Вольный Ветер
Саросс и Ко
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
каталог :
 маршруты :
  | пешеходный :
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  |  | Европа :
  |  | Кольский п-ов :
  |  | Монголия :
  |  | Поволжье :
  |  | Подмосковье :
  |  | Украина :
  |  | Северо-Запад :
  |  | Сибирь :
  |  | Турция :
  |  | марафон :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
 информация :
 снаряжение :
 серьезно :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
28 часов по легендарной дороге.
Илья Гуревич

27 января, когда отмечается день полного снятия блокады Ленинграда, команда велосипедистов петербургской Федерации путешественников решила провести мемориальный велопробег по Дороге жизни. По ней с 1941 по 1943 год зимой из осаждённого города эвакуировали на "большую землю" ленинградцев, а навстречу им двигались "полуторки" с продовольствием. Начиналась дорога в районе Ржевского переезда, далее поднималась на Румболовскую гору, что во Всеволожске, доходила до берега озера у посёлка Кокорево. Затем машины ехали по льду мимо Зеленецких островов в посёлок Кобона, потом опять по суше до "большой земли" -- железнодорожной станции Войбокало. В то время это был единственный путь, оставшийся не перекрытым немецкими войсками. По Дороге жизни в трёхлетнем возрасте была эвакуирована из голодавшего города и моя мама.

Теперь в память о днях блокады 27 января устраиваются многочисленные мероприятия, многие из них проходят у монументов, стоящих вдоль сухопутной части Дороги. А вот пройти её всю целиком сегодня очень сложно. За последние десятилетия климат заметно потеплел и лёд в юго-западной части озера устанавливается очень редко. У берегов-то он есть каждый год, а вот в районе истока Невы, как правило, всегда находится большая полынья. Интересно отметить, что самые ранние сроки начала движения по льду озера во время войны относились к концу ноября, а сейчас даже в конце января прочный лёд -- большая редкость. А для прохождения ледового участка на велосипедах важно не только наличие льда, но и многодневное отсутствие снегопадов.

Идея покорить ледовую трассу на велосипедах пришла в голову Виктору Шульцу в прошлом году, но зимой 1999 года не было подходящих погодных условий и переход пришлось отложить. В этом году за две недели до намеченного дня старта установились сильные морозы: на восточном берегу озера термометр показывал до минус 35 градусов! Проведя 23 января ледовую разведку в районе Кобоны и убедившись в наличии льда, мы решились на старт.

Итак, 27 января в 10 утра мы вчетвером сели на велосипеды и отправились к памятнику зенитчикам, защищавшим во время войны Дорогу жизни. Там ровно в 11.00 велопробег торжественно стартовал. Первые 42 км от Ржевского переезда до памятника "Разорванное кольцо" команда ехала по заледеневшему асфальтовому шоссе без каких-либо трудностей. Дальше мы спустились на лёд Ладожского озера и взяли курс в сторону невидимых от берега Зеленецких островов. Стояла солнечная ясная погода, снега на льду было мало, и мы неожиданно быстро катили в нужном направлении, развивая скорость до 10--11 км в час.

Проехав 9 км, устроили небольшой привал. После него события стали развиваться неблагоприятно. Дело в том, что за два дня до старта прошёл сильный снегопад, но попутный нам ветер снёс весь снег от западного берега и прибил его к восточному. При этом центральная часть озера также оказалась под довольно глубоким снегом. Так что примерно с десятого километра пути нам пришлось спешиться и вести велосипеды рядом. Скорость движения резко упала. Иногда ещё попадались места, где можно было бы сесть в седло, но наступившая темнота мешала нам ехать: вдруг трещина или полынья попадется (к этому моменту мы как раз были в самой опасной зоне, которая, по нашему мнению, находится примерно на полпути до Зеленцов). В десять вечера, по расчётам, мы должны были быть у самых островов, но найти их в темноте не удалось. Были видны огни посёлков, разбросанных по обоим берегам Ладоги в 15 и даже 20 км от нас, а Зеленцов, до которых не более километра, не было!

На втором привале в 14 км от берега нас постигла ещё одна крупная неприятность: в темноте я уронил компас в снег. Найти его не удалось. Теперь успех нашего дела полностью зависел от погоды: если сядет туман, который закроет огни, мы вынуждены будем остановиться. А это плохо: на Ладожском льду беспрепятственно хозяйничают сильные ветра, и, несмотря на относительно тёплую погоду (было около минус 5 градусов), замерзаешь очень быстро. Мы вычислили огни, которые соответствовали по нашим понятиям Кобоне, и вновь отправились в путь. Шли без остановок до 4 утра. К этому моменту мы были примерно в 10 км от цели.

Чем ближе был восточный берег, тем тяжелее было идти. Снега становилось всё больше, копилась усталость. Наша скорость упала до полутора--двух км в час. Создавалось впечатление, что сколько не иди, а Кобона ближе не становится! Позже мы поняли причину такого эффекта: в Кобоне на высоком холме стоит мачта, на которой горит сильный прожектор, принятый нами за обычный фонарь. Поэтому мы постоянно ошибались в оценке расстояния, занижая его. Наконец в десять утра, то есть ровно через 24 часа после старта, мы ступили на твёрдый берег. Часовой отдых -- и снова в седло. По разведке нам была хорошо знакома эта обледенелая дорога -- сначала до деревни Лаврово, а затем и до Войбокало.

Через 28,5 часов пути в 14.ЗО команда финишировала, пройдя чуть более 100 км, из которых примерно 30 по льду Ладоги. По льду прошли Алексей Соболев, Виктор Шульц и автор этих строк; Анна Кононова проводила нас до берега озера. Велопробег выдался очень тяжёлым. И неожиданно опасным из-за потери компаса. Но был у похода не только спортивный результат. С детства я слышал о ледовой дороге, все казалось просто: лёд толстый, дорогу охраняют зенитки. Но сейчас я перестал понимать, как такое было возможно! Весь путь отлично просматривается с южного берега озера, который был оккупирован немцами (мы хорошо видели огни Шлиссельбурга, а до него примерно 15--18 км). Значит, противник мог не только бомбить дорогу, но и использовать артиллерию, от которой, как известно, зенитками не спастись. При этом не было необходимости попадать в движущиеся машины, достаточно просто взламывать лёд, который и без того склонен ломаться! Сегодня мы знаем, что в нашей современной истории много мифов и извращённых фактов. Если бы я точно не знал со слов моей мамы, как она была эвакуирована из осаждённого города на машине по Дороге жизни, то после этого велопробега ни за что бы не поверил, что такая дорога могла существовать! Нам, конечно, сегодня не оценить и даже не осознать величины подвига, совершённого нашими соотечественниками в годы войны. Единственное, что мы можем, -- это помнить и преклоняться.

Илья ГУРЕВИЧ,

С.-Петербург.

ВВ N 46

Первая страница
Мы пробили снега Лапландии.

Письма.

Про туристят
Юные лауреаты.

Галерея пионеров-героев. Байки.

Экстремальная ситуация
Продержаться три дня и три ночи.

Проблемы и мнения
Развивать активный туризм поручили дилетантам

Авторская песня
Борис Полоскин: "Проходит жизнь, как ветерок по полю ржи"

Вести с тропы
Тем, кто едет в Крым.

Люди и горы
Итоги прошедшего года

Байки. Такая симпатичная, не думал, что змея...

Рисковавшим жизнью

Пути-дороги
Наедине с таежной рекой-3

Под шорох шин
28 часов по легендарной дороге.

Черный юмор.

Снова в краю возле самого неба.

"Мудрейшим" способом
Ноу мани.

Люблю я Африку или Проклятый Апартеид

Литературная страница
Белый ураган. Повесть. Часть 3. Часть 4.

В конце номера
Тяжело даются юбилеи.

Информация
Новые книги.

 
Реклама

 
Ваш отзыв
Напишите в дневник впечатление от статьи.
 

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU