Якутская тысячекилометровка.
И. Алейников
1000 км сплава в глухой якутской тайге при полной автономности группы --
много это или мало? С чем его сравнить и как оценить? Это и предстояло нам
выяснить в начале августа 2000 г.
Поезд "Москва -- Нерюнгри" привычно отстукивал километры своего пути.
Плацкартный вагон жил своей размеренной жизнью, пассажиры что-то постоянно
жевали и отстаивали очереди в туалеты. Честно говоря, в начале сезона
поездка в Якутию в этом году казалась нереальной. Прошлогодняя неудача на
р. Тимптон не давала уверенности в том, что ныне нам удастся покорить
якутскую, мягко говоря, ненаселёнку. Но всё равно мы едем, и маршрут на
этот раз ещё более "крут": шесть суток в поезде, 190 км автозаброски к
началу сплава, 998 км сплава на катамаранах по рекам Гонам и Учур (IV к.с.),
4 км проводки против течения по р. Алдан, потом по ней же 400 км до г.
Томмот на попутном транспорте, 325 км автодороги до г. Нерюнгри, оттуда --
уже поездом через Москву до Белгорода...
Водитель машины был удивлён просьбой тормознуть у моста через р. Тимптон у
пос. Нагорного. А для нас фото на этом месте -- воспоминание о прошлогоднем
августовском непрерывном дожде со снегом и ощущении зря потраченных
тогда сил и нервов из-за нехватки времени и денег. Дорога к верховьям
Гонама идёт через два золотых прииска к третьему -- "Юрскому". Тут сложная
пропускная система, и если бы не помощь нерюнгринских коллег, нам трудно
было бы добраться до этой глухой и грустной в верховьях реки у отрогов
Верхоянского хребта. У автоброда через Гонам на галечной отсыпке --
единственное место для установки палаток: кругом сплошное болото (правда,
поросшее лиственницами, пригодными для вязки рамы катамарана).
Вышли на маршрут, и наш катамаран пошёл накручивать километры по петлям
реки, изредка шурша дном по галечным перекатам. Последний проблеск
постоянного жилья -- две армейские палатки эвенков, пасущих
оленей. Июльский паводок оставил после себя вывороченные деревья с
остатками смытых зимовий, образовавшие завалы в прижимах. Подъём воды был
около 7 м, и можно себе представить, что творилось на реке в тот
период.
Первый, обещанный отчётом Гюскангринский каскад начался порогом с большими
обломками шахматно уложенных скал в горном сужении, им же и закончился: всё
остальное представляло из себя просто шиверы. У притока Двойники с
удивлением обнаружили брошенную недавно базу геологов. Хозяин здесь был
настоящий: отличная баня, пекарня, теплица, склад, "командирский"
двухэтажный дом с застеклённой верандой на втором этаже -- и всё это на
фоне глухой тайги. Только простреленные прожекторы на доме и текущая крыша
показывали отсутствие перспектив и надежд на возрождение базы. Под
проливным дождём было бы просто глупо не воспользоваться возможностью
удобно переночевать. Один из домов здесь, видимо, часто посещаем и
находится в отличном состоянии.
На следующий день подошли ко входу в Солокитский каскад -- ущелье ниже
притока Правый Солокит. Утром, как всегда, был очень сильный туман, который
незаметно исчез к 10 часам. Какую-то нереальность происходящего мы
испытали, когда перед носом катамарана реку переплыла медведица с двумя
медвежатами и спокойно удалилась в тайгу. Каждодневный зоопарк с оленями,
лосями, глухарями, теперь и медведями наглядно подтверждал наше
пребывание в абсолютно глухой тайге... Солокитский каскад трепал нас
порогами на протяжении 50 км. После плёсов и шивер по сильно
петляющей реке следовало ожидать и других порогов впереди. Мощная
турбулентная струя в скальных сужениях-проломах не давала времени
расслабиться. Весь участок был пройден за день. Неожиданно в устье реки
Ытымджа обнаружили зимовье (крыша, стены, печка целы). Опять пошёл проливной
дождь; спали в палатках, растянутых в избе.
Под мелодию дождя дошли до правого притока -- реки Сутам. В её устье -- два
зимовья, не пригодных для жилья, и красивый утёс с крестом над могилой
казака одного из отрядов Ермака (по местному преданию). После слияния почти
одинаковых по величине рек Гонам преобразился, превратился в очень мощный
поток в горном сужении, с 3-метровыми валами и "бочками" в длинных
порогах. Ошеломила невозможность здесь поставить палатку:
малейший дождь поднимал уровень воды в реке на 10 м.
Скальный вымытый жёлоб основания берегов был тому подтверждением.
Ещё до похода мне в Интернете попались записки ребят о сплаве по Сутаму, и
полученная информация помогла нам: под непрекращающимся дождём мы нашли
ночлег в обещанном зимовье у устья реки Алтан-Чайдах. Двухэтажный дом и
развитая таёжная "инфраструктура" вокруг свидетельствовали о том, что здесь
часто и подолгу бывают хозяева. Спасибо им и этому дому!
Очень мощные пороги и шиверы преследовали нас на протяжении 300 км. При
впадении Гонама в Учур встретили первых людей (это через 700 км сплава!),
которые нас очень огорчили августовскими новостями из "внешнего мира". Учур
запомнился длинными плёсами и перекатами. В устье р. Чульбе живут две семьи
метеорологов, выращивают даже огурцы с помидорами. Немного ниже --
перевалочная база старателей. В гости мы не напрашивались, и как оказалось,
зря: людям в тайге остро необходимо общение с людьми из "цивилизации".
По широкому мелкому устью Учура "въехали" в Алдан. Створные знаки, мусор по
берегам ознаменовали прибытие в относительную цивилизацию. Бурлаками
протащили катамаран против течения до пос. Чагда. Люди здесь ещё живут, но
работы практически нет. Рейс Л-410, 12-местного пассажирского
самолёта, -- по субботам (билет стоил 950 р.). Можно попасть на очень
редко ходящую баржу, плывущую до Томмота четверо суток (500 р. с человека).
Город Алдан встретил нас снегом. По утрам отсюда ходят "маршрутки" и рейсовый
автобус до г. Нерюнгри (до 300 р. с человека). Ехать 5 часов. Обозначенная на
всех картах магистраль федерального значения до Якутска -- это
отсыпанная просёлочная дорога. Ближе к Нерюнгри она идёт через перевал
Тит. Перед ним -- брошенный лагерь сталинских времён "Васильевка". Его
особенность в том, что здесь даже не было ограждения из колючей проволоки
-- бежать некуда.
Над двумя огромными братскими могилами стоят два больших креста. От
пребывания в этом месте становится жутко...
От Нерюнгри наш поезд покатил по БАМу в сторону Москвы. Изумительной
красоты тоннели, электрифицированный серпантин на Северомуйский хребет
просто поражают своей нереальностью. Переезжая через перевал из одной
долины в другую, удивляешься мужеству строивших БАМ людей.
Позади более 14 тыс. км пути всеми видами транспорта, позади
ошеломляющая Якутия с удивительной природой и незабываемыми людьми. Прожита
ещё одна "походная жизнь", и хочется начать её снова.
И.АЛЕЙНИКОВ, руководитель группы туристов Белгородской таможни.
Белгород.
|