Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  |  | Альпы :
  |  | Анды :
  |  | Африка :
  |  | Камчатка :
  |  | Киргизский хр :
  |  | Гималаи :
  |  | Памир :
  |  | Кавказ :
  |  | Кунь-Лунь :
  |  | Татры :
  |  | Хибины :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :
  | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Ожившая сказка.
Алексей Алексеев

Камень-менгир Относительно недавно, в 1987 г., в Челябинской области был найден древний город-крепость Аркаим, возраст которого оказался более 5000 лет! Открытие Аркаима стало научной сенсацией мирового масштаба, о городе сняты фильмы, написаны десятки статей и книг. Самое удивительное -- нашли его... школьники во время археологической экспедиции. Похоже, подобное же по значимости открытие сделали и туристы московского Детско-юношеского центра "Норд-Вест" во время прошлогоднего путешествия по Приэльбрусью. Подробности рассказывает руководитель похода, педагог дополнительного образования этого центра, мастер спорта Алексей АЛЕКСЕЕВ.

Чёрный, как угольная крошка, песок пылил под ногами. Слева в бездонном ущелье сквозь туман проступала узкая лента реки, змеящаяся среди красно-бурых скал. Справа виднелись причудливые каменные фигуры, скрюченные, искорёженные неведомой могучей силой. Тусклый диск светила проглядывал сверху через белёсые облака. В скалах посвистывал ветер, кидая в лицо базальтовую крошку.

Но вот среди камней стала проглядывать чахлая травка, тёмные тона пейзажа постепенно уступили место зелёным, солнце вышло из-за облаков и за перегибом склона вспыхнул изумрудный ковёр речной террасы. Пасущиеся лошади и палатки пастухов виднелись ЗА рекой. "Из ада вышла группа в рай, и снова я узрел светила," -- сымпровизировал на тему "Божественной комедии" Данте кто-то из школьников. И был, как ни странно, абсолютно прав. Мы и вправду миновали ад, а впереди перед нами лежала местность, где наши некрещённые пращуры поместили свой рай -- Ирий. Минули эпохи, но до сих пор сохранились названия урочище Ирахитюз и плато Ирахитсырт.

Однако пора возвращаться с "того света" в наш светлый мир. Граница между ними проходит, как известно, по огненной реке Смородине (ныне Кызылсу). Мост через неё в былинах называется Калиновым. Вот и он. Около него нас встречает окаменевшая голова хранителя моста, сына бога подземного царства Чурилы Дыевича и его помощник-змей, тоже окаменевший. Такой же охраняет вход в каньон реки со стороны Ирия. Перейдя мост над бездной, выходим с "того света" (Нави, как называли его наши предки) в Явь -- наш солнечный светлый мир.

Однако довольно мистики, расскажем всё по порядку. Началось это в 1997 г. Тогда наша группа школьников Северо-Западного округа Москвы шла по известному маршруту из Кисловодска к подножию Эльбруса через высокогорные пастбища в междуречье Малки и Кубани. Не доходя около километра до перевала Каяэшик, мы наткнулись на придорожный камень-менгир. Эта двухметровая стела с высеченным на ней лицом, обращённым к востоку, хорошо известна и туристам, и краеведам. Подобные стелы устанавливались в примечательных местах на перекрёстках проходящего невдалеке Великого шёлкового пути. Видимо поэтому наша стела не вызывала ни у кого особого интереса.

Однако в тот год мне в руки попала книга с подробным описанием города-обсерватории Аркаима (Кайле-Града). На основе информации из книге мы, осмотрев стелу, предположили, что она, скорее всего, имеет какое-то астрономическое значение. Стоит-то она не на перекрёстке дорог, а, можно сказать, в тупике. В нескольких километрах от неё дорога кончается у эльбрусских ледников. Лицо на стеле обращено в сторону глубокого каньона и может указывать путь только самоубийцам. Рядом расположена правильной конической формы гора-курган Тузлук, на вершине которой среди зеленеющей травы отчётливо видны какие-то камни. Они вполне могли иметь с менгиром какую-то связь. К сожалению, в 1997 г. мы не располагали ни угломерными инструментами, ни даже минимальными знаниями, необходимыми для проверки гипотезы. Так и ушли ни с чем, рассказав о нашей находке в отчёте о походе и на сайте в Интернете (http://www.north-west-aaa.narod.ru).

Через четыре года, весной 2001-го, знакомые посоветовали мне прочитать книгу писателя и историка Александра Асова "Славянские руны и "Боянов гимн"", в которой говорилось о храме Солнца и о Кияре, древней столице государства Русколань, расположенных, согласно преданиям и сообщениям древних авторов, на Кавказе в районе Эльбруса. Знал о храме Птолемей и другие авторы исторических хроник. Согласно зороастрийским и древнерусским легендам, этот храм был захвачен Русом (Рустамом) и Усенем (Кави Усейнасом) во II тысячелетии до н.э. Упоминает храм Солнца и географ Страбон, помещая в нём святилище Золотого руна и оракула Ээта (кстати, вблизи Пятигорска есть река Этоко). Согласно Страбону, на рубеже нашей эры храм Солнца разграбил царь боспорский Фарнак. Окончательно храм был разрушен в IV в. н.э. готами и гуннами. Известны даже его размеры: 60 локтей (около 20 м) в длину, 20 (6--8 м) в ширину и 15 (до 10 м) в высоту; а также количество окон и дверей: 12 (по числу знаков зодиака).

Вот тут-то и потянулась цепь догадок. По преданиям, у подножия Алатырь-горы расположен рай -- Ирий. А есть ли под Эльбрусом место, которое могло быть Ирием? Да, есть -- это плато Ирахитсырт -- неширокий, до 1000 м, но протяжённый останец, зажатый лавовыми полями, ледниками Эльбруса и скалами хребта Ташлысырт. Кстати, река Баксан до IV в. н.э. именовалась рекой Альтуд или Алатыркой, то есть текущей с горы Алатырь (все сведения из книг А.Асова).

Может, простое совпадение? Ирий, в традициях славянской дохристианской религии, Ведизма, отделён от Яви огненной рекой Смородиной (от слова Смага -- огонь, пламя). Ирахитсырт отделён от предгорий рекой Кызылсу (в переводе с тюркских языков "красная река"), истоком Малки. Вроде ничего похожего на Смородину нет, но эта река не красная! Обычно тюркские названия географических объектов несут в себе их характеристику. Например, Кичкинекол -- это действительно маленькая долина, как и следует из перевода. В древности все названия имели конкретный смысл. Это сейчас мы не знаем, что означает названия Клязьма или Колязин, Ворскла или Суздаль...

Итак, вода в Кызылсу -- не красная от примесей. Но не могло ли это название стать переводом на тюркский слова "огненнПроверим: через реку Смородину, как известно из былин и сказок, должен быть Калинов мост, по которому из Нави в Явь проникала всяческая многоголовая огнедышащая нечисть, а обратно из Яви в Навь отправлялись души умерших, а также богатыри и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства. И такой мост действительно существует! В том месте, где Кызылсу прорывает застывший лавовый поток и обрушивается в долину хорошо известным водопадом Султан, в узком ущелье есть каменная пробка, по которой можно перейти с берега на берег!

Рядом с зелёными пастбищами урочища Ирахитсырт находятся огромные мрачные поля чёрной и красной лавы, где нет никакой растительности и даже песок чёрный. Словом, аналогия с Навью, где расположены и рай, и ад, весьма близкая.

Из той же книги удалось узнать, что всего в 80 км от Эльбруса находится могила последнего князя Русколани Буса Белояра, обожествлённого (или, на современном языке, причисленного к лику святых) по дохристианской, ведической религиозной традиции. И ещё интересный факт: славянская мифология или, правильнее, древняя история, помещает столицу Русколани Кияр вблизи Эльбруса, у подножия горы Каракея. Но рядом с Ирахитсыртом расположен хребет Каракая. Не здесь ли был легендарный город? Ну а после того, как на карте в бассейне реки Аликоновки, протекающей через город Кисловодск, обнаружились Беловодская балка и Беловодский родник, напоминающие о Беловодье, легендарной прародине наших предков -- древних Ариев, мы поняли, что столько совпадений случайно быть не может. Уже потом вспомнили про речку Индрюкой, созвучную с именем Индрик-зверя, по преданию попытавшегося завоевать Ирий, а также про пик и долину Даут, с которыми, похоже, связаны легенды о Дауове -- отце Буса Белояра. И, действительно, Даут, по словам местных пастухов, -- это имя, при том распространенное.

Нам долго не удавалось найти специалистов по древней астрономии и нетрадиционной славянской истории. Ни астрономический отдел городского Дворца творчества молодёжи, ни сотрудники Института астрономии им. Штенберга особого интереса к нашим сообщениям не проявили. Тем не менее мы запланировали поход в Приэльбрусье. Буквально в последние дни перед отъездом удалось связаться с А.Асовым, и он с энтузиазмом согласился пойти с нами.

И вот мы идём в сказку. Маршрут проложен от посёлка Гунделен через долину Кыртык и плато Джикаугенкёз в верховья Малки. В общем, у нас -- обычная группа туристов-школьников: вместо сапогов-скороходов -- "московский вибрам", вместо скатерти-самобранки -- объёмистые рюкзаки, а вместо мечей и шлемов -- ледорубы и строительные каски, А впереди бежит, разматывая волшебный клубочек следов, всеобщая любимица -- Собакина Дина Бокслаевна или Собаченька -- помесь боксёра с лайкой. С обрубленным хвостом и ушами-локаторами. И маршрут вроде бы обычный. Правда, не совсем...

Чудеса и открытия начались уже на подходах. Мы поднимались к Эльбрусу по реке Кыртык. Рядом с ней в Баксан впадает река Кубасанты -- в переводе "река Асана". Не род ли легендарного князя Асана, стремившегося завоевать Приэльбрусье, дал название этой реке? Или вот поблизости есть реки Адырсу и Адылсу -- "живая и мёртвая вода"; тоже воспоминание о древних традициях.

Уллукая очень похожа на лежачую кошку Путь наш пролегал мимо хорошо известной туристам и археологам скалы Уллукая. Во всех путеводителях отмечены стоянки древнего человека в пещерах этой скалы. Она напоминает гигантскую кошку, между передними лапами которой есть узкий проход к глазам-пещерам и источнику нарзана. Уши кошки не совсем обычны. И, покопавшись в памяти, мы вдруг вспомнили, что именно так в каких-то сказочных книжках изображали злых демонов-дасу. После этого А.Асов процитировал выдержку из труда арабского историка Аль Масуди. Там говорилось о храме Солнца, который мы собирались искать у горы Тузлук, и о другом храме, посвящённому богу смерти -- Чернобогу: "В славянских краях были здания, почитаемые ими (славянами). Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она -- одна из самых высоких гор в мире (то есть Эльбрус. -- Прим. автора.)". Оставим на время то, что касается храма Солнца и обратимся к другому храму: "Другое здание было построено на Чёрной горе. Его окружают чудесные воды (то есть нарзан. -- Прим. автора.), известные своей пользой. В нём они имели большую статую бога в образе Сатурна" (то есть Чернобога. В славянской традиции его звали по имени матери -- Седуничем, отсюда р. Сетунь и несложно получить имя Сатурн). В храме он был представлен в виде старика с палкою в руке, "которой двигает кости мертвецов из могил".

Вернувшаяся разведка доложила, что в пещере находится огромный, высеченный в скале подиум, на котором могут лечь до 50 человек. В сочетании с целебным источником и видом на Эльбрус от хвоста кошки, гипотеза Асова становится весьма правдоподобной. Местный пастух обратил наше внимание на названия рек, впадающих в Кыртык: Уллу и Гитче-Усенчи. То есть большая и малая реки рода Усеновых. По уже упомянутым арийским легендам, князья Рус и Усень ходили в военный поход к Эльбрусу. Войско Усеня было разбито Белогором, сам он попал в плен, но был освобождён Русом. В устье реки Кыртык стоит посёлок Верхний Баксан, бывший Урусбиев-аул, то есть, в переводе с тюркских языков, аул Бая Уруса или князя Руса -- ещё одно "случайное совпадение".

Рус, по преданию, был предком Буса Белояра. В книге "Кавказская рукопись" царский генерал Иоганн Браламберг говорит о том, что урусбиевцы-балкарцы -- бастианы, и что они аланского происхождения. Но бастианы -- значит, потомки Баса, естественно, князя. Нетрудно догадаться, что живший на берегах Баксана прародитель алан Бас есть ни кто иной, как Бус Белояр! Предания подтвердились строгими исследованиями царского генштабиста.

И вот мы через перевал Джикаугенкёз вышли к подножию Эльбруса, прошли огромную снежную долину и спустились ниже ледников на лавовые поля. Что было дальше, вы уже знаете из начала статьи... От Калинова моста мы поднялись по дороге на склон горы Сирх и спустились к менгиру. Лагерь разбили рядом.

Теперь самое время продолжить цитату из Масуди: "0б этом здании существует рассказ, о качестве его постройки, о расположении его камней ... об отверстиях, сделанных в верхней его части ... для наблюдения за восходом Солнца..."

Взяв азимуты с вершины горы Тузлук на все возможные ориентиры, мы, похоже, получили ещё одно подтверждение древним текстам. Камни на вершине оказались древним фундаментом. Ось фундамента предполагаемого храма Солнца, в пределах точности измерений, образует с направлением на Восточную вершину Эльбруса угол 30 градусов. Те же 30 градусов составляет угол между осью храма и направлением на менгир, а также между направлением на менгир и направлением на пер. Шаукам. Учитывая, что 30 градусов -- 1/12 часть круга, как и календарный месяц -- 1/12 часть года, это вряд ли случайное совпадение. Азимуты восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния по нашим прикидкам почти не отличаются от направлений на вершину Канджал и ориентир, названный нами "ворота", а также на г. Джаурген и г. Ташлысырт. Таким образом, храмовая гора оказалась привязанной к четырем жёстким ориентирам по солнцу и к Восточной вершине Эльбруса. Можно ли в этом случае предположить, что гора Тузлук -- естественное геологическое образование?! Это кажется нам мало вероятным. Мы выдвигаем предположение об её ИСКУССТВЕННОМ происхождении!

Высота горы над ровной, как стол, луговиной, по нашим измерениям, не превышает 40 м, а диаметр основания составляет около 140--150 м. Сравните эти размеры с размерами египетских пирамид и пирамид ацтеков и майя, на которых стояли храмы, и делайте выводы...

Впрочем, все наши выводы -- пока что не более, чем предположения. Погода не дала нам возможности детально исследовать окрестности горы Тузлук. Однако восточнее вершины, вблизи каньона Малки, нами отмечено поле камней с круговой симметрией. К сожалению, проведенная недавно дорога нарушила естественный гидрологический баланс, и теперь к менгиру стекает вода, чего не было в 1997 г. Часть склона обрушилась и, если раньше менгир можно было фотографировать с любой стороны, то теперь это невозможно -- мешает придвинувшийся обрыв. Похоже, если не принять срочных мер, через 2--3 года менгир рухнет в каньон Малки. Менгир надо спасать!

Мы решили, что не стоит упоминать о месте расположения города Кияра -- это может привлечь "чёрных" археологов. Но полагаем, что знаем, где он был.

А.Асов форсирует горную реку Итак, по всей видимости, нами найден духовный (наподобие Сергиева Посада) или административный центр государства Русколань. Об этом забытом государстве упоминал М.Ломоносов -- учёный, которого принято превозносить, но труды которого не принято читать. По мнению А.Асова, совершено научное открытие. В 2001 г. нами проведена лишь первая, грубая разведка. Чтобы проверить наши выводы, нужна серьезная научная экспедиция.

Однако заинтересовать учёных, а тем более добиться выезда московских специалистов оказалось сложнее, чем сделать находку. В наши дни археологи и астрономы живут за счёт скудных грантов и обязаны выполнять заявленную работу. Ни времени, ни денег на что-то другое у них нет. Нам всё же удалось сделать доклад в Институте астрономии им. Штернберга. Здесь к нам с большим вниманием отнеслись члены Международного астрономического общества. Доклад вызвал заметный интерес и у них, и у приглашённых археологов.

Высокую оценку специалистов получил и доклад школьников, участников похода 2001 г. Николая Куренного и Егора Васильева на Всероссийском конкурсе школьных исследовательских работ движения "Отечество".

Однако московские учёные поддержали нас лишь морально: дали советы и порекомендовали литературу. А организационно нам помогли коллеги из Пятигорской станции юных туристов. Им несколько лет назад удалось найти в тех же краях остатки железоплавильных печей. Благодаря энтузиазму директора станции А.Евтушенко в июне 2002 г. в дни летнего солнцестояния мы снова едем в Приэльбрусье. На этот раз с приборами, киноаппаратурой, охраной и даже мотодельтапланом для аэрофотосъёмки. С нами едут радиолюбители-коротковолновики, которые будут постоянно освещать работу экспедиции. И, разумеется, несколько групп школьников, потому что воспитывать патриотов своей страны можно только тогда, когда подростки своими глазами видят свою страну и познают её историю.

Эх, не подвели бы спонсоры!

Алексей АЛЕКСЕЕВ.

ВВ N 53
июль 2002


Открытие
Ожившая сказка.
Алексей Алексеев


Природа и мы
Москвичи защищают Тамань.
Константин Куксин


Советы бывалых
Дополнительная категория трудности.
Ольга Симакова


Пути-дороги
Западный Кавказ. Вести с тропы.
Ирина Терешкина


Студентов ждут на Селигере.

Украинские хитрости.

Как, вы еще не были на Кодаре?
Галина Карукина


Про туристят
Баллада о "Гадком утенке".
Евгения Тиновицкая


Люди и горы
Большой парус Канады.
Ольга Матвеева


Под шорох шин
Вдвоем с дочкой по Адыгским горам.
Валерий Комочков


Ураганом в Крым.
Сергей Рыбкин


Велотуристы и плохие человеки. Глава 6.
Илья Гуревич.


"Мудрейшим" способом
Осетинские этюды.
Сергей Новиков


Авторская песня
Кира Малыгина

"И снова принца жду"
 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало Вольный Ветер : горный туризм и альпинизм   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU