Дополнительная категория трудности.
Ольга Симакова
Как-то во время похода по Западному Кавказу, в Архызе, я стала свидетелем
такой сцены. Была у нас в группе семейная пара. И вот однажды, увидев туров
с молодняком (а их в том районе много), жена начала плакать и пенять мужу:
"Вот, даже козлы детей с собой водят, а мы своего дома оставили!"
Типична ситуация, когда с появлением ребёнка любители походов на время
отказываются от своего увлечения. Но "нет таких причин, чтоб не вступать в
игру" -- так считают многие туристы и чаще всего на этот период
пересаживаются, захватив детей, на байдарки, опуская планку своих
спортивных притязаний. Но опуская ли? По-моему, вместо традиционных
сложностей -- переправ, перевалов, порогов и завалов -- в походах с детьми
появляется не менее спортивная (да ещё и забавная) трудность преодолевать
другую природную стихию -- ребячью неопытность и непосредственность. И в
походах появляется "дополнительная категория трудности".
На мой взгляд, поход -- самый необременительный из всех возможных способов
воспитания. Ведь путешествие -- это естественная игровая ситуация, ставящая
перед необходимостью "добыть огонь" (разжечь костер и поддерживать его),
"построить дом" (поставить палатку), обустроить быт и даже иногда "убить
мамонта" (поймать рыбу, собрать грибы или сходить в магазин за 10 км). А в
водном походе ещё нужно "сделать плот" (собрать байдарку, надуть катамаран
или лодку), чтобы на нём преодолевать бесконечное пространство и изучать
мир. Всё это настолько очевидно и понятно ребёнку, что можно сказать:
походная ситуация воспитывает уже сама по себе. Наша задача -- её создать и
обеспечить всем безопасность. Самым же комфортабельным походом для
маленького ребёнка традиционно считается водный (на байдарке,
катамаране), посколько требует от чада минимальной физической нагрузки.
С чего начать? Конечно, с трезвой оценки своего опыта. Ведь вы же не
хотите превратить в мучение не только собственный отпуск, но и несколько
недель жизни любимого чада!
Начинать плавать, думаю, можно с 3--4-летним малышом (хотя доводилось
встречать группы и с 9-месячными детьми). Речку лучше выбрать несложную, со
спокойным течением, желательно с песчаным дном и лесами по берегам. Хорошо,
чтобы на ней было поменьше населённых пунктов, особенно крупных (больше
гарантии, что вода будет чистая, да и шпаны поменьше). Такой "уютной" рекой
для нашего первого похода с ребёнком стала Угра в Калужской области,
"родная" река моего мужа, всё детство проводившего летние каникулы на её
берегах. Знакомая река -- наилучший вариант. Потом мы стали выбирать реки
по советам знакомых, изучая книжки с описанием водных маршрутов (например,
Ю.Воронова или Г.Рыжавского; см. "ВВ" N 51), часто черпаем информацию из
сети Интернет.
Для похода с малышом желательно, чтобы подъезды не оказались чересчур
утомительны и были заведомо короче маршрутной части. Понятно, вы не
выберете для похода зоны национальных конфликтов, экологически
неблагополучные районы или места, где по полгода не платят зарплаты,
поэтому отдыхающие воспринимаются местным населением как мироеды (там
существует опасность быть ограбленными). На случай, если задуманный маршрут
на деле окажется сложнее, надо предусмотреть варианты его упрощения или
укорачивания; для аварийной ситуации (в походе с малышом -- это даже
безнадёжно дождливая погода) обязательно продумать пути срочной
эвакуации.
В каком составе идти? Думаю, начинать надо своей семьёй. Хотя и
тяжеловато придётся папе -- главному переносчику груза, зато вам будет
обеспечена благоприятная психологическая атмосфера, за поход родители
успеют выработать общую педагогическую линию поведения. А имея её, уже можно
объединяться с дружественными семьями.
Объединение с кем-то для общих походов желательно начать с
"общественного договора", когда заранее проговариваются все вопросы -- от
цели путешествия и педагогических принципов до характера питания.
Сложились два типа многосемейных групп: "коалиция" (когда у каждой семьи
отдельный лагерь, общаться ходят в гости, а на маршруте подстраховывают
друг друга) и "коммуна" -- единый коллектив. Туристы с опытом
"доребёночного" совместного хождения предпочитают последний вариант. К тому
же в "коммуне" у вашего ребёнка будут товарищи (как, впрочем, и у вас
самих). Уже во втором походе по р. Медведица (бассейн Дона) в группе у нас
было 5 семей, друзей по горной секции МАИ, в этом или почти таком же составе
плаваем и ходим многие годы. Такой размер команды, наверное, и оптимален,
во всякой случае, в большем коллективе почему-то возникают различные проблемы.
Наконец, все предварительные вопросы решены и вы вышли на маршрут. Хорошо
бы сразу договориться: малыш тоже участник группы, "туристёнок", и у него
будут свои обязанности. Конечно, он, как папа и мама, понесёт рюкзак
(обычная простая формула веса: сколько лет, столько и килограммов --
используется лет до 16). В 3--4 года ещё не получится грести на байдарке,
зато на биваке маленький турист может стать незаменимым "Главным сборщиком
хвороста для костра", "Генеральным мойщиком мисок", "Ответственным
помощником в постановке палатки". Главное -- не делать из ребёнка удобного
для взрослых "мальчика на побегушках", он должен знать и исполнять свои
собственные обязанности. Проблема естественного отлынивания решается
просто: сначала все вместе делаем дела -- потом все вместе отдыхаем (тогда
любая помощь товарищу будет приближать желанный отдых). Стоит ли говорить о
необходимости обыгрывания для малыша занудных задач? В наших коллективных
походах даже дежурили всегда поодиночке, в том числе и дети лет с 10.
Многолетняя привычка готовить лучше и вкуснее (было у нас такое негласное
соревнование) привела однажды к казусу: группа обедала в ужин, потому что
молодой дежурный часа два нарезал морковку для супа звёздочками.
Понятно, что малышу в походе должно быть интересно. Этот вопрос актуален не
только на биваке, но и в лодке. Обычно взрослым удаётся без остановок плыть
и час, и два. С ребёнком причаливать придется чаще: примерно раз в полчаса
нужно дать деточке побегать. Тем более что самое интересное для него на
берегу: травка, цветочки, камешки, веточки... Чтобы на судне избежать
неприятных ситуаций ("Не крутись, сядь -- вывалишься!"), оборудуйте малышу
"домик": достаточно просторное пространство багажного отсека в центре
байдарки застелите ковриком-Фпенкой". Можно при помощи ивовых прутьев
соорудить навес от солнца из марли. На своём месте дитятко будет
беспрепятственно играть, слушать ваше "художественное" чтение любимых им
книжек, общаться с вами и даже спать.
Игрушки из дома, как правило, надоедают в первый же день -- в лесу так много
интересного! Нашему папе, наверное, можно присвоить звание "Заслуженный
оружейник России", столько он сварганил для пацанов в походах мечей, луков
со стрелами, был даже один пулемёт. Шалаши делали всем мужским кагалом. Уже
выросшие 16-летние детки сами строили для всей группы бани (а это,
я вам скажу, нелёгкий труд -- правильно сложить из валунов печку с тягой!).
Длительные увлечения разными играми "запускались" благодаря книгам -- их мы
брали в походы всегда. Сначала -- каждая семья свою (вечером, в час
укладывания детей, у костра оставались только папы: мамы читали). Как-то
раз на очередной ночёвке дети стали настаивать на установке палаток
поближе к одной, Журавлёвых. Разобрались: у них книжка оказалась очень
интересной. С тех пор в группе бралась одна общая книга (какой она будет,
обсуждали при подготовке к походу наряду со списком снаряжения и
раскладкой продуктов). Чтение по вечерам превратилось в коллективное
удовольствие. Пересев на катамараны, стали назначать в каждом экипаже
чтеца. В походах читали детскую приключенческую классику, Стругацких,
Веллера... Так вот игра в индейцев началась с книги Сетона-Томпсона
"Маленькие дикари", которая содержала, пожалуй, самые продуктивные идеи,
"работавшие" много лет. Возглавлял клуб "Юный индеец" наш папа, получивший
от детей индейское имя Вяленый Бизон. Позже пришло увлечение Майн Ридом и
ковбоями, вигвамы-шалаши сменились на форты...
Как видите, мальчикам на природе раздолье (я уж не говорю о рыбалке -- это
стоит отдельного рассказа), и папы всегда рады впасть в детство. С
девочками проще: они всё больше по хозяйству. И ещё они способны очень
долго и упорно собирать ягоды в компот для всей группы. Детишек обязательно
надо знакомить со съедобными и несъедобными грибами и ягодами. Договоритесь
о том, чтобы ребята обязательно показывали вам весь собранный урожай. Вот,
кстати, и ещё один плюс детских походов: из них мы много лет привозили
домой рыбу, варенья и грибы (их научились сушить даже в самых дождливых
условиях). Благодаря этим лесным "сувенирам" многие бабушки сменили гнев
на милость и стали самыми большими защитниками наших путешествий. (Отмечу:
то были времена продуктового дефицита.) Забавные и сентиментальные
фотографии и слайды (позже кино- и видеофильмы) тоже помогали в агитации,
ведь никто, как дети, не приносит столько поводов умилиться и посмеяться.
Как-то слышала одну поучительную историю. В походе, на стоянке, взрослые,
пожелав остаться одни, назначили из своих рядов ответственного за детей у
костра. Тот перепоручил дело самому старшему ребёнку и присоединился к
товарищам. Дети продолжали "футболить" "почётную" должность до самого
нижнего звена. Когда через некоторое время родители обнаружили, что в
лагере подозрительно тихо и всполошились, у костра они нашли самого
младшего ребёнка, который сообщил, что он -- ответственный, а остальные
ушли гулять в лес... Это я -- о необходимости неусыпного внимания, и тем
большего, чем больше в группе детей. Не забывайте известный педагогический
парадокс: пока дети шумят -- всё спокойно, но когда становится тихо,
происходит всё самое опасное. Однажды на "перекуре" папы заклеивали
байдарки, мамы вязали, подставив лица карельскому солнцу, а дети положили
весло на камень и устроили качели. И ведь не орали, не галдели -- молча
качались! Весло -- пополам. Его починили и а зачинщик безобразий грёб им
весь остаток похода. В другой раз в полной тайне кто-то из детей
вылакал через дырочку полбанки сгущёнки (у пап тогда была "путина", мама
опять загорала). Только через много лет мы узнали, кто был автором шкоды, а
тогда все дети давились манкой, сваренной на воде, но молчали, как
партизаны.
Оба случая -- наши проколы (расслабились, что греха таить). Чаще было
другое: назначался "ответственный по детям" (в зависимости от талантов и
желания -- без "обязаловки"). Кто-то водил пацанов в "разведки" (на
ближайший холм, в лес или пещеру), а кто-то учил ориентироваться (например,
искать "клад" по крокам). Среди взрослых всегда находились "спецы" по полосе
препятствий и водным соревнованиям, по выпуску "Боевых листков" и сочинению
песен или поэм... Обычно отмечали середину похода -- "экватор", праздник
Нептуна, и, конечно, дни рождения.
К слову, детский праздник -- для некоторых взрослых легальный повод выпить
(что само по себе непедагогично). В связи с этим вспоминаю жуткий
случай. Привозит мне сын с рыбалки на Ахтубе (это не поход -- чисто мужское
дело, женщин не брали) полные карманы замызганных и помятых
конфет-батончиков. Удивившись (сладкое-то всегда съедается в два счёта),
стала разбираться и выяснила: папы, выпивая, давали детям по конфете, так
те потом за отцами хвостом ходили: "Не хотите ли "махнуть"? Судя
количеству батончиков, ещё как хотели!
Ребятня -- известные манипуляторы и шантажисты. С ними держи ухо востро.
Вот ещё поучительный случай. Уходя со стоянки, всегда проводили операцию
"Зоркий глаз", убирали мусор. Наши мальчики, борясь с родительским
курением, стали обменивать окурки, находимые на поляне, на спички (которых
всегда не хватало на "индейские" надобности, поскольку со стороны
взрослых был всегда в этом вопросе учёт и контроль, особенно после двух
потушенных пожаров). В итоге приучили к порядку: с тех пор "бычки" бросаем
только в банку или костёр. Так что воспитание проходило обоюдное.
"Романтика шалашей" хороша, когда рядом стоит удобная палатка. Грибы и
рыбу лучше жарить на сковородке, а не на палочке в костре (хотя детям
именно так нравится больше). Поэтому напоследок поговорим о комфорте в
походе с ребёнком. На главное место в списке "детского" снаряжения для
первого похода я, конечно, поставлю средство "непотопляемости" для малыша
-- спасжилет или надувной круг. А вот потом там будет написано: "горшок".
Лучше пластмассовый и с крышкой. Во второй раз он, может, вам и не
понадобится, зато в первый избежите многих неудобств и искушения разрешить
детке "пописать в водичку с лодочки". Запаситесь безвредным для детей
репеллентом или накомарником, "сиделкой" (куском походного коврика с
резинкой), чтобы ребёнок никогда (обратите внимание: НИКОГДА) не сидел на
земле (возможно, холодной, сырой). И ещё два чисто женских совета. Не
берите ребёнку колготки, только штанишки и носочки. Практика показывает,
что у воды ноги мокнут часто, носки же менять удобнее. Откажитесь от
марких расцветок в одежде ребёнка -- лучше всевозможные оттенки зелёного,
коричневого и чёрного. Всё равно коленки и локти окрасятся травой, песок и
глина у воды есть всегда (из них ведь так здорово лепить и строить
города!). И не забудьте положить в походный ремнабор некоторое количество
заплаток (наряду с резинками, пуговицами и хотя бы одной молнией).
В последние годы мы "докатились" до небольшой бензопилы в списке снаряжения
и подумываем о мясорубке для рыбных котлет. Пижоны? Да нет, просто мы
привыкли делать своим чадам (а заодно и себе) хорошо и удобно.
Когда-то мы ходили в горные "пятёрки", а с появлением наследников увлеклись
байдарочными походами. И вместе с детьми постепенно "доросли" до водных
"пятёрок". Разве это понижение планки?.. А дети наши уже сами водят в
походы своих друзей. И в горы мы тоже вернулись: кто-то -- с подросшими
детьми, а кто-то и в серьёзные спортивные походы. Но это уже другая
история...
Ольга СИМАКОВА.
|