Транспортировка груза на велосипеде
Сергей Селиванов, ст. инструктор туризма
Существует несколько способов этого:
на широком багажнике в виде платформы, на которой можно крепить любой
рюкзак или мешок. Большим недостатком такого способа является то, что центр
тяжести груза расположен высоко, что ухудшает устойчивость и манёвренность
велосипеда, но в то же время позволяет использовать анатомические рюкзаки,
в которых достаточно удобно переносить груз на спине. Багажник с широкой
платформой используется велотуристами редко, поскольку он увеличивает вес
велосипеда на несколько килограммов (если нет возможности изготовить
багажник из титановых сплавов);
на багажнике в виде трубы. Такой багажник также встречается редко, т.к.
использование его без специального рюкзака затруднительно;
на стандартном по ширине багажнике, на котором располагается велорюкзак
или различного типа велосумки. Этот способ получил наибольшее
распространение как в России, так и за рубежом, поскольку центр тяжести
расположенного на багажнике груза находится низко, что не влияет на
манёвренность и устойчивость велосипеда.
Велорюкзак (велосумка) должен отвечать следующим требованиям:
иметь достаточно крепкое и надёжное крепление к багажнику велосипеда
(обычно для этого используют резинки от эспандера), чтобы при манёврах
рюкзак не сполз с багажника и не повредил колесо. Сползание рюкзака может
привести не только к поломке велосипеда, но и к серьёзным травмам;
должен иметь достаточный объём для размещения всех необходимых в походе
вещей, небольшой вес, яркую расцветку и водоотталкивающие свойства;
стенки рюкзака, прилегающие к стойкам багажника, должны быть более
плотные (для этого рекомендуется делать вставки из "пенки" -- кусков
пенополиэтиленовых ковриков), дно половинок рюкзака не должно быть ниже оси
колеса;
велорюкзак должен иметь тубус и "плавающий" клапан из непромокаемого
материала. Лямки для переноски лучше делать отстёгивающимися, чтобы не
мешали при езде;
на рюкзаке должно быть несколько карманов с застёгивающимися "наглухо" и
быстро клапанами (лучше застёжки типа "молния"; использование же
текстильной застежки -- "репейника" -- не рекомендуется, т.к. при намокании
она теряет свои свойства).
Основной груз в походе перевозится на заднем багажнике, более лёгкие вещи
(фотокамера, карты, документы...) -- на переднем или в сумке, закреплённой
на руле. В таких сумках сверху имеется прозрачный карман, в который удобно
класть карту. В "подрамных" сумках перевозится, как правило, запасная камера
и инструмент. Тяжёлый груз не рекомендуется располагать на переднем
багажнике, т.к. ухудшается управление велосипедом и быстро устают руки.
Зарубежные туристы часто перевозят груз в сумках, которые крепятся по бокам
к переднему багажнику специальной конструкции и свешиваются ниже оси
переднего колеса. Из-за специфики отечественного велотуризма (в частности,
прославленного российского бездорожья) такой способ у нас не получил
широкого распространения.
Ранее велосумки и велорюкзаки наши путешественники изготовляли
самостоятельно из обычных рюкзаков или из подручного материала типа
"трансавто", авизент, "каститис". Сейчас велорюкзаки и сумки продаются в
магазинах, в основном это изделия импортного производства известных
велосипедных фирм. Такие рюкзаки обычно небольшого объёма, их имеет
смысл использовать в несложных велопоходах (1--3 к.с.). Для более сложных
(4--5 к.с.) рекомендуется применять рюкзаки отечественного производства, т.к.
они более соответствуют нашему велотуризму. Для простых велопоходов лямки к
рюкзаку не нужны, но для сложных, особенно в высокогорной местности,
где порой приходится долго нести рюкзак, необходимы не просто лямки, а
система с поясом, аналогичная подвеске анатомических рюкзаков.
Очень важен тип материала, из которого изготовлен рюкзак или сумка. Если
использованы ткани "Cordura-1000", "Oxford nylon (210, 330 WP, 420)",
"Hipora", то не только вес рюкзака уменьшается, но и отпадает необходимость
в дополнительной герметичной упаковке вещей (одежды, продуктов...) в нём.
Приведём некоторые характеристики этих тканей.
Материал "Cordura-1000". Он очень прочный; изготовлен из нитей,
производимых фирмой "DuPont", имеющих повышенную устойчивость к
механическим воздействиям. Двойное полиуретановое покрытие обеспечивает
устойчивую водонепроницаемость, а при покрытии "Teflon" или "ScotchGuard"
ткань обладает высокими водоотталкивающими свойствами.
Материал "Oxford nylon (210, 330 WP, 420)" -- это прочная нейлоновая ткань
с покрытием "Teflon" или "ScotchGuard", которое обеспечивает
водоотталкивающие свойства материала и препятствует накоплению грязи между
волокнами.
|
|
"Hipora" -- достаточно прочный материал на капроновой основе, с
полиуретановым покрытием, водонепроницаемый, имеет повышенную стойкость к
горюче-смазочным веществам.
Для усиления водоотталкивающих свойств рекомендуется как для новых, так и
для старых тканей использовать всевозможные пропитки фирмы Nikwax
Waterprofing.
На чертежах представлен рюкзак, прошедший испытания в походах различных
категорий сложности на Кавказе и в Средней Азии, запатентованный
как В/РС (велорюкзак Селиванова). Несколько советов по его изготовлению.
Кроить материал лучше паяльником или прибором для выжигания, чтобы потом не
требовалось дополнительно обрабатывать края ткани. Сделав заготовки, можно
приступить к пошиву рюкзака. Нитки рекомендуется использовать капроновые
или лавсановые, с последующей обработкой швов на водонепроницаемость
(термолентой или спещиальными пропитками).
Сначала на боковую часть рюкзака пришейте пластмассовые кольца или кембрик
для затяжного шнура (вместо него можно использовать стягивающие
ленты), с помощью которого уменьшается объём рюкзака. Затем пришивается
горизонтальная лента усиления, на неё -- грузовая ручка из плотной
капроновой стропы. Далее на левой и правой половинках пришейте сверху
вертикальную ленту усиления, потом -- на боковые половинки защитную
накладку из ткани "Hipora" или прорезиненного капрона, а на неё -- карман
для палаточных стоек.
Далее на переднюю часть нашейте вертикальную и горизонтальную ленты
усиления, затем подготовьте карманы (см. рисунок) и пришейте их к
передней части. Затем пришейте защитные накладки и
сшейте переднюю и заднюю части.
После к задней части рюкзака пришейте вертикальную и горизонтальную
ленты усиления, затем -- защитную накладку и ленты для крепления системы
подвески (лямки). После этого заднюю и переднюю части рюкзака сшейте с
боковинками.
И, наконец, сделайте тубус и пришейте его к рюкзаку. Затем изготовьте
карман клапана и пришейте на клапан. В края клапана рекомендуется
вставить резинку, чтобы он плотнее прилегал к рюкзаку. Предварительно
на клапан и на переднюю и заднюю части рюкзака пришиваются пряжки или
кольца для закрепления клапана на рюкзаке (клапан рекомендуется делать
"плавающим"). Пристёгивать его к рюкзаку лучше резинками от эспандера.
Ещё на клапан можно пришить пряжки для крепления лямок, это позволит
использовать его как маленький рюкзачок.
Если основные детали изготавливаются из материалов "Cordura-1000", "Oxford
nylon-420", то можно использовать рюкзак без дополнительных защитных
накладок, что уменьшает его вес. Если же основные части рюкзака выполнены
из авизента и подобных ему тканей, не имеющих водоотталкивающих свойств, то
нужны защитные накладки из ткани "Hipora". Тубус изготавливается из ткани
"Nylon Taffeta-190T" или любого плотного капрона с пропиткой "Nikwakx
Waterprofing". |
|