИЧЕГО НЕ ЕЛ.

О лечебном голодании я узнал случайно 4 года назад. Попробовал. Понравилось, так как стал лучше себя чувствовать. Потом я голодал регулярно по 1, 3, 7 и даже 14 дней. Читал об этом литературу. Последние полтора года не следил за собой -- ел всё подряд, пил много пива, не занимался спортом. Запустил свой организм до неузнаваемости. Требовалась серьёзная встряска. И я договорился с нашими туристами о совместном походе. Полностью я отказался от пищи и стал довольствоваться только чистой водой ещё в Москве 20 июля 2001 г., в день отлёта на Кавказ. На душе скребли кошки, так как дома оставались семья, работа, больная мама. Теперь меня будут связывать с ними лишь две минуты разговора в день по спутниковому телефону.

С другой стороны, дух захватывало от предвкушения необыкновенного путешествия по горам -- среди чистого воздуха, родниковой воды, южного солнца и заповедной природы. Предстояло пройти сотни километров пешком и гораздо больше проехать на чём придётся. Команда (группа туристов МГТУ им. Н.Баумана под руководством Михаила Расторгуева) ждала меня в Адылсу в спортивном лагере "Джантуган". В Минводах из-за неподъёмного груза, привезённого мной из Москвы, пришлось взять такси (8 р. за 1 км). И вот через пару часов очень дружелюбная встреча в "Джантугане". Команда приготовила мне постель в домике-"бочке" и "ужин" из чистой воды. (Проживание на базе стоит от 30 до 100 р. в сутки на человека, что вполне приемлемо.) Вымотавшись изрядно за день, я быстро заснул.

На следующий день начались тренировки. Сперва предстояло спуститься в пос. Эльбрус, купить там канистру бензина для примуса и вернуться обратно. Погода стояла чудесная, настроение было замечательное. Организм ещё не почувствовал голодания и жил на том, чем питался в последние дни. По дороге пили нарзан. Пока он воспринимался моим желудком положительно. Вечером, дабы не соблазняться вкусно пахнущим ужином команды, я ушёл из "бочки" на воздух, где при свете фонаря писал дневник и звонил домой. В тот вечер познакомился с молодыми альпинистами из Минска, которые на другой день уходили в высокогорье. Уже позже узнал, что двое из них остались там навсегда.

Утром 3-го дня голодания отправились на ледник Кашкаташ. Здесь начались тренировки на льду. Я осваивал впервые горные ботинки, "кошки", ледоруб, очки, защитный крем. После трехчасовой тренировки, когда ноги уже гудели, решили подняться на Турьи озёра, откуда открывается прекрасный вид на ущелье и прекрасный Эльбрус. Ни облачка не закрывало его. Каким недосягаемым казался он мне тогда! Однако, несмотря на возвышенное настроение, моё самочувствие начало ухудшаться. Появилась тошнота, боли в области печени и поджелудочной железы.

Вечера в "бочках" не отличались большим оживлением. Света там нет. Лишь свечи и фонарик освещали моё полусчастливое, но всё ещё обрюзгшее лицо. В организме начался процесс отказа от приёма пищи. Он продолжается от нескольких дней до двух недель и требует полного самообладания, дабы не сорваться и не начать есть. Для меня было крайне важно с первых же дней следить за всеми своими ощущениями, подробно всё записывать, фотографироваться и снимать видеофильм. Команда внимательно следила за достоверностью голодания, чтобы впоследствии подтвердить данный факт.

4 и 5-й дни прошли в районе "Зелёной Гостиницы". Здесь я усиленно осваивал технику хождения по снегу вверх и вниз, в связке и без неё. Для меня -- "чайника" в горном туризме -- особенно по душе пришлись приёмы самозадержания при срыве вниз головой и вязание различных узлов. Ночевали в палатке. Рано утром удалось заснять восход солнца и Эльбрус в таинственной дымке. Как же он был великолепен! К обеду 5-го дня я поднялся на первый в своей жизни снежный перевал Джантуган. Просторы далёкой Сванетии манили и пьянили. И, несмотря на жуткие боли в животе и тошноту, я был счастлив, как был счастлив позже на всех других перевалах нашего дальнего путешествия.

После спуска вниз силы покинули меня. Лёг на коврик-"пенку", подложив под голову спальник, и "отключился" на несколько часов. В "Джантуган" спустился уже затемно. Долго смотрел на звёзды, моля Бога дать мне силы не отступать. Наутро планировалась снова тренировка на леднике.

Однако по состоянию здоровья я воспользовался своим правом "вето" и попросил день отдыха. Надо было поизучать себя, понять, что происходит, почему мне так плохо, что делать дальше? Может, заканчивать голодание, начать кушать? Попробовал применить физическую нагрузку -- бегал, измерял пульс и давление. Голодание наложилось на процесс акклиматизации, не менее сложный, и разделить влияние каждого было невозможно. Итак, на 6-й день пришёлся первый серьёзный физиологический и психологический кризис. И лишь отрекшись от всего, что осталось дома, свято веря в осуществление своей мечты подняться на Эльбрус и пройти намеченный путь, удалось не сорваться, продолжить эксперимент.

7-й день. Взяв себя в руки, продолжил тренировки на Кашкаташе, осваивал работу в связках на леднике. Первый раз в жизни карабкался почти на отвесную ледовую стену, вбивая в неё два ледоруба. Не хватало физической подготовки, мышцы ног и рук быстро уставали -- ведь образ предыдущей моей жизни был далёк от физических нагрузок. Чувствовалась резкая потеря веса, как выяснилась позже, она составляла около 1 кг в день.

Погода на 8-й день стояла прекрасная. Не торопясь, предвкушая новые приключения, мы спустились к Баксанскому шоссе. По пути попадались продуктовые ларьки, которые теперь здесь повсюду на радость любителям пива и шашлыка, запах которого будоражил мое воображение. Поймали "частника", который за 110 р. довёз нас до Азау. Мы думали, что канатка работает до 3-х часов, но уже в 12 выключили электричество и красные вагончики замерли. Пришлось ночевать в палатке чуть ниже станции.

Утром наконец-то вагончик потянул наши души вверх к долгожданной вершине. Ощущение безграничной свободы будоражило мою душу. На Гарабаши переоделись и вскоре потопали к "Приюту 11-ти". Мне потребовалось полтора часа, чтобы дойти до него. Состояние здоровья нормализовалось, боли утихли.

Печальное зрелище сгоревшего легендарного "Приюта 11-ти" сглаживали новые постройки: одна пониже на месте бывшей "дизельной", другая чуть выше и ещё на скалах правее виднелись две хижины спасателей. Стоимость проживания в первых двух 100 р. в сутки с человека. Электричества нет, зато газ в достатке, никто не ограничивал. Строго блюдётся теперь чистота окрестностей, кругом пакеты, в которые полагается складывать мусор.

Передохнув, решили для акклиматизации подняться до скал Пастухова. Доктор постоянно следил за моим состоянием, измерял пульс через определенные интервалы времени и определял восстанавливаемость организма. Пульс, надо сказать, зашкаливало: 140--170. Через час пути от "Приюта" доктор однозначно сказал: "Назад!" Надрываться было нельзя: предстояло восхождение на вершину.

Вечером погода начала не на шутку портится. Ночью завывал сильный ветер, сыпал град, даже спать они не давали. Внутри же домика было тепло и уютно.

К восходу поутихло. Двинулись вверх около шести. Эльбруса видно не было, сплошные облака, туман. Ветер дул, не переставая, и усиливался час от часу. Дальше скал Пастухова идти стало бессмысленно. Погода испортилась полностью. Решили остаться здесь и на ровном пятачке установили палатку. У команды продуктов было на три дня, а мне они и вовсе не требовались.

11 и 12-ые сутки провели в капроновом укрытии над облаками. Виды великолепные, настроение философское, холод жуткий. И ещё приходится находиться просто лицом к лицу с едой, ибо ребята готовили и поедали её здесь же в палатке у меня под носом. Кошмар! Все ночи снилась одна еда. Старался переносить всё это с чувством юмора, а что ещё оставалось?! Копчёная колбаска, супы из пакетов, тушёнка, хлеб, крупы, сладости, ароматный чай -- слюнки текли рекой! "За бортом" завывал ветер, ночью создавалось ощущение, что ещё немножко -- и палатка улетит вместе с нами в пропасть. Страшно было и холодно. Спасала меня шаль, положенная мамой в дорогу. Да ещё грели запасы подкожного жира, в изобилии свисавшего пока вокруг живота.

К вечерним болям в желудке и солнечном сплетении стал привыкать. Делать было нечего. Я много спал, писал дневник, читал. Кроме того, время работало на меня: голодание и акклиматизация продолжались. Под конец 12-го дня ветер стал стихать, выглянуло солнышко. Решили сделать ещё одно акклиматизационное восхождение примерно до 5000 м. Оно удалось. Самочувствие более или менее нормализовалось. Видимо, организм пытался справиться с какими-то внутренними болячками, вот и болело всё. Вечером лёг рано. На следующий день планировалось восхождение.

День 13-й. Ночь прошла неважно. Сильно замёрз. В 6 часов, засунув ноги в заиндевевшие ботинки и упаковавшись по полной программе, двинулись к вершине. Дул сильный ветер. (Он так и дул до вечера.) Поначалу было тяжело, ноги и руки плохо слушались. Первый этап (крутой подъём до поворота на седловину) прошёл за 2 часа. Длинный муторный траверс до выполаживания -- ещё за 2 часа. За время непогоды выпало много свежего белого снега, идти по нему было легче, чем по льду, даже "кошки" не понадобились. Экономил силы, делал остановку сначала через 100 шагов, потом через 50. Немного подташнивало. Скорость была крайне маленькая. Пил воду. Постепенно руки и ноги согрелись. Седловины достиг в 10.20.

Получасовой отдых, самонастрой -- и дальше. Через час с небольшим стоял на западной вершине, ощущая её 5642 м всей душой, всем сердцем, всем существом своим, ведь исполнилась моя мечта, да ещё после почти двух недель полного голодания! Сильный ветер сдувал с ног. По спутниковому телефону позвонил жене и маме, сказал с самой высокой точки Кавказа, что очень их люблю и обязательно вернусь живой и здоровый. (Вершина -- это было единственное место, пожалуй, где связь работала без проблем).

Развернул голубой флаг родного Ямала. Насладившись панорамой Кавказа, начал спуск. Это было намного легче. Во второй половине дня погода вновь начала портиться. Посыпал град величиной с горошину и тяжко бы мне пришлось, если бы не костюм из гортекса...

Ночь провели в домике выше "Приюта 11-ти". Ноги были мокрыми насквозь. Чтобы хоть как-то просушить носки, пришлось их на ночь класть под одежду на тело, а это далеко не так приятно. Измерение давления и пульса показало, что мне необходим день-два отдыха.

Поэтому следующие два дня провели в районе Чегета на базе Академии медицинских наук Украины (там были места, но по 150 р.). Удалось принять горячий душ и выспаться в свежей постели, что после восхождения на Эльбрус было просто раем! Удалось и взвеситься -- 97 кг. Вес снижался. В дни отдыха я писал дневник, думал о своей жизни, философствовал и молился Богу, ибо понимал, что без его помощи мне будет очень трудно дальше двигаться по маршруту.

16-й день голодания. Начался второй кризис. Полная потеря сил, тошнота, боли и спазмы в районе солнечного сплетения и печени. Моральное состояние подавленное. Единственное, что спасает -- это самовнушение, молитва и бесконечное желание двигаться вперед, не отступать.

Поднялись на канатке до станции "Мир" и с тяжёлыми 35-килограммовыми рюкзаками (было много кино- и фотоаппаратуры, питание к ней) двинулись к перевалу Хотютау по сильно разорванному леднику. Ночевали у моренного озера. Здесь я настраивался на длительный, изнурительный путь -- день за днём, час за часом, шаг за шагом. Мой организм подвергался до сих пор совсем другой нагрузке. Впредь нужно было терпеть и идти, идти, идти.

И я вытерпел! 17-й день -- перевал Хотютау, сложный спуск; 18-й -- спуск по ущелью мимо пограничной заставы (где проверили наше разрешение на пребывание в погранзоне Карачаево-Черкесии) до пос. Хурзук; 19-й -- автобусом в Карачаевск; 20, 21, 23-й дни -- 40 км пешком по жаре до Домбая. Состояние моё по окончанию этого перехода можно охарактеризовать как хорошее: нагрузка вымотала физически, но зато укрепила веру в то, что маршрут я пройду полностью и со мной ничего не случится. Стало легче, боли почти не проявлялись. Голова вообще на протяжении всего эксперимента работала нормально. Мышцы немного ныли, зато потеря веса (он продолжал убывать примерно на 1 кг в день) привела к необычайной лёгкости. Кожа разглаживалась, борода росла, на душе становилось день ото дня спокойнее, умиротворённее. Остановиться, отказаться от задуманного уже не хотелось.

К тому же на 23-й день мне исполнилось 30 лет! Для мужчины это символический возраст. И я накрыл друзьям стол, сам же пил чистую воду и был счастлив от этого как никогда! Наверное, трудно найти человека, который справлял бы столь необычным образом свой юбилей.

Затем, на 24-й день, двинулись к перевалу Алибек. Трудновато было после двух дней отдыха вновь ползти под грузом в гору. Потеря веса к тому времени составляла около 23 кг. Ночевали в хижине "Алибек", которую начали восстанавливать. Там сухо и уютно.

25-й день. Мне тяжело. Чувствуется потеря физических сил. Ползу на силе воли. Встали у подножия перевала на камнях. Наше одиночество скрасило стадо диких туров, которые совершенно нас не боялись и даже проявляли неприкрытый интерес к провизии команды.

26-й день: перевал взят, спускаемся вдоль реки Аксаут. Вскоре появилась тропа, которая к концу дня перешла в грунтовую дорогу. К вечеру силы стали покидать меня. Начался третий и, может быть, самый тяжёлый кризис. Присел у дороги, идти дальше уже не было сил. Думал, всё -- конец! Полное бессилие! Ребята поставили палатку. Уже лёжа в ней, дал им указания что делать, если ночью меня не станет, куда звонить, что говорить родным. Помолился как смог. Была у меня иконка с собой, положил себе на грудь и заснул. Было страшно...

27, 28, 29-й дни. Бог был милостив ко мне. Я остался жив. Кроме того, на следующее утро наступило облегчение, уже ничего не болело. Начался прилив жизненных сил. Улучшилась погода и настроение. Будто что-то резко изменилось во мне, в моём восприятии окружающего мира. Было ощущение, как будто что-то снизошло сверху на меня и освободило от боли, дав возможность закончить маршрут и вернуться к семье. Страх исчез полностью. Я уже был уверен, что всё будет хорошо.

На другой день прибыли в пос. Архыз. Здесь закончилась пешая часть маршрута.

31-й день. Едем сначала на автобусах до Майкопа, потом на машине до Белореченска, далее на электричке до Туапсе. Уже поздно ночью были у моря. Целый день в транспорте -- тоже не сахар. Удивило и порадовало, что на весь путь мы потратили не более 300 р. с человека!

32-й день. Мой вес 80 кг. Потеря составляет около 35 кг!!! Продолжаю голодание. Ничего не болит. Пью много воды, как и весь поход -- до 5 л в день. Откуда силы берутся, не знаю, но чувствую себя отлично! Весь день гулял по Туапсе. Купался в море и не мог поверить тому, что почти совершил! Удалось купить авиабилеты из Адлера на следующий день. Вечером по возвращению в частный дом, где мы сняли ночлег, обнаружилась пропажа кое-каких вещей. Два "постояльца", молодых парня, съехав, прихватили плеер и часы. Так что мотайте на ус и никому не доверяйте!

Последний день. Электричка до Сочи, чем-то напоминающая московскую в "час пик". Дальше маршрутка до аэропорта, покупка цветов и фруктов, которые здесь очень дёшевы. И вот ИЛ-62 мчит меня в Москву. Наконец-то я дома! На следующий день начал долгий процесс выхода из голодания. А через два дня поехал в церковь, поскольку, думаю, лишь с Божьей помощью сумел за эти 33 дня пройти такой трудный путь, похудеть и измениться до неузнаваемости!

Это же каждому желаю!!!

Валерий ТУПОЛЕВ (с помощью Михаила Расторгуева).

Координаты автора:
тел./факс (095) 263-60-97, e-mail: tupolev@mx.bmstu.ru

ВВ N 49
сентябрь 2001


Сумасшедшие дядьки
Верный способ улучшить фигуру.

Письма
Советский Спорт

Мин.образования РФ

Мин.путей сообщения РФ

Ген. прокуратура РФ

Мин.природных ресурсов РФ

"Посол Норвении - наш человек."


Природа и мы
Ведь это наши горы.

Из глубины
Каким был Саша Морозов.

Читальный зал
Эти книги высылаем.

Авторская песня
Николай Курчев

Люди и горы
Вторая попытка закончилась трагедией.

"Памирский" снег.

Пути-дороги
Покоренная Сумульта.

"Неизвестная" река.

Под шорох шин
Неведомая Монголия.

"Мудрейшим" способом
Мои приключения в Европе.

134 ответа на 134 вопроса "про это".

Экстремальная ситуация.
Бесчинства пограничников в Приэльбрусье.

В конце номера
Главное достижение Д.Шпаро - это его сыновья.

Туристы и плохие человеки.

 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало горный туризм : Кавказ   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU