Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
  |  | Крым :
  |  | Европа :
  |  | Москва-Уэлен :
  |  | кругосветки :
 привал :
 серьезно :
 информация :
 
 
Реклама

 
Мечта: вокруг света на "Урале"
Сергей СИНЕЛЬНИК

Тюмень Братья-близнецы Сергей и Александр Синельники решили совершить кругосветное путешествие на мотоциклах. Вернувшись в мае 2002 г. из морского плавания вокруг Европы (см. "ВВ" N 56), сразу взялись за осуществление этого проекта. Задуман такой маршрут: Москва -- Владивосток -- Лима (Перу, Южная Америка) -- Рио-де-Жанейро (Бразилия) -- Лиссабон (Португалия) -- Париж (Франция) -- Москва, далее собираются пересечь всю Африку с севера на юг, от Марокко до ЮАР. Летом 2002 г. состоялся первый этап экспедиции -- от Москвы до Владивостока.

Я хочу преодолеть весь маршрут на мотоцикле "Урал-волк", а брат на "Яве-стиль" едет до Владивостока и планирует принять участие в пересечении Европы (в Америку ехать у него не получается). Естественно, возникает вопрос: почему на "Урале" ? Говорят, что он ненадёжен, лучше на японском мотоцикле, который наверняка не подведёт. Я же уверен в своём "Волке" и мне хочется доказать скептикам, что "Урал" способен преодолевать большие расстояния за относительно короткие сроки и при этом не доставлять серьёзных хлопот. Кстати, те же скептики советовали: уж если выбирать "Урал", то "Урал-соло", хоть с запчастями не будет проблем по дороге. Поэтому о кругосветке я вообще решил молчать, и о "Яве" тоже. Поэтому утром 28 июля мы втроём (к нам присоединился наш друг Олег Панин) без помпы уехали из Москвы. Запасных частей взяли самый минимум: два карбюратора для "Урала", блок щёток для генератора, лампочки, свечи, предохранители. Две камеры, клей "Супермомент", ключи -- это для ремонта. Всем не запасёшься, больше рассчитывали на удачу. Взяли спальные мешки, палатку, "непромоканцы" для защиты от дождя, вообще вещей самый минимум: никаких котелков, посуды и прочих предметов быта. Из продуктов -- сухофрукты, орехи, сухари и молоко, зачастую питались в дорожных кафе. Старались всегда иметь с собой 2 л питьевой воды.

От Москвы до Казани дорога хорошая, докатили быстро, проезжая в среднем за день по 550 км. Далее отправились в Пермь (нам нужно было туда попасть по делам), хотя более прямой путь южнее, к Челябинску. От Перми до Тюмени через Екатеринбург дорога местами разбита. Ещё и "Ява" не хотела ехать из-за плохого поступления топлива. По пути и карбюратор разбирали, и несколько раз продували да прочищали бензокраник. В небольшом городке Ачит (Свердловская обл.) оказались отзывчивые ребята: помогли решить проблему, заменив краник.

Приехали в Тюмень 4 августа. Здесь уже холод, как в начале сентября на западе России. Удивительно: листья с деревьев почти опали, чувствуется запах осени. За Тюменью часто останавливали сотрудники ДПС. Похоже, мотоциклисты-путешественники здесь почти не бывают, чаще едут до Омска от Челябинска южнее, через Казахстан, поэтому нас останавливали больше из-за любопытства. Много времени уходило на проверку документов, на различные расспросы. Только узнают о маршруте, удивляются: "А зачем вам это надо, а сколько вам за это платят?" От Тюмени до Омска 650 км проехали за один световой день. Он стал таким результативным, наверное, потому, что шёл дождь и двигатели не сильно грелись. Но в такую погоду плохо нам: мокнем сверху и собираем на себя грязные брызги с дороги, спать ложимся сырые.

Надо поставить памятник тому, кто придумал объездные пути вокруг городов. Пробираться через город -- хуже некуда: уходит много времени, греется двигатель. Совсем другое дело ехать по объездной: нет суеты, интенсивного движения автомобилей. Шоссе от Тюмени до Омска и далее до Новосибирска хорошее, машин немного, едем без лишнего напряжения, нет утомительных подъёмов для "Явы", какие были в Уральских горах. Лес в основном лиственный, очень много берёз, полей, даже странно. В Пермской и Свердловской областях лес был хвойный, густой и подступал к дороге плотной стеной, как-то мрачновато становилось. Проехав Новосибирск, устали и мы, и мотоциклы: в этом большом городе и движение автомобилей интенсивное. Из-за обилия светофоров много работали коробкой передач, двигатели грелись; асфальт плохой, и всё время попадаешь в выбоины. Отсюда вывод: если нет объездного пути, города лучше проезжать рано утром, когда дороги пустые.

Завораживает ночная магия дороги, когда летишь на мотоцикле, а под него быстро уходит лишь освещаемый фарой участок шоссе. Ветер завывает в шлеме, заглушая шум двигателя, а вокруг бесконечная тайга. Увлёкшись ночной ездой, не хотим останавливаться и ставить палатку, но надо. А утром подъём в 7 часов, пробежка, в 9 -- отъезд и опять дорога до позднего вечера. Через 100 км завтракаем, и дальше по графику: 90--100 км пути -- полчаса отдыха для нас и мотоциклов. Как правило, первые 50 км преодолеваем легко, а следующие даются уже труднее. Постоянно смотрим на табло спидометра, считаем каждый километр. Я привстаю на подножках и сажусь бочком то на левую, то на правую ногу. Ёрзаем на сиденье, хоть немного меняя положение ног и туловища, пальцы рук даже в перчатках немного замерзают и немеют из-за недостатка движений, приходится на ходу ими двигать, чтобы отогреть. Днём, чтобы отдохнуть, заезжаем в лес, но чем дальше, тем труднее, почти невыносимо находиться в нём: стаи комаров налетают со всех сторон, всё время приходится отмахиваться от них, но это мало помогает. Вечером проще: мы быстро ставим палатку, запрыгиваем туда и засыпаем под страшный гул кровососов, беснующихся в гневе снаружи.

На всём пути над дорогой летает множество насекомых, они разбиваются о стекло шлема, и их останки мешают обзору. Благо, что стекло выдерживает такие удары. Так что в таких походах шлем просто обязателен. Мы почти нигде его не снимали ещё и потому, что по всей дороге, особенно на плохих её участках, много пыли и камней, летящих из-под колёс встречных грузовых автомобилей. Через каждые 500--1000 км приходится очищать шлем от кучи разных насекомых и грязи.

Радует экономичный расход топлива: как ни странно, "Уралу", как и "Яве", 5 л 92-го бензина хватает на 100 км. Мотоциклы терпеливо везут нас к цели. Прислушиваемся постоянно к звуку двигателя -- не появилось ли лишних шумов. Нам так хочется доехать до Владивостока без лишних ремонтов.

Кемерово проехали быстро, по окраинам. Местность изменилась: появились высокие холмы, лес стал смешанным, очень живописно возвышаются темно-зелёные верхушки елей. Дорога хорошая, ровная, часто петляет, вообще вокруг красиво и ехать интересно. И комаров вроде поменьше.

До Красноярска остаётся 150 км, но тянутся они так медленно. Смотрю на спидометр: как далеко ещё до Владивостока, но уже почти полпути пройдено. Решили поставить палатку перед поворотом в лес. Саня на "Яве" стал притормаживать, в этот момент у него слетела цепь (она была уже изрядно растянута), заклинило колесо, и он улетел в кювет. Отделался лёгким испугом, а мотоцикл остался без зеркал. Повезло, да ещё помогли дуги и нагруженные сзади рюкзаки -- смягчили падение. Санёк уже второй раз улетает в кювет, первый раз в начале пути, тоже на небольшой скорости.

Когда проезжали город Ачинск, немного заплутали, к нам подъехали представители местного ТВ, попросили дать интервью, поснимали нас на камеру, расспросили о поездке, показали дорогу. Между Красноярском и Иркутском повстречали двух путешественников на мотоциклах "Honda", они от Праги через Москву добрались до Байкала и уже ехали обратно. В среднем движутся со скоростью 120 км/ч, немного быстрее нас, за день проходят 600 км. У нас маршрут более долгий, а вещей намного меньше. Расспрашивали, как бороться с комарами, как от них защищаться; те замучили путешественников совсем, так как ночуют они в основном в палатке в лесу.

Дорога от Красноярска до Иркутска не всегда хорошая. Встречаются разные участки: 30 км асфальт, 30 км трасса сильно разбита и посыпана щебнем. По такому покрытию ехать на мотоцикле тяжело, и мы все в пыли. Больше 500 км в день преодолеть очень трудно, чаще получается 400 км. Дорога проложена по высоким холмам, на горизонте в дымке видны очертания гор, вокруг тайга, лес подступает плотной стеной. Вообще здесь на протяжении многих километров только леса, полей нет; однажды увидели, как впереди дорогу перебегал олень.

Уже проехали 5300 км от Москвы -- чуть больше половины пути. В Канске увидели красивую ухоженную часовенку, поставленную в память о погибших моряках. Удивительно: здесь, вдали от морей. Вообще вдоль сибирских дорог церквей очень мало. Однажды заметили, как по обочине дороги в глухой тайге шёл странник лет 30-ти; видно сразу, что издалека, наверное, паломник -- нёс большой крест и икону на груди. Я долго не мог забыть встречи с ним... За 200--250 км до Иркутска начинаются лесостепи, ландшафт напоминает Казахстан, а сразу после Иркутска километров через 40 встают горы и дорога серпантином незаметно выводит к необъятным просторам Байкала. Вода в нём чистая-чистая, но холодная. Места очень живописные (горы подходят к самому озеру), и самое главное -- малолюдные и тихие. Мы сутки отдыхали недалеко от Слюдянки, постирали вещи, осмотрели мотоциклы -- и дальше в путь.

"Ява", бедная, надрывается на крутых подъёмах, а "Уралу" несложно даже с двумя седоками. Олег терпеливо, без жалоб и стонов сидит сзади меня. Незабываемое впечатление осталось от Бурятии: испытываешь чувство свободы, парения, когда едешь через степи, а вокруг на небольшом расстоянии горы, уходящие далеко за горизонт. Кое-где лысые, а местами поросшие кустарником и деревьями. Встречались холмы с причудливыми наслоениями большой массы камней, особенно запомнилась одна такая гора под названием "Спящий лев". Тут редко встречаются машины, нет постов ДПС, только просторы степей и не "давит" лес.

Мы уже, кажется, целую вечность в пути, накапливается усталость, такая, что приходится заставлять себя садиться на мотоцикл. Дорога тоже порядком надоела, в основном видим только её да спидометр. Надо бы смотреть вокруг, а в голову вбита цель: Владивосток. Вот и едем, крепко держась за руль и считая километры. Осуществляется моя мечта. Я с 13 лет грезил о жизни на мотоцикле. Сейчас я слился со "стальным конём", он часть меня: если его колесо попадает в яму, мне от этого больно. Я жалею моего стального друга, я с ним мысленно разговариваю, поддерживая его, и он терпит и идёт вперед. Я уважаю и люблю своего "Волка", и мы сами стали на время волками, безумными байкерами, потерявшими чувство реальной жизни. Для нас сейчас существует только дорога, мотоцикл и цель впереди. Для многих окружающих мы ненормальные, нас по дороге так и называют. Почему? Да потому хотя бы, что наши брюки не стирались 15 дней и это заметно, наши куртки в пыли и представляют для мух лакомое блюдо: на ткани остатки огромного количества насекомых -- жёлтых, зелёных...

Где бы мы ни останавливались (на АЗС, в столовых, магазинах, на стоянках, и даже у светофоров), находится много любопытных, которых интересуем мы, наш транспорт, маршрут. Окружают, рассматривают, задают вопросы, например: "Наверное, тяжело держать руль весь день, это как на заводе у станка?" "А это "Харлей"? -- показывая на "Урал". -- Какая мощность, какой объём?" Многие удивлены внешним видом моего "Урала". Вот так в своём путешествии помогаем людям узнать про новый отечественный мотоцикл. Очень редко попадались те, кто узнавал его марку. Зачастую водители-дальнобойщики просились сфотографироваться на русском "Харлее".

После Читы асфальт стал редкостью, в основном гравий и щебёнка. От бесконечных спусков и утомительных подъёмов мотоциклы стонут. Стоит сильная жара, двигатели греются, всё в пыли, дорога в ямах и ухабах, хоть бы до Владивостока выдержали бедные мотоциклы. Доедем до Чернышевска и там будем грузиться на ж.-д. платформу: дальше до Шимановска дорог нет, паромов и мостов через реки тоже. Край нищий, в городках и сёлах грязно, уныло, но люди хорошие, отзывчивые. В деревнях даже старые люди ходят за грибами и ягодами с большими баками за спиной, они, как рюкзаки, висят сзади, туда входит вёдер 5! Будь у нас мотоциклы "Эндуро", можно было бы попробовать ехать по тайге без дороги, а наши машины созданы для асфальтовых дорог, особенно "Урал-волк" с его низкой посадкой. Езда по плохим дорогам уже сказалась на нём: правый глушитель болтается на проволоке, левый весь в пробоинах, резина вся в подозрительных глубоких трещинах и изрядно стёрта. Но надо отдать ему должное: "Волк" держится в целом молодцом.

В Чернышевске посчастливилось загрузить мотоциклы в вагон проходящего почтово-багажного поезда, проводники позволили нам ехать вместе с нашими "конями". Выгрузились в Облучье недалеко от Белогорска. После дождя дорога в очень плохом состоянии: сплошная жижа из грязи. Хорошо, хоть глина с песком, а то бы совсем увязли, выручают глубокие колеи, оставленные грузовыми автомобилями, по которым и пытаемся передвигаться. Радуемся, что участок бездорожья проехали в вагоне, иначе бы в тайге похоронили свои мотоциклы, как это получилось у наших предшественников, байкеров из Харькова. Они сунулись в дебри и в результате довели двигатель "Днепра" до такого состояния, что спасти его в этих условиях не удалось.

От Читы до Биробиджана нет ни одного поста ДПС, а вот в Приморском крае останавливали часто. За 19 августа с раннего утра до 23.00 проехали 730 км и достигли Владивостока. Автомашины здесь только японские, это сразу бросается в глаза, на улицах порядок, здания в хорошем состоянии, одним словом -- город "умытый". Как и подобает крупному портовому центру, ведь сюда съезжаются много туристов из Китая, Японии и Кореи. А мы добрались сюда за 21 день, проехав 9000 км. Большой поклон нашим стальным труженикам, они настоящие герои.

За своё путешествие мы лучше узнали нашу Родину и людей, её населяющих. Я думаю, если проехать этот маршрут на поезде или машине, вряд ли останутся такие глубокие впечатления: всё промелькнёт в рамке окна слишком быстро. Мы же имели возможность ночевать в лесах, деревнях и ощущать природу и нравы людей. Хочется привести слова тех ребят из Харькова, которые в 2001 г. на "Днепре" чуть-чуть не доехали до Владивостока: "Каждый байкер должен всегда помнить, что за ним по пройденной им дороге обязательно пойдут другие. Его главная задача -- оставить за собой чистый след и хорошее людское впечатление о мотоциклетной братии, облегчив путь идущим позади".

Сергей СИНЕЛЬНИК sinelnik1974@.mail.ru

ВВ N 58
апрель 2003


Экспедиции
Мечта: вокруг света на "Урале".
Сергей СИНЕЛЬНИК


Проблемы и мнения
Канонада на Эльбрусе.
Сергей МИНДЕЛЕВИЧ


Читальный зал
Эти книги высылаем.

Про туристят
Пятница, тринадцатое...
Алексей ДЕЩЕРЕВСКИЙ


Пути-дороги
Имени Черского.
Константин БЕКЕТОВ


Люди и горы
Новый альпинистский район - Антарктида.
Сергей МИНДЕЛЕВИЧ


На Пыльную. Рассказ
Анатолий ГЕРАСИМЕНКО


"Мудрейшим" способом
Супербабушки едут по планете.
Тамара КОПЕЙКО


Под шорох шин
Велотуристы и плохие человеки. Глава 10.
Илья ГУРЕВИЧ


Экстремальная ситуация
Три весенние истории.
Марина ГАЛКИНА


Специальный первоапрельский выпуск N3.
Вольный Вытер
Газета для любителей странностей и злоключений.


Авторская песня
Сергей ЦЫСС

Ну какой же я, к черту старик?!
Ольга КУТЫРКИНА

В конце номера
Десятый "Заполярный март".
Эдуард ЦИПЕРСОН


 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало Вольный Ветер : мототуризм   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU