Мечта: вокруг света на "Урале"
Сергей СИНЕЛЬНИК
Братья-близнецы Сергей и Александр Синельники решили совершить
кругосветное путешествие на мотоциклах. Вернувшись в мае 2002 г. из
морского плавания вокруг Европы (см. "ВВ" N 56), сразу взялись за
осуществление этого проекта. Задуман такой маршрут: Москва -- Владивосток
-- Лима (Перу, Южная Америка) -- Рио-де-Жанейро (Бразилия) -- Лиссабон
(Португалия) -- Париж (Франция) -- Москва, далее собираются пересечь всю
Африку с севера на юг, от Марокко до ЮАР. Летом 2002 г. состоялся первый
этап экспедиции -- от Москвы до Владивостока.
Я хочу преодолеть весь маршрут на мотоцикле "Урал-волк", а брат на
"Яве-стиль" едет до Владивостока и планирует принять участие в
пересечении Европы (в Америку ехать у него не получается). Естественно,
возникает вопрос: почему на "Урале" ? Говорят, что он ненадёжен, лучше на
японском мотоцикле, который наверняка не подведёт. Я же уверен в своём
"Волке" и мне хочется доказать скептикам, что "Урал" способен преодолевать
большие расстояния за относительно короткие сроки и при этом не доставлять
серьёзных хлопот. Кстати, те же скептики советовали: уж если выбирать
"Урал", то "Урал-соло", хоть с запчастями не будет проблем по дороге.
Поэтому о кругосветке я вообще решил молчать, и о "Яве" тоже. Поэтому утром
28 июля мы втроём (к нам присоединился наш друг Олег Панин) без помпы
уехали из Москвы.
Запасных частей взяли самый минимум: два карбюратора для "Урала", блок
щёток для генератора, лампочки, свечи, предохранители. Две камеры, клей
"Супермомент", ключи -- это для ремонта. Всем не запасёшься, больше
рассчитывали на удачу. Взяли спальные мешки, палатку, "непромоканцы" для
защиты от дождя, вообще вещей самый минимум: никаких котелков, посуды и
прочих предметов быта. Из продуктов -- сухофрукты, орехи, сухари и молоко,
зачастую питались в дорожных кафе. Старались всегда иметь с собой 2 л
питьевой воды.
От Москвы до Казани дорога хорошая, докатили быстро, проезжая в среднем за
день по 550 км. Далее отправились в Пермь (нам нужно было туда попасть по
делам), хотя более прямой путь южнее, к Челябинску. От Перми до Тюмени
через Екатеринбург дорога местами разбита. Ещё и "Ява" не хотела ехать
из-за плохого поступления топлива. По пути и карбюратор разбирали, и
несколько раз продували да прочищали бензокраник. В небольшом городке Ачит
(Свердловская обл.) оказались отзывчивые ребята: помогли решить проблему,
заменив краник.
Приехали в Тюмень 4 августа. Здесь уже холод, как в начале сентября на
западе России. Удивительно: листья с деревьев почти опали, чувствуется
запах осени. За Тюменью часто останавливали сотрудники ДПС. Похоже,
мотоциклисты-путешественники здесь почти не бывают, чаще едут до Омска от
Челябинска южнее, через Казахстан, поэтому нас останавливали больше из-за
любопытства. Много времени уходило на проверку документов, на различные
расспросы. Только узнают о маршруте, удивляются: "А зачем вам это надо, а
сколько вам за это платят?" От Тюмени до Омска 650 км проехали за один
световой день. Он стал таким результативным, наверное, потому, что шёл
дождь и двигатели не сильно грелись. Но в такую погоду плохо нам: мокнем
сверху и собираем на себя грязные брызги с дороги, спать ложимся сырые.
Надо поставить памятник тому, кто придумал объездные пути вокруг городов.
Пробираться через город -- хуже некуда: уходит много времени, греется
двигатель. Совсем другое дело ехать по объездной: нет суеты, интенсивного
движения автомобилей. Шоссе от Тюмени до Омска и далее до Новосибирска
хорошее, машин немного, едем без лишнего напряжения, нет утомительных
подъёмов для "Явы", какие были в Уральских горах. Лес в основном
лиственный, очень много берёз, полей, даже странно. В Пермской и
Свердловской областях лес был хвойный, густой и подступал к дороге плотной
стеной, как-то мрачновато становилось. Проехав Новосибирск, устали и мы, и
мотоциклы: в этом большом городе и движение автомобилей интенсивное. Из-за
обилия светофоров много работали коробкой передач, двигатели грелись;
асфальт плохой, и всё время попадаешь в выбоины. Отсюда вывод: если нет
объездного пути, города лучше проезжать рано утром, когда дороги пустые.
Завораживает ночная магия дороги, когда летишь на мотоцикле, а под него
быстро уходит лишь освещаемый фарой участок шоссе. Ветер завывает в шлеме,
заглушая шум двигателя, а вокруг бесконечная тайга. Увлёкшись ночной ездой,
не хотим останавливаться и ставить палатку, но надо. А утром подъём в 7
часов, пробежка, в 9 -- отъезд и опять дорога до позднего вечера. Через
100 км завтракаем, и дальше по графику: 90--100 км пути -- полчаса отдыха
для нас и мотоциклов. Как правило, первые 50 км преодолеваем легко, а
следующие даются уже труднее. Постоянно смотрим на табло спидометра, считаем
каждый километр. Я привстаю на подножках и сажусь бочком то на левую, то на
правую ногу. Ёрзаем на сиденье, хоть немного меняя положение ног и
туловища, пальцы рук даже в перчатках немного замерзают и немеют из-за
недостатка движений, приходится на ходу ими двигать, чтобы отогреть. Днём,
чтобы отдохнуть, заезжаем в лес, но чем дальше, тем труднее, почти
невыносимо находиться в нём: стаи комаров налетают со всех сторон,
всё время приходится отмахиваться от них, но это мало помогает. Вечером
проще: мы быстро ставим палатку, запрыгиваем туда и засыпаем под страшный
гул кровососов, беснующихся в гневе снаружи.
На всём пути над дорогой летает множество насекомых, они разбиваются о
стекло шлема, и их останки мешают обзору. Благо, что стекло выдерживает
такие удары. Так что в таких походах шлем просто обязателен. Мы почти нигде
его не снимали ещё и потому, что по всей дороге, особенно на плохих её
участках, много пыли и камней, летящих из-под колёс встречных грузовых
автомобилей. Через каждые 500--1000 км приходится очищать шлем от кучи
разных насекомых и грязи.
Радует экономичный расход топлива: как ни странно, "Уралу", как и "Яве", 5 л
92-го бензина хватает на 100 км. Мотоциклы терпеливо везут нас к цели.
Прислушиваемся постоянно к звуку двигателя -- не появилось ли лишних шумов.
Нам так хочется доехать до Владивостока без лишних ремонтов.
Кемерово проехали быстро, по окраинам. Местность изменилась:
появились высокие холмы, лес стал смешанным, очень живописно возвышаются
темно-зелёные верхушки елей. Дорога хорошая, ровная, часто петляет, вообще
вокруг красиво и ехать интересно. И комаров вроде поменьше.
До Красноярска остаётся 150 км, но тянутся они так медленно. Смотрю на
спидометр: как далеко ещё до Владивостока, но уже почти полпути пройдено.
Решили поставить палатку перед поворотом в лес. Саня на "Яве" стал
притормаживать, в этот момент у него слетела цепь (она была уже изрядно
растянута), заклинило колесо, и он улетел в кювет. Отделался лёгким
испугом, а мотоцикл остался без зеркал. Повезло, да ещё помогли дуги и
нагруженные сзади рюкзаки -- смягчили падение. Санёк уже второй раз улетает
в кювет, первый раз в начале пути, тоже на небольшой скорости.
Когда проезжали город Ачинск, немного заплутали, к нам подъехали
представители местного ТВ, попросили дать интервью, поснимали нас на
камеру, расспросили о поездке, показали дорогу. Между Красноярском и
Иркутском повстречали двух путешественников на мотоциклах "Honda", они от
Праги через Москву добрались до Байкала и уже ехали обратно. В среднем
движутся со скоростью 120 км/ч, немного быстрее нас, за день проходят 600
км. У нас маршрут более долгий, а вещей намного меньше. Расспрашивали, как
бороться с комарами, как от них защищаться; те замучили путешественников
совсем, так как ночуют они в основном в палатке в лесу.
Дорога от Красноярска до Иркутска не всегда хорошая. Встречаются разные
участки: 30 км асфальт, 30 км трасса сильно разбита и посыпана щебнем. По
такому покрытию ехать на мотоцикле тяжело, и мы все в пыли. Больше 500 км в
день преодолеть очень трудно, чаще получается 400 км. Дорога проложена по
высоким холмам, на горизонте в дымке видны очертания гор, вокруг тайга, лес
подступает плотной стеной. Вообще здесь на протяжении многих километров
только леса, полей нет; однажды увидели, как впереди дорогу перебегал олень.
Уже проехали 5300 км от Москвы -- чуть больше половины пути. В Канске
увидели красивую ухоженную часовенку, поставленную в память о погибших
моряках. Удивительно: здесь, вдали от морей. Вообще вдоль сибирских дорог
церквей очень мало. Однажды заметили, как по обочине дороги в глухой тайге
шёл странник лет 30-ти; видно сразу, что издалека, наверное, паломник --
нёс большой крест и икону на груди. Я долго не мог забыть встречи с ним...
За 200--250 км до Иркутска начинаются лесостепи, ландшафт напоминает
Казахстан, а сразу после Иркутска километров через 40 встают горы и дорога
серпантином незаметно выводит к необъятным просторам Байкала. Вода в нём
чистая-чистая, но холодная. Места очень живописные (горы подходят к самому
озеру), и самое главное -- малолюдные и тихие. Мы сутки отдыхали недалеко
от Слюдянки, постирали вещи, осмотрели мотоциклы -- и дальше в путь.
"Ява", бедная, надрывается на крутых подъёмах, а "Уралу" несложно даже с
двумя седоками. Олег терпеливо, без жалоб и стонов сидит сзади меня.
Незабываемое впечатление осталось от Бурятии: испытываешь чувство свободы,
парения, когда едешь через степи, а вокруг на небольшом
расстоянии горы, уходящие далеко за горизонт. Кое-где лысые, а местами
поросшие кустарником и деревьями. Встречались холмы с причудливыми
наслоениями большой массы камней, особенно запомнилась одна такая гора под
названием "Спящий лев". Тут редко встречаются машины, нет постов ДПС,
только просторы степей и не "давит" лес.
Мы уже, кажется, целую вечность в пути, накапливается усталость, такая, что
приходится заставлять себя садиться на мотоцикл. Дорога тоже порядком
надоела, в основном видим только её да спидометр. Надо бы смотреть
вокруг, а в голову вбита цель: Владивосток. Вот и едем, крепко держась за
руль и считая километры. Осуществляется моя мечта. Я с 13 лет грезил о
жизни на мотоцикле. Сейчас я слился со "стальным конём", он часть меня:
если его колесо попадает в яму, мне от этого больно. Я жалею моего
стального друга, я с ним мысленно разговариваю, поддерживая его, и он
терпит и идёт вперед. Я уважаю и люблю своего "Волка", и мы сами стали на
время волками, безумными байкерами, потерявшими чувство реальной жизни. Для
нас сейчас существует только дорога, мотоцикл и цель впереди. Для многих
окружающих мы ненормальные, нас по дороге так и называют. Почему? Да потому
хотя бы, что наши брюки не стирались 15 дней и это заметно, наши куртки в
пыли и представляют для мух лакомое блюдо: на ткани остатки огромного
количества насекомых -- жёлтых, зелёных...
Где бы мы ни останавливались (на АЗС, в столовых, магазинах, на стоянках,
и даже у светофоров), находится много любопытных, которых
интересуем мы, наш транспорт, маршрут. Окружают, рассматривают, задают
вопросы, например: "Наверное, тяжело держать руль весь день, это как на
заводе у станка?" "А это "Харлей"? -- показывая на "Урал". -- Какая мощность,
какой объём?" Многие удивлены внешним видом моего "Урала". Вот так в своём
путешествии помогаем людям узнать про новый отечественный мотоцикл. Очень
редко попадались те, кто узнавал его марку. Зачастую водители-дальнобойщики
просились сфотографироваться на русском "Харлее".
После Читы асфальт стал редкостью, в основном гравий и щебёнка. От
бесконечных спусков и утомительных подъёмов мотоциклы стонут. Стоит сильная
жара, двигатели греются, всё в пыли, дорога в ямах и ухабах, хоть бы до
Владивостока выдержали бедные мотоциклы. Доедем до Чернышевска и там будем
грузиться на ж.-д. платформу: дальше до Шимановска дорог нет, паромов и
мостов через реки тоже. Край нищий, в городках и сёлах грязно, уныло, но
люди хорошие, отзывчивые. В деревнях даже старые люди ходят за грибами и
ягодами с большими баками за спиной, они, как рюкзаки, висят сзади, туда
входит вёдер 5! Будь у нас мотоциклы "Эндуро", можно было бы попробовать
ехать по тайге без дороги, а наши машины созданы для асфальтовых дорог,
особенно "Урал-волк" с его низкой посадкой. Езда по плохим дорогам уже
сказалась на нём: правый глушитель болтается на проволоке, левый весь в
пробоинах, резина вся в подозрительных глубоких трещинах и изрядно
стёрта. Но надо отдать ему должное: "Волк" держится в целом молодцом.
В Чернышевске посчастливилось загрузить мотоциклы в вагон проходящего
почтово-багажного поезда, проводники позволили нам ехать вместе с нашими
"конями". Выгрузились в Облучье недалеко от Белогорска. После дождя дорога
в очень плохом состоянии: сплошная жижа из грязи. Хорошо, хоть глина с
песком, а то бы совсем увязли, выручают глубокие колеи, оставленные
грузовыми автомобилями, по которым и пытаемся передвигаться. Радуемся, что
участок бездорожья проехали в вагоне, иначе бы в тайге похоронили свои
мотоциклы, как это получилось у наших предшественников, байкеров из
Харькова. Они сунулись в дебри и в результате довели двигатель "Днепра" до
такого состояния, что спасти его в этих условиях не удалось.
От Читы до Биробиджана нет ни одного поста ДПС, а вот в Приморском крае
останавливали часто. За 19 августа с раннего утра до 23.00 проехали 730 км
и достигли Владивостока. Автомашины здесь только японские, это сразу
бросается в глаза, на улицах порядок, здания в хорошем состоянии, одним
словом -- город "умытый". Как и подобает крупному портовому центру, ведь
сюда съезжаются много туристов из Китая, Японии и Кореи. А мы добрались
сюда за 21 день, проехав 9000 км. Большой поклон нашим стальным труженикам,
они настоящие герои.
За своё путешествие мы лучше узнали нашу Родину и людей, её населяющих. Я
думаю, если проехать этот маршрут на поезде или машине, вряд ли
останутся такие глубокие впечатления: всё промелькнёт в рамке окна слишком
быстро. Мы же имели возможность ночевать в лесах, деревнях и ощущать
природу и нравы людей. Хочется привести слова тех ребят из Харькова,
которые в 2001 г. на "Днепре" чуть-чуть не доехали до Владивостока:
"Каждый байкер должен всегда помнить, что за ним по пройденной им дороге
обязательно пойдут другие. Его главная задача -- оставить за собой чистый
след и хорошее людское впечатление о мотоциклетной братии, облегчив путь
идущим позади".
Сергей СИНЕЛЬНИК sinelnik1974@.mail.ru
|