О том, какие бывают рюкзаки, мы говорили в N 56. Теперь о том, ИЗ ЧЕГО они
бывают. Речь далее пойдёт почти исключительно о современных синтетических
материалах. Рассуждения типа: "Нет ничего лучше старого доброго
"абалаковского" рюкзака, брезентовой палатки, зелёной штормовки..." --
отметём сразу. Брезент был хорош для своего времени, он и сейчас кое-где
незаменим, но всё же рюкзак из него ныне стал, увы, уже забываемым
элементом туристского фольклора.
ТКАНИ
Сейчас для производства рюкзаков в основном используют следующие материалы:
авизент (чаще артикулов 5020, 5011 и 5032) российского производства;
кордура (Cordura) -- разработка фирмы Dupont (США), обычно производства
Южной Кореи; оксфорд (Oxford, Polyoxford и т.п.) -- тоже обычно корейский;
нейлон 600Д и полиэстер 600Д (Nylon 600D & Polyester 600D) -- разный. Всё
остальное, встречающееся на рынке -- либо варианты тканей типа Oxford 420 &
Nylon 600D, либо маркетинговые трюки, обычно связанные с правами (или их
отсутствием) на названия. Есть ещё ткань Nylon Ballistic -- это материал
для кобур и оружейных чехлов, очень прочный, жёсткий и скользкий (чтобы не
цепляться мушками и прицелами). Но у нас в России это пока экзотика, да и
цена очень кусачая, а главное -- не рюкзачная это тряпка. Пришлось как-то
работать с ней -- это примерно как с фанерой.
АВИЗЕНТ. Наша родимая российская тканюшка. Когда-то разрабатывалась для
армии -- для парашютных ранцев, чехлов на технику и т.п. для замены того
самого брезента (слышал версию, что авизент -- сокращение от слов
"авиационный брезент"). Авизент -- толстый капрон с очень плотным
переплетением нитей. Раньше его выпускали с акриловой пропиткой, было
неплохо, потом перестали, но в 2001 г. снова начали делать, пока о качестве
судить трудно -- надо посмотреть. Авизент 5020 наиболее толстый и прочный,
он подходит для самых крупных и нагружаемых изделий, авизенты 5011 и 5032
потоньше (сейчас 5011-го практически нет), годятся для изделий поменьше,
для менее ответственных деталей.
Достоинства: великолепная прочность на разрыв, удовлетворительный вес,
доступная цена, морозоустойчивость (чистый капрон начинает твердеть только
при антарктических температурах).
Недостатки: пропускает воду, при крое края осыпаются, у образовавшейся в
ткани дыры надо побыстрее оплавить края, иначе поползёт дальше. Да и
внешний вид у изделий... В общем, терпимо, но для особо элегантных изделий
либо для пижонов лучше поискать что-нибудь другое, например, кордуру.
КОРДУРА. Изначально ткань тоже предназначалась для армии. Кордура -- это
толстый нейлон со специальной структурой нити, с водоотталкивающей
пропиткой и с полиуретановым покрытием. Обработка ткани проводится в
несколько приёмов, поэтому покрытие получается весьма качественным и
держится довольно долго. Кроме того, по слухам, в нить добавляется до 10%
хлопка, в результате поверхность оказывается как бы мохнатой, с ворсом
(говорят, от этого увеличивается стойкость к истиранию). Внешний вид у
ткани, конечно, побогаче авизента.
Достоинства: прочная и красивая ткань, годится для любых изделий
(выпускается разной плотности, можно подобрать подходящую), хорошая
устойчивость к истиранию, при крое не осыпается, дырки не ползут, обладает
очень приличными водоотталкивающими свойствами (если пропитка качественная,
а то в Россию порой везут всякое).
Недостатки: дорогая и тяжёлая ткань (при равной прочности раза в полтора
тяжелее авизента), на морозе пропитка даже с пластификаторами "дубеет". (А
чего, собственно, вы хотели? Американские Великие озёра находятся на широте
Закавказья, о крутых морозах там не слышали!). Непромокаемость тоже
оказалась несколько преувеличенной: есть ведь швы, "молнии", карманы и
прочие дырочки, щёлочки и отверстьица. Кроме того, опыт показал, что
НЕПРОМОКАЮЩИЙ РЮКЗАК -- ЭТО НЕПРОСЫХАЮЩИЙ РЮКЗАК!
ОКСФОРД. Это тоже нейлон с полиуретановым покрытием, но, в отличие от
кордуры, ткань значительно тоньше, гладкая и блестящая. Более известны
ткани с индексами 210, 420 и 840. Оксфорд 210 -- скорее, тентовая ткань, но
из него делают ещё всякие карманчики и перегородочки. 420-й используют
обычно для мелких рюкзаков, особенно Oxford 420 Ripstop (ткань в
характерную клеточку). Замечательно подходит для дна палаток, усиления
углов тентов и карманов для дуг. 840-й очень похож на кордуру, отличить
можно по сильному блеску и отсутствию "меха". Их часто путают, когда по
незнанию, а иногда и намеренно.
Достоинства и недостатки: более дешёвая альтернатива кордуре. Употреблённые
к месту, все оксфорды вполне оправдывают себя. Главное -- точно знать, чего
ты хочешь.
НЕЙЛОН 600Д и ПОЛИЭСТЕР 600Д (существуют также 900Д, 1200Д, 2400Д, они
толще). Это нейлоновая либо полиэфирная (лавсановая) ткань с
поливинилхлоридным покрытием. Нить тканевой основы прядётся из коротких
кусочков (так дешевле, но прочность, увы, страдает), сама основа очень
слабая и рыхлая, как марля. Короче, это то, из чего делают так называемые
"китайские" детские рюкзачки -- те, что рассыпаются от одного строгого
взгляда. В общем, хорошую ткань на букву "Д" не назовут.
Недостатки: очень слабая ткань, обладает свойствами хорошей туалетной
бумаги: рвётся аккурат по дырочкам шва. При попытке прострочить 2--3 раза
по одному месту прямо-таки режется швейной иглой, а посему практически
неремонтопригодна. Водоотталкивающие свойства -- только за счёт полимерного
покрытия, который бывает обычно с изнанки, а сама основа легко намокает.
"Дубеет" уже при небольшом морозе, при попытке согнуть изделие пластик
покрывается белёсыми полосами -- микротрещинами. Покрытие очень быстро
начинает отслаиваться от основы. Стойкость к истиранию -- никакая!
Достоинства: вроде бы, и нет никаких, но весь мир шьёт из этих тканей всё
подряд. И вот почему: это очень дешёвый материал -- в 4--6 раз дешевле
кордуры (а если последняя со всем пакетом сертификатов от Dupont, то и в
10--12 раз). А так как шьётся всё в "задней Азии", то можно лепить дешёвку,
которая развалится до того, как выйдет из моды.
КАК ПОПЫТАТЬСЯ РАЗЛИЧИТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ
С большим прискорбием сообщаю, что и у нас в Москве ежегодно появляются
конторы, занимающиеся изготовлением туристских рюкзаков (в первую очередь,
по размерам) из "шестисотки" и выдающие её за кордуру, видимо, в надежде
быстренько заработать на "шестисотый" "Мерседес". Теперь представьте, что
ваш рюкзак "дал дуба", скажем, посреди ледника Федченко. Тут уже не до
злобных мечтаний типа: "Да я им!.. Да я его!.." Живым бы выбраться! Вы
можете сказать, что на Памир ходят только профессионалы, знающие, что к
чему. Я тоже думаю примерно так, но почему начинающие туристы должны
мучиться и страдать от всяких прохиндеев?
АВИЗЕНТ отличить просто. Он мягче всех остальных материалов, в изделиях
заметно стягивание шва эластичной синтетической нитью, но главное -- если
посмотреть через ткань на яркую лампу, хорошо видно очень плотное
переплетение сравнительно тонких нитей, причем чёрный авизент чаще всего
оказывается на просвет бордово-коричневым. ОКСФОРД -- ткань гладкая и
блестящая, достаточно мягкая, пропитка/покрытие тонкое, заметно тоньше
самой ткани. КОРДУРУ и 600Д различить несколько сложнее, нужны некоторые
знания. У ткани типа "Нейлон 600Д" ПВХ-покрытие толстое, сопоставимое с
самой основой, и при этом либо гладкое, либо имеет накатку -- мелкое
рифление, под которым совершенно незаметна структура ткани. У кордуры даже
под весьма основательным покрытием хорошо просматривается структура
переплетения нитей. Кордура имеет хорошую пропитку и поэтому не намокает:
вода с неё или просто скатывается, или лежит каплями. "Шестисотка" намокает
-- воду задерживает только пластик. Простейший тест -- капнуть немного воды
на лицевую сторону ткани и чуть-чуть подождать -- с кордуры вода скатится
шариками, а на поверхности 600D образуется влажное пятно. Аналогично эти
ткани ведут себя и под дождём.
НИТКИ
Лучше всего для шитья рюкзаков подходят лавсановые (полиэфирные) нитки: они
прочны, не гниют, не плавятся в игле на быстроходных машинах, меньше
стягивают швы. Оптимальными я считаю нитки 70Л и 82Л российского
производства.
"МОЛНИИ"
Самые хорошие -- витые рулонные "молнии" N 5, 8, 10. Номер (ширину) надо
подбирать, исходя из нагрузки, приходящейся на данную молнию. Литые (т.н.
"тракторные") и металлические "молнии" лучше не использовать: они больше
подходят для одежды, так как в силу своей конструкции хорошо работают
только на прямых местах, а на изогнутых довольно быстро теряют зубья. Я не
очень доверяю отечественным молниям (российским, белорусским,
прибалтийским) -- репутация у них так себе, особенно у замков. Сейчас более
доступны "молнии" тайваньского и корейского происхождения -- вполне
приличные. Изделия так называемых "мировых лидеров" обычно не настолько
хороши, насколько дороги.
ПРЯЖКИ И ПРОЧАЯ ФУРНИТУРА
Сейчас производится великое множество разнообразной как рабочей, так и
декоративной фурнитуры. В принципе на рюкзак пришить можно всё, что угодно,
но желательно учесть следующие моменты. Пластиковые изделия лучше
использовать от известных производителей: есть надежда, что такая фурнитура
понадёжней. Из того, что я знаю, лучше всего шведские "Нексус" (Nexus), тем
более, что их идеи и решения дружно копируют все остальные. Неплохо себя
показала фурнитура от питерских фирм "Апри" и "Снаряжение". Конечно, не
"Нексус", да и дизайн так себе, но работает хорошо. У "Снаряжения" пластик
похуже, они берут толщиной пряжки там, где другие качеством, но эта фирма
-- единственная, кто делает пряжки-самосбросы -- лучшую, на мой взгляд,
конструкцию для грузовых поясов: в ней нет всяких упругих (и
отламывающихся) элементов.
Дилемма "металл или пластик?" трудноразрешима в принципе. Известно, что
полиамидные пряжки при температуре ниже -15оС теряют до 50% прочности и
становятся хрупкими, УФ-излучение на высотах свыше 3000--3500 м "съедает"
за месяц до 70% процентов их прочности, а стальные воронёные пряжки в
сырости просто ржавеют, так что решайте сами для себя. Но, исходя именно из
этих соображений, я ставлю на походные рюкзаки стальные изделия, на все
остальные -- пластиковые.
ЛЕНТЫ И СТРОПЫ
Когда-то пределом мечтаний были силовые парашютные стропы 26/600 (26 мм
ширины, 600 кг -- усилие на разрыв), либо 25/1000. Народ дружно распарывал
парашюты, варил стропу в краске для капрона и шерсти... Сейчас с этим
гораздо проще, лент в продаже множество, но учтите следующее. Во-первых,
лента должна быть ровной, не перекошенной, т.е. натяжение краёв должно быть
одинаковым. Во-вторых, совершенно необходима большая поперечная жёсткость
-- лента не должна скручиваться, иначе её будет перекашивать в пряжках. А
вот излишняя продольная жёсткость даже мешает -- затрудняет быструю
регулировку, особенно на морозе. Лента должна иметь устойчивые к истиранию
края -- служить будет дольше. Оптимальная ширина: 25--30 мм для силовых
лент, оттяжек, боковых стяжек, подвесок для снаряжения и т.п., 40--50 мм
для поясов. Ленты шириной 15--20 мм -- вещь скорее декоративная, и годятся
они для детских игрушечных рюкзачков.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДНА
На мой взгляд, дно рюкзака из тезы (это толстый кордовый капрон с
двусторонним ПВХ-покрытием -- материал для тентов автоприцепов, а также
байдарок и катамаранов) лучше всего, но это не обязательно, хотя, конечно,
тканевое дно должно быть усилено вторым слоем ткани. Дно из толстой кордуры
достаточно надёжно, но очищать его от грязи -- задача скорей для людей,
рекламирующих какой-нибудь "Фэйри" или "Комет", чем для туристов.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСТАВОК В ЛЯМКИ, ПОЯСА И СПИНКИ
В простейшем случае достаточно 8-миллиметрового пенополиэтилена ижевского
производства (из обычного туристского коврика), иногда добавляется верхний
слой из более жёсткой "пенки". Идеальным выбором был бы материал толщиной
10--12 мм из трёх слоев различной жёсткости... Толстые, белые и пушистые
лямки очень часто содержат в себе обычный мебельный поролон, он очень
приятен сначала, но весьма быстро сминается, а главное то, что поролон --
это пенополиуретан так называемого "химического вспенивания", и в массе
материала содержатся остатки мономеров и вспенивателей, а они, как правило,
весьма неполезны для здоровья.
И НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ
Исходя из своего опыта (около 20 лет занимаюсь горным туризмом, из них 15
-- шью рюкзаки), при выборе материала для рюкзака я бы посоветовал
следующее:
1) Для походов средней сложности оптимальный рюкзачный материал -- авизент:
сравнительно недорог, умеренный вес, очень хорошая прочность, вполне
приличный внешний вид. Он промокает, но в условиях, например, весьма сырого
Западного Кавказа гораздо важнее способность быстро высыхать, а это
качество у авизента есть. Рюкзак из кордуры будет служить не хуже.
2) Для крайне экстремальных условий (Арктика, очень высокие горы -- то есть
там, где мороз надолго, а вес экономится по граммам) выбор однозначен:
авизент и стальная фурнитура.
3) Для велорюкзаков (тех, которые едут на багажнике) выбор материала тоже
однозначен: только кордура, причём наиболее качественная. Этого требуют
условия работы рюкзака: постоянная грязь из-под колес, вибрации, удары,
трение об элементы конструкции велосипеда. По этой же причине совершенно
неприменим нейлон 600Д: протирается очень быстро, да и швы расползаются от
вибрации. Велочехлы лучше делать из оксфорда 420 -- разумный баланс между
прочностью и весом.
4) Теперь о случае, когда внешний вид значит не меньше, чем всё остальное.
Если при этом необходима ещё прочность и долговечность, то лучший выбор --
кордура! То есть горнолыжникам и сноубордистам, роллерам и велосипедистам,
тем, кто постоянно носит в городе полный рюкзак всякого хлама (от учебников
и компьютерных плат до батонов хлеба и гантелей), я уверенно рекомендую
именно её. Оксфорд тоже годится; очень грамотно выглядит сочетание оксфорда
(на фасаде) и кордуры на более нагруженных местах.
5) "Шестисотка" может использоваться лишь в том случае, когда шьётся нечто
такое, что к следующему сезону уже выйдет из моды и выбросить будет совсем
не жалко.
Надеюсь, мои советы помогут туристам, знакомым и незнакомым. Возможно,
кто-то воспримет всё это "в штыки", скажет, что всё не так. Ну что ж, у
каждого - свой походный опыт. Будут вопросы, захотите поспорить -- пишите.
Евгений АВЛАСОВИЧ ("АВЛ-ЛЕН").
|