Экспедиция Сотый меридиан. Новости Вольного Ветра
Вольный Ветер
Активный туризм
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки   дневник  v_veter@mail.ru
Новости :

Экспедиция "100 меридиан"
Новые поступления из газеты
Новости отовсюду

 каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :   | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
  | велорюкзак :
  | горелки :
  | карты :
  | навигаторы :
  | одежда :
  | печка : :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 


Экспедиция "100 меридиан" 3 2 1 Начало :

08.10, Кочечум, Россия 
28.08, Ербогачён, Россия 
05.08, Киренск, Россия 
02.08, Усть-Кут, Россия 
17.07, Иркутск, Россия 
09.07, Гусиноозерск, Россия 
03.07, Улан-Батор, Монголия 
17.06, Голмуд, Цинхай, Китай 
03.06, Нагчу, Тибет, Китай 
24.05, Ньенчен-Тангла, Тибет 
20.05, Лхаса, Тибет, Китай 
14.05, Шигадзе, Тибет, Китай 
30.04, Катманду, Непал 
19.04, Куньмин, Китай 
13.04, Дали, Китай 
08.04, Цзинггу, Китай 
03.04, Менгянь, Китай 
27.03, Луангнамтха, Лаос 
18.03, Чианграй, Таиланд 
15.03, Чианграй, Таиланд 
07.03, Так, Таиланд 
22.02, Малайзия и Таиланд 
08.02, Баттерворс, Малайзия 
04.02, Первые 5 дней  
27.01, Начало 
Голмуд, Цинхай, Китай    17.06.02   наверх

Тибет Завершен второй (Тибетский) этап экспедиции "Сотый меридиан". В двух словах его можно назвать путешествием в стратосферу или подъемом в ад.

С момента последнего выхода на связь из тибетского городка Нагчу экспедиция "Сотый меридиан" проехала на велосипедах свыше 800 км по дорогам поднебесного Китая. Мы пересекли границу Тибетского автономного округа и оказались в провинции Цинхай. Это событие, впрочем, совершенно не сказалось ни на рельефе местности, ни на содержании кислорода в воздухе. Тибетское нагорье распространяется и на территории Цинхая.

Последний отрезок пути был сложнейшим на всем протяжении экспедиции. Во-первых, мы преодолели свыше десятка перевалов, три из которых превышают 5000 метров над уровнем моря (наибольший - Тангла, 5231). Во-вторых, мы познали прелесть чудовищного тибетского лета: ни в один из первых четырнадцати дней июня не обошлось без снега, сопровождаемого порой ураганным ветром. И, наконец, кислородное голодание, к которому нельзя привыкнуть. Со 2 мая по 15 июня экспедиция ни разу не опускалась ниже 3650 метров над уровнем моря, находясь большую часть времени выше 4500 м. Даже Всекитайская велосипедная экспедиция Пекин - Лхаса, попавшаяся нам навстречу, при подъемах на перевалы, в отличие от нас, пользуется кислородными баллонами. Мы же после рывков и ускорений задыхаемся как астматики.

Тибетские пейзажи в последние дни стали весьма унылыми: тундра, напоминающая нашу Чукотку и редкие горные хребты, слегка радующие глаз снежными вершинами. Даже пересеченная нами великая река Янцзы не произвела никакого впечатления.

Плотность населения в горных районах Цинхая намного меньше, чем в Тибете. Любопытствующие аборигены со всегда открытыми ртами исчезли. Им на смену пришли люди в белых тюбетейках (не китайцы). Они проповедуют ислам и не кормят свининой.

В Цинхае в полный рост идет строительство тысячекилометровой железной дороги Голмуд - Лхаса. Грандиозность этого замысла сродни Великой Китайской стене. Сотни тысяч людей строят мосты, путепроводы, тоннели, насыпи в горах на высотах свыше 4500-5000 метров. Инженерная смелость проекта потрясает! Китайцы - великие труженики, рано утром при любой погоде они приступают к работе. Бесчисленные флаги и транспаранты напоминают нам времена славного социализма. Не сомневайтесь: очередное китайское чудо будет готово в срок!

Китайские железнодорожники - спонсоры экспедиции "Сотый меридиан". Множество раз они совершенно бесплатно кормили экспедиционеров шикарными обедами, проявляя к нам неподдельный интерес. Помощь китайцев очень актуальна, поскольку юани у нас давно кончились, а обменных пунктов в Тибетском нагорье нет. Приходилось ходить с протянутой рукой, в которой зажата долларовая купюра, никому не нужная в этих суровых краях.

На последнем отрезке пути было и очаровательное событие - спуск в Голмуд. Уже на 3500 метрах мы были близки к кислородному отравлению. Мы пили, пили и пили теплые воздушные потоки, наполняющие легкие кислородом! А как здорово валяться в траве, наслаждаясь ее ароматом, слушать птиц и любоваться цветочками! Чтобы познать такие простые радости надо месяц слоняться по горным тундрам.

После непродолжительного отдыха экспедиция продолжит путешествие. Третий этап - Гоби, Хангай, Байкал.

Подробности www.100meridian.ru

Нагчу, Тибет, Китай    01.06.02   наверх

За два дня экспедиция "Сотый меридиан" добралась от столицы Тибета Лхасы до маленького поселка Доцзе, ближайшего населенного пункта к Ньенчентангле. В этой деревеньке мы оставили велосипеды и пешком отправились к основанию горы по долине ручья. Это заняло еще один день. 24 мая экспедиция начала непосредственное восхождение на Ньенчентанглу Южную. Каменные осыпи постепенно перешли в скальные выходы, чередующиеся с языками ледников.

К концу дня восходители поднялись до высоты 6000 метров и организовали лагерь на крутом ледовом склоне, вырубив горизонтальную полку. Двойка П. Захаров и М. Семенов в тот же день достигла вершины горы (6183 м), где также установила лагерь. Остальные участники экспедиции А. Орленко, Г. Пахомов и Н. Рундквист достигли вершины в 9 часов утра следующего дня. К этому времени резко ухудшилась погода: полностью пропала видимость, усилился ветер и пошел снег. Вероятно, это связано с сильным муссоном, пришедшим с юга. Обычно они останавливаются главным Гималайским хребтом и не достигают внутренних областей Тибета. Однако этот муссон оказался чрезвычайно мощным и преодолел Гималаи.

В ожидании улучшения погоды экспедиция провела на вершине горы свыше суток и только в первой половине дня 26 мая предприняла попытку спуска, который осложнялся значительной лавинной опасностью и по-прежнему ограниченной видимостью. Не обошлось и без спуска небольшой лавины. К счастью, никто не пострадал, и восходителям удалось спуститься до скал и каменных россыпей, которые требовали повышенной аккуратности. К концу дня экспедиционеры спустились в долину ручья.

В условиях яркого высокогорного солнца, снежной бури и тумана незаменимую помощь оказали комплекты очков, предоставленных екатеринбургской фирмой "Очки для вас" - одним из спонсоров экспедиции.

Всю ночь с 26 на 27 мая непрерывно шел снег, осложнивший спуск по долине ручья в Доцзе. Неприятности поджидали нас и в самом поселке. Местные тибетские жители использовали наши велосипеды в качестве развлечения по полной программе: вырванные спицы и тормоза, "восьмерки" на колесах, поломанные багажники…

С 28 по 31 мая экспедиция "Сотый меридиан" преодолела несколько перевалов между поселком Доцзе и районным центром Нагчу. Муссон продолжал бушевать: каждый день сопровождался сильным ветром, осадками, грозами. В ночь на 30 мая опять выпал снег до 15 см глубиной. Снегопадом встретил нас 31 мая и город Нагчу, расположенный на высоте 4440 метров над уровнем моря.

Параллельно трассе, по которой путешествует экспедиция, идет гигантская стройка железной дороги, призванной связать Тибет с остальным Китаем. Строители возводят мосты, строят станции, прокладывают тоннели. Китайцы (именно они составляют большинство строителей) исключительно доброжелательны вплоть до угощения нас бесплатными обедами в своих временных рабочих поселках.

Ландшафт в последние дни довольно скучен. Высокие горы уступили место пологим унылым холмам, лишенным древесной растительности. До горизонта тянется то ли степь, то ли тундра, заполненная стадами овец и яков. В самых неожиданных местах можно наблюдать небольшие тибетские поселения, характерные невысокими постройками с плоскими крышами.

Второго июня экспедиция продолжает движение из Нагчу на север. Впереди граница Тибетского автономного округа с провинцией Цинхай. Дорога пересекает этот рубеж на перевале Тангла (5180 м). Возможны осложнения со связью, поскольку в провинции Цинхай практически отсутствуют населенные пункты вплоть до города Голмуд, которого экспедиция достигнет не ранее 16-18 июня.

Николай Рундквист, руководитель экспедиции "Сотый меридиан".

Подробности www.100meridian.ru

Ньенчен-Тангла, Тибет    24.05.02   наверх

В Тибет Сейчас общероссийская трансконтинентальная экспедиция «Сотый меридиан» организует Тибетский базовый лагерь, чтобы подготовиться к восхождению на гору Ньенчентангхла (Ньенчен-Тангла). Этот гималайский семитысячник всего лишь на 1000 метров ниже Эвереста и никому из российских альпинистов еще не удавалось его покорить. Высота Ньенчен-Тангла достигает высоты 7088-7117 м (по разным источникам), а значит расстояние между вершиной горы и открытым космосом всего лишь 4-5 тысяч километров На востоке гор Гандисышань Ньенчен-Тангла является самой высокой в одноименном хребте. Хребет Ньенчентанглха разделяет бассейны рек Цангпо (Брахмапутры) на юге и Наг-Чу (верховья Салуина) и озера Намцо на севере. Сложен гранитами, известняками, песчаниками. Осевая линия хребта представляет собой непрерывную цепь снежных гор с относительно ровным гребнем. На всем своем 600-километровом протяжении хребет не имеет ни одного перевала ниже 5000 м. Склоны скалисты, много осыпей. Хребет характерен чрезвычайно высокой снеговой линией, лежащей в интервале от 5400 до 5800 м. Это обстоятельство связано с сухостью климата. С юга к хребту подступают высокогорные степи и полупустыни, на северных склонах преобладают ландшафты холодных пустынь.

Восхождение на вершину планируется в альпийском стиле без организации промежуточных лагерей. Предварительная акклиматизация заключается в последовательных тренировочных подъемах на высоты 5400-5600 м с последующими спусками на отдых и пешеходным кольцевым походом с прохождением перевала 6100-6200 м.

Анализ карты масштаба 1:500000 показывает, что гора относительна полога и предположительно проста технически. Опасность таят недостаток кислорода и возможные на большой высоте понижения температуры до –20-25°С, а также связанные со значительными суточными колебаниями температуры сильные местные ветра с частыми пыльными бурями. На восхождение планируется 14 дней.

Буквально в 20 км от Ньенчентанглхи расположено одно из крупнейших высокогорных озер мира – Намцо (по-монгольски Тенгри-Нур, «Небесное озеро», площадь 2000 км, вытянуто с запада на восток на 80 км, ширина 113 км, высота над уровнем моря 4627-4718 м). Озеро бессточное и соленое. Покрыто льдом с ноября по май. Богато рыбой. Второе место среди соленых высокогорных озер Тибета после Кукунора. К западу от озера заповедник перелетных птиц. Окружающий ландшафт – травянистая степь с редкими палатками кочевых пастухов.

Подробности www.100meridian.ru

Лхаса, Тибет, Китай    20.05.02   наверх

Потала Путь экспедиции "Сотый меридиан" из второго по величине города Тибета Шигадзе в его столицу Лхасу вел по долине великой Брахмапутры. Впервые в Тибете дорогу можно назвать хорошей за исключением примерно 80-километрового участка в середине пути. На нем Брахмапутра уходит в глубокое ущелье, шоссе сужается, асфальтовое покрытие заменяется щебнем, а в нескольких местах сошедшие сели вообще ликвидируют дорогу. Вход в ущелье ознаменовался важным для экспедиции событием - мы преодолели 5000 км на велосипедах от мыса Пиай!

На первом отрезке пути Брахмапутра течет в широчайшей долине, разливаясь на множество рукавов. Здесь она напоминает многие восточно-сибирские реки. Ниже, в ущелье грохочет неистовая горная река, способная привлечь любителей остросюжетного сплава. Выйдя из каньона, Брахмапутра снова успокаивается и опять растекается на множество рукавов. Здесь же появляются первые деревья: вековые ивы и молодые насаждения тополей. Пейзажи, если абстрагироваться от снежных гор на горизонте, типично уральские, а тополиный запах возвращает нас на Родину. К сожалению, почти обязательным ежедневным атрибутом являются пыльные бури и смерчи. К счастью, не продолжительные.

Последние километры пути экспедиция поднимается вверх по долине реки Лхаса до одноименного города, основанного в VII в. тибетским царем Сронцзангамбо. В переводе с тибетского - "Святая земля". Лхаса до настоящего времени является религиозным центром ламаизма. Улицы наполнены монахами в бордовых одеждах и толпами разноязычных паломников, для которых посещение святого места является целью жизни.

Главная и всемирно известная достопримечательность тибетской столицы - дворец-монастырь Потала, бывшая резиденция далай-ламы. В состав дворца, расположенного на склонах холма, входят храмы, монастыри, укрепления. Отдельные постройки достигают тринадцати этажей. Это особенно впечатляет, поскольку начало строительства Поталы относится к VII в.

В целом же Лхаса типично китайский город, изобилующий магазинами, ресторанчиками, уличными торговцами и попрошайками. Многие ветхие тибетские постройки ликвидируются и заменяются современными бетонно-стеклянными зданиями офисов и банков. Трудно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, город утрачивает тибетский колорит, но, с другой, совершенно очевидно, что руководство Китая вкладывает значительные средства в развитие города и региона. До появления китайцев в середине ХХ в. у тибетцев не было дорог, промышленности, они даже не знали колеса! Последний суперпроект КНР - строительство самой высокогорной железной дороги, взбирающейся на высоты свыше 5200 метров над уровнем моря и призванной связать Лхасу с остальной территорией Китая.

О тибетцах. Они достаточно суеверны. Например, чтобы не отпугнуть удачу они всюду привязывают в дар ламам белые шарфы - кхаты. Их можно видеть на автомобилях, автобусах, монастырях, перевалах и даже почти на каждом мало-мальски опасном повороте дороги. Это напоминает российскую традицию привязывать всякие тряпочки в местах паломничества. Распространены и несколько диковато выглядящие для нас свастики - тибетские символы благополучия. Каждая вторая машина напоминает своей символикой фашистский транспорт времен Второй мировой войны. Тибетцы не столь просты, как может показаться при первом знакомстве. Классический местный прикол: продажа туристам осла или мула для переноски тяжестей. Умное животное через пару дней бросает новых хозяев и благополучно возвращается домой.

Несколько слов об участниках экспедиции. Акклиматизация завершена, недостаток кислорода не ощущается. Мы уже способны проезжать на велосипедах свыше 80 км в день на высоте 4000 м. Однако сухой воздух, пыльные дороги и огромные перепады температур от минус 10 до плюс 30 градусов сделали свое дело: большинство участников экспедиции страдает болезнями горла.

Участники "экспедиции посещения" А. Блинков, Б. Добровольский и Т. Миронова 21 мая отправляются на Родину. Остальные пятеро участников (Н. Рундквист, Г. Пахомов, М. Семенов, А. Орленко и П. Захаров) продолжают путь в сторону высшей вершины тибетского нагорья горы Ньенчентанглы, городов Намчу, Амдо и далее в сторону границы Тибета с провинцией Цинхай.

Николай Рундквист, руководитель экспедиции "Сотый меридиан".

Подробности www.100meridian.ru

Шигадзе, Тибет, Китай    14.05.02   наверх

В Тибет Второй (Тибетский) этап экспедиции "Сотый меридиан" начался 30 апреля в столице Непала Катманду. Отъехав на восток около 70 км, экспедиция оказалась в поселке Долалгата (540 метров над уровнем моря) у основания крупнейшего в мире непрерывного подъема на перевал Тангла (5050 м) через главный Гималайский хребет. На протяжении 156 км дорога набирает свыше четырех с половиной километров высоты!

Краткая хроника подъема (или если хотите, проведения экспедицией пасхальных каникул) такова. Первого мая достигли поселка Марминь (1100 м) в Непале. Второго мая между поселками Кодари и Цзангму пересекли непальско-китайскую границу и оказались на территории вожделенного Тибета (2340 м). Это стало возможным благодаря приобретению специального разрешения (пермита) на пребывание в Тибете. В качестве обязательного в таких случаях сопровождения нам были выделены китайский грузовик "Dong Feng", специально обученный гид, шофер и механик. Стоимость этих услуг на пути до Лхасы составляет $340 на одного участника экспедиции. Третьего мая (пожалуй, самый тяжелый день) по узкой горной дороге с тоннелями, мостами и пропастями под дождем и снегом на самом крутом отрезке подъема достигли городка Ньялам (3750 м). Четвертого мая добрались до деревеньки Ласи (4400 м). И, наконец, на Пасху (5 мая) вскарабкались на перевал Тангла (5050 м). Наградой за все муки подъема стала фантастическая панорама Гималайского хребта, включающая столь известные горы как Эверест, Чо-Ойю, Шишапангму и многие другие.

Об ощущениях. Все участники кроме огромной физической нагрузки в той или иной степени ощутили на себе элементы горной болезни: головную боль, головокружение, тошноту, отсутствие аппетита. Любое незначительное движение, а тем более ускорение вызывают резкое сердцебиение и одышку. Приходится останавливаться и выискивать редкие молекулы кислорода. Если вам доводилось когда-нибудь надувать ртом, например, пляжный матрас или спасательный круг, то иной раз после сильного выдоха вы, возможно, ощущали некое головокружение. Пожалуй, это ощущение наиболее близко к тому, с чем приходится сталкиваться постоянно на больших высотах.

Седьмого мая экспедиция "Сотый меридиан" достигла монастыря Ронгбук (4900 м) под северным склоном высочайшей горы мира Эвереста (8848 м). В базовом лагере (5200 м) произошла встреча с командой известных екатеринбургских альпинистов, штурмующих гору по исключительно сложному маршруту.

Десятого числа перевалили через хребет Шикадзе-Шань и оказались в долине Брахмапутры. Перевал Лакпала (5220 м) пока является самой высокой точкой на маршруте экспедиции. Несмотря на высоту, перевал показался значительно легче Танглы. Во-первых, сказывается акклиматизация; во-вторых, дорога, ведущая на седловину, более полога. Перед перевалом ночевали в палатках на высоте 5050 м без особого дискомфорта, хотя утром температура воздуха не превышала минус 10 градусов.

Следующие три дня ехали по грунтовой тибетской дороге, преодолев еще два перевала (Юлонгла, 4620 м и Трала, 4050 м). Один раз попали в пыльную бурю и наблюдали смерч. 13 мая прибыли в долину Брахмапутры во второй по величине и значению города Тибета Шигадзе (3860 м).

Тибет привлекателен. Широкие долины окружены разноцветными горами, известными многим по картинам Рериха. То тут, то там на склонах гор возникают остатки древних крепостей и поселений. Воздух настолько прозрачен, что кажется до городка, виднеющегося впереди, рукой подать, а выясняется, что до него полдня езды.

Современные тибетские поселки представляют собой десяток обособленно расположенных хозяйств, каждое из которых окружено высоким забором. За забором хозяйственные постройки и жилой дом полутораэтажной высоты с крохотными оконцами-бойницами. Такой тип строения напоминает дом-крепость Верещагина из "Белого солнца пустыни".

Сельские тибетцы вполне миролюбивы. Мужчины с косичками, серьгами, заколками для волос и иными украшениями напоминают североамериканских индейцев, и первые дни мы не всегда верно определяли пол аборигенов. Потом нами было установлено, что мужчины отличаются, извините за такую деталь, почти всегда не застегнутой ширинкой. Женщины достаточно симпатичны, но привлекательность их скрыта за таким слоем пыли и грязи, что понять ее удается не сразу. Дети шумны, грязны и запоминаются очень популярной в их среде кричалкой "Hello, money!", повторяемой десятки, сотни раз подряд.

Феноменальное любопытство тибетцев - главная проблема экспедиции. Не верьте в пустынность Тибета: где бы вы ни остановились на ночлег, обязательно к вам тут же начнут стекаться аборигены со всех окрестных сел. Они плотным кольцом окружат лагерь и будут стоять с открытыми ртами и глазеть по крайней мере до тех пор пока не стемнеет.

К иным проблемам экспедиции можно отнести отсутствие регулярной связи. Между Цзангму и Шигадзе лишь в одном городке Чушаре был обнаружен Интернет, но отсутствовало электричество. Хозяин пошел нам навстречу и минут пять гонял малюсенький дизель, чтобы мы успели послать сообщение хотя бы на гостевую страницу нашего сайта. Поломки велосипедов трудно устранимы, поскольку запчастей в маленьких поселках практически нет, а запасы почти кончились. Плохо работают на большой высоте примусы. Для приготовления пищи уже использовали костер и очаги в частных тибетских домах.

Ассортимент продуктов в тибетских магазинчиках убийственно убог: растворимая лапша, сухонькое печенье, залежалые конфеты и, если повезет, тушенка. Тибетская кухня во всех пунктах общественного питания пока разочаровывает однообразием: плошка риса, несколько кусков вареного картофеля сверху и 2-3 микроскопических совершенно не жующихся кусочка ячьего мяса. Из напитков популярны чай с прогорклым маслом того же яка (очень питателен, полезен, но исключительно противен) и чанг - ячменное пиво (приятно на вкус, но категорически не рекомендуется к употреблению путеводителями, поскольку готовится в антисанитарных условиях на не кипяченой воде).

Главный вопрос, на который мы пока не находим ответа: чем опасны тибетцы для китайского руководства и почему проникновение в этот край столь сложно. Сельские жители, в домах которых повсеместно висят портреты Мао Цзедуна, представляются совершенно безобидными, если не сказать, забитыми. Тибетцы-горожане - почти нонсенс, настолько они разбавлены китайским населением. Кто в этих условиях борется за отделение Тибета от Китая непонятно!

Николай Рундквист, руководитель экспедиции "Сотый меридиан".

Подробности www.100meridian.ru

У нас новостей пока маловато. Ждем ваших. Пишите нам v_veter@mail.ru

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU