Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
N 37 январь 1999
Возродится ли в России массовый туризм?

Экспедиция
Алтай: две горы

Читальный зал
Эти книги высылаем

Обзор новых книг

Авторская песня
В моих стихах внутри есть дверца

И всему лекарство - мой катамаран

Как стать известным

Вести из ГКФТ
Кому выгоден плохой закон?

Спортивный туризм-99

Доска почета

Люди и горы
Будет перевал Гранильщикова

Сюрпризы Западного Кавказа

Маресьев наших дней

Пути - дороги
Бегом по северным горам

Выходной на Таганае

Домашняя речка

Под шорох шин
Мое открытие Европы

Транспортировка груза на велосипеде

Из глубины
Уходящие в лабиринт

Вредные спелеосоветы

Экстремальная ситуация
Трагедия в Забайкалье

Последняя страница
Пир во время чумы

Космические снимки для туристов

Информация
Мы ценим наших авторов

Пресса сообщает

Частные объявления

Реклама

каталог : серьезно : законы :
Кому выгоден плохой закон?

Мнение президента Туристско-спортивного союза России, заслуженного мастера спорта Игоря ВОСТОКОВА о проекте федерального закона "О социальном туризме".

-- Прежде всего, нужен ли вообще такой закон? Думаю, да. Вспомните: лет десять назад, в советское время, практически любой трудящийся мог в профкоме получить достаточно дешёвую путевку (со скидкой в 30, 50, даже 70% от ее стоимости) на турбазу, в пансионат и др. Разницу в цене доплачивали профсоюзы за счет отчислений предприятий и организаций в фонд социального страхования. Перепадало кое-что и нам, самодеятельным туристам, -- правда, дотаций тех было раз в 40 меньше, чем получали все "плановые" туристы (то есть с путёвками).

Когда развалился Советский Союз, прекратилось и финансирование туризма за счет профсоюзов. Закрылись или пришли в запустение тысячи турбаз, кемпингов, турклубов и т.п. Зато появились тысячи турфирм. Но для них, как для любых коммерческих организаций, самым важным было получение максимальной прибыли. Такую до недавних пор мог обеспечить лишь выездной, заграничный туризм. И, естественно, подавляющее большинство турфирм им-то и стало заниматься. Но ведь далеко не у всех людей есть средства на поездку за границу; да и в самой России полно красивейших, интересных мест. Кстати сказать, турфирмы обычно продают экскурсионные или "пляжно-развлекательные" туры. Самый же полезный для здоровья, как утверждают медики, -- туризм активный. К тому же он имеет много и других полезных сторон. Поэтому сейчас, несомненно, нужна поддержка государства, чтобы дать возможность путешествовать и поправлять свое здоровье, узнавать свою Родину миллионам наших сограждан, не имеющих больших заработков. И мы, ТССР, активно поддержали идею принятия закона о социальном туризме и неоднократно участвовали в рабочих совещаниях, обсуждениях.

К сожалению, большинство наших замечаний не было принято и разработчики закона продолжают настаивать на некоторых принципиальных моментах, с которыми мы никак не можем согласиться.

В чем же суть предлагаемого закона? Фактически в установлении базового стандарта так называемого социального тура (питание в день -- не дороже 0,3 величины минимальной месячной оплаты труда, проживание -- не дороже 0,4) и поддержкой государством турфирм, продающих такие дешёвые туры. Подобная трактовка социального туризма очень примитивна и не охватывает многих его аспектов. Например, самодеятельные туристы не покупают никаких туров, свои походы они организуют самостоятельно -- следовательно, никакой поддержки от государства по-прежнему получать не будут? А если будут, то каким способом? В проекте закона об этом ничего не сказано.

Зато в нем говорится: по всей стране (в каждом субъекте федерации, в каждом городе, в каждом территориальном образовании) надо создать особые комиссии по социальному туризму, а при них -- денежные фонды. В эти фонды будет отчисляться налог на добавленную стоимость (НДС), который берется с деятельности турфирм, не связанной с социальным туризмом, и специально вводимая пошлина на туристов, выезжающих за границу России. Комиссии по социальному туризму имеют право тратить на самих себя до 10% средств фонда, остальное -- на цели социального туризма. Какие это цели, в проекте закона не сказано, и это создает самые широкие возможности для злоупотреблений. Тем более, что состав комиссий в регионах и территориях определяет либо лично глава администрации, либо орган местного самоуправления. А каким образом и кто создает общероссийскую комиссию по социальному туризму, в проекте вообще не сказано! Представим: соберутся сами разработчики закона, обзовут себя такой комиссий и будут делить между собой поступающие в фонд деньги...

Нужно ли вообще создавать такую общероссийскую разветвлённую структуру, создавать новые рабочие места для многочисленных чиновников, тратить на них средства, если реально деятельность комиссий сводится к одному -- распределять деньги? Почему, например, не могут делать это (и без всяких дополнительных затрат!) региональные и территориальные государственные органы управления туризмом? Вот при них-то -- и для помощи, и для контроля -- имеет смысл создать общественные комиссии. Вспомним недавнее прошлое: при советах по туризму и экскурсиям действовали общественные федерации туризма, развивающие самодеятельный туризм в регионе, городе. Их штатные сотрудники (как правило, 1--2 человека) являлись работниками совета по туризму и зарплату получали там. Без всяких дополнительных фондов. (Правда, роль федераций в решении финансовых вопросов была незначительной.)

Да и будут ли поступать средства в эти фонды? В проекте закона перечислено так много приоритетных видов социального туризма, что почти любой коммерческий тур можно посчитать социальным. Например, одним из видов назван "экологический и культурно-познавательный туризм -- туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, туристских территорий, объектов природного и культурного наследия". Да любой самодеятельный поход можно назвать экологическим. Или вот поехал крутой бизнесмен на лыжах покататься в Приэльбрусье (а все гостиницы там находятся в Эльбрусском национальном парке) -- это тоже экологический туризм. Поехал в Петербург, зашел там в любой музей или на экскурсионном автобусе по городу проехал -- культурно-познавательный туризм. Следовательно, с этих турпутевок и фирм НДС брать нельзя. Пошлина же на выездной туризм -- это вообще нонсенс, такого нет ни в одной стране мира. Это явная дискриминация туристов: с них пошлину берут, а, скажем, с командировочных -- нет.

Совсем недавно, года два назад, бурю возмущения вызвало введение пограничного налога -- за пересечение границы России. Было доказано, что он приведёт к огромным убыткам для страны, поэтому введение налога временно отложили (но не отменили его!). Не получится ли, что туристам скоро придётся платить фактически ДВА налога при пересечении госграницы? И кому по карману они будут? Рядовой гражданин уже не сможет поехать "мир посмотреть". Россия снова окажется как бы за "железным" занавесом, точнее, налоговым. Выезд резко сократится, а вместе с ним -- и поступления в фонды социального туризма.

Даже само это понятие в законе чётко не определено. В конце концов, что же такое социальный туризм -- это социальное общественное движение (скажем, самодеятельный туризм), продажа дешевых туров или что-то еще?!

Проект закона готовила группа специалистов, большинство из которых -- сотрудники Российской международной академии туризма (РМАТ). Это коммерческое образовательное учреждение (бывшие Высшие туристские курсы), готовящее кадры для туристских фирм -- менеджеров, бухгалтеров и т.п. И обучение в РМАТ стоит весьма недёшево. Складывается впечатление, что сотрудники академии с помощью закона прежде всего хотят решить свои узкокорпоративные проблемы, получить солидные налоговые льготы и другие финансовые выгоды. Судите сами. "Предприятия социального туризма" по проекту освобождаются от НДС (возможно, будут ещё получать помощь из создаваемых фондов). Для изготовителей же туристского снаряжения (без которого никакой поход немыслим и которое теперь стоит очень дорого) или для специализированной туристской прессы никаких льгот проектом не предусмотрено. Ничего не говорится и о реальном механизме адресной поддержки самого туриста или социального движения, полезного обществу. Зато "образовательные учреждения социального туризма", к которым относят сотрудники РМАТ свое учреждение (хотя и непонятно, на каком основании), "освобождаются от налога на имущество, налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автодорог, от сбора на нужды образовательных учреждений". Теперь понятно, кому больше всего выгоден такой закон?

Видимо, для того, чтобы иметь право выступать от имени самих туристов, якобы представлять их интересы, РМАТ год назад создало ВНТО -- Всероссийское народное туристское общество. Членство в нем свободное, бесплатное. Говорят, что в его членах уже числятся чуть ли не две тысячи организаций, десятки тысяч человек. Мы специально интересовались у представителей из регионов: знают ли они что-нибудь про ВНТО. Ответ всегда был отрицательный. Похоже, это общество, наподобие поручика Киже, существует только на бумаге, никакая деятельность его нам неизвестна. Зато его существование позволяет требовать денег на "народное" туристское объединение (которые, видимо, пойдут той же РМАТ).

Рассмотрев проект закона, все министерства и ведомства (ГКФТ, Минюст, таможенный комитет, Госналогслужба и др.) дали по нему отрицательное заключение. В частности потому, что в нем нарушены многие законодательные нормы, установленные в других российских законах и кодексах. О компетентности разработчиков говорит хотя бы то, что они освободили образовательные учреждения от транспортного налога, который вообще отменён более года назад. Но очень хотелось получить побольше льгот...

Проект закона о социальном туризме не один. Другой его вариант разработан Московским отделением Академии туризма (опубликован в альманахе "Туристские фирмы" N 18). Однако почему-то рабочая группа этот альтернативный проект игнорирует. Не потому ли, что согласно ему социальный туризм должны развивать государственные органы, а не какие-то непонятные комиссии?...

Закон, который проталкивается сейчас через Госдуму, самодеятельным, спортивным туристам не нужен. Нужен закон, в котором будет четко оговорён механизм адресной помощи нашему движению и поставлен реальный заслон разграблению социальных фондов коммерческими организациями, маскирующимися под "предприятия социального туризма". Тем более, что выделить, "отсортировать их сегодня не возьмётся даже налоговая служба.

Главное. Нужна четкая классификация видов туризма и туристов, ранжирование их значимости. Соответственно значимости -- и финансовая поддержка. Только в этом случае самодеятельный туризм займет достойное место.

Распределение средств на социальный туризм должно производиться в межведомственных комиссиях при госорганах по физической культуре и туризму, как основных кураторах туризма в стране. Но при обязательном, реальном участии в этом представителей основных видов соцтуризма. Создание же новой структуры, параллельной государственной, чревато тут очередной финансовой афёрой, да и невозможно будет собрать в фонд большие средства без помощи государства.

в начало  Возродится ли в России массовый туризм?

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU