Вольный Ветер
Активный туризм
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки  дневник  v_veter@mail.ru
N 39 июль 1999
Справедливость восстановлена через 55 лет

Письмо из Федральной Пограничной Службы

Вести с тропы
Южный Урал

Экспедиция
На землю троллей

Морской поход эвенка

Юбилей
Первые полвека московского турклуба

Праздник среды

Скажи еще спасибо, что живой

Последний оплот

Авторская песня
Виктор Берковский

Сами мы не местные

Вести из ГКФТ
Итоги Чемпионата России по спортивному туризму 1998 года
Горный туризм
Водный туризм

Люди и горы
Так был ли Мэллори на 8848?

Первый Российский горный поход

Пути - дороги
Наедине с таежной рекой

Турецкий тур команды "Авантюр"

Под шорох шин
"Хрустальный глобус" - у В.Мироненко

Проехать абсолютно невозможно?

Первым на автомобиле

Из глубины
"Отрытие" века

Экстремальная ситуация
Риск ради традиции?

Кто выживет, станет ба-альшим специалистом

Информация

Пресса сообщает

Новые книги

Последняя страница
Свидание с горами

Реклама

каталог : маршруты : водный + парусный : Сибирь :
...В этой части Тунгуски поймать щуку или окуня можно без труда. Наедине с таежной рекой
Сергей Карпухин,
г.Мытищи Московской обл.

Летом 1997 года я в одиночку сплавился на лёгкой каркасно-надувной байдарке по Нижней Тунгуске. За два месяца преодолел 2625 км по Восточной Сибири -- огромное расстояние от Лены до Енисея.

Отправился из Москвы фирменным поездом "Лена", а через четверо суток вышел из него на конечной станции, в Усть-Куте. Далее мне нужно было добираться по Лене до города Киренска. Буквально в десяти минутах ходьбы от вокзала в Усть-Куте находится пристань "Осетрово". Поезд прибыл вечером, я опоздал на последний теплоход, и пришлось заночевать прямо в здании пристани (там есть специальные комнаты для ожидающих пассажиров; стоит это дешевле, чем в гостинице).

Рано утром взял билет на "Зарю". В 8.00 переполненный пассажирами речной трамвай уже двигался вниз по течению, а приблизительно через 6 часов прибыл к пристани Киренска. К сожалению, пристань находится на правом берегу Лены, а основная часть города и дорога к Нижней Тунгуске -- на левом. Выгрузившись, я хотел было уже идти к парому, но тут подвернулась "вахтовка" до Подволошина -- как раз туда, откуда я должен был стартовать. Четыре часа тряски по очень разбитой дороге, сначала вдоль Лены до Чечуйска, а затем через невысокий перевал к Тунгуске, и вот я в Подволошино. (От Киренска к Нижней Тунгуске есть и другая дорога, гораздо короче, заканчивается она в пункте Нижнекарелина, находящемся на реке несколько выше Подволошино и обозначенном на карте как "нежил.").

Из рассказов местных жителей я узнал, что раньше на Нижней Тунгуске туристы появлялись довольно часто, теперь же любой нездешний вызывает удивление. Дело не только в удалённости от цивилизации. Река не спортивная, и категорий тут не завоевать. Единственное серьёзное препятствие -- Большой порог, расположенный всего лишь в 130 км выше устья реки. Ждановский каскад, находящийся между деревнями Преображенка и Ерёма, не представляет никакой сложности. Но для любителей длительных путешествий по дикой природе здесь весьма подходящее место. А спортсмены вполне могли бы проводить от Подволошино до Туруханска марафонскую гонку одиночек или экипажей -- такая идея возникла у меня в этом походе. Кстати, Нижняя Тунгуска -- прототип Угрюм-реки, описанной Шишковым.

Весь маршрут проходит по территории Иркутской области (Катангский район с центром в пос. Ербогачён) и Красноярского края (Эвенкийский АО со столицей в Туре и Туруханский район с райцентром в Туруханске). Ербогачён имеет авиасообщение с Иркутском, Тура и Туруханск -- с Красноярском, во всех этих населённых пунктах есть междугородняя телефонная связь.

Ербогачён -- большой посёлок, в нём живёт около 5000 человек. Здесь есть несколько государственных и коммерческих магазинов (можно купить всё необходимое, конечно, без особых изысков), а также известный музей Шишкова, который мне, к сожалению, не удалось посетить. Тура же просто поражает обилием торговых точек -- около сотни на 9000 жителей. Из прелестей цивилизации здесь есть банк с пунктом обмена валюты, местное радио и телевидение, краеведческий музей. На реке даже в самой глухомани расстояние между деревнями (живут в них, в лучшем случае, по несколько сотен человек) не более 200--300 км. Правда, автодороги к ним не ведут, но почти в каждом посёлке имеется авиасообщение с районными центрами. Правда, в последнее время о какой-либо регулярности рейсов говорить не приходится.

Крупу, муку, тушёнку, сгушёнку, чай и сахар можно подкупать в деревенских магазинах, но цены здесь в 2--3 раза выше московских. При сборах в путешествие можно рассчитывать и на подножный корм. Крупную дичь мне приходилось видеть очень редко. Уток же достаточно много, но близко к себе они не подпускают. А вот для любителей рыбалки здесь раздолье. Я ловил на спиннинг и могу сказать, что очень хорошо клюёт на участке от Ербогачёна до реки Ейки, впадающей чуть ниже посёлка Юкта. В этой части Тунгуски поймать щуку или окуня можно без труда. Местное население, конечно, больше пользуется сетями. Думаю, что можно обеспечить себя рыбой на всём протяжении реки. Особенно изобильной рыбалка может быть в старицах, где много карася. Правда, старицы встречаются только на первой половине маршрута.

На берегах Нижней Тунгуски живут, в основном, русские и эвенки. Все -- в обычных деревенских домах. Только один раз, в устье Ейки, мне пришлось увидеть чум. В нём жила престарелая семейная пара. Нужно сказать, что ни разу у меня не возникло проблем в общении с местными. Они всегда пытались мне чем-нибуть помочь. Хотя, судя по их рассказам, в последние годы жить стало хуже: участились случаи воровства и даже приходится по очереди дежурить на стоянках моторных лодок.

Нижняя Тунгуска протекает по северной тайге, и дров для костра здесь изобилие. Для установки лагеря тоже всегда место найдётся; только ниже Туры, где высокие каменистые и крутые берега, мне порой приходилось по два часа искать место для стоянки. Очень удобна оказалась в тайге каркасная двухслойная палатка, не требующая растяжек. По берегам реки часто встречаются охотничьи избы (я бы даже назвал это изобилие местной достопримечательностью), особенно их много вблизи Ербогачёна. В летнее время в них редко кто-либо живёт, и при желании там можно заночевать, хотя не всегда изба подвернётся в нужное время. Однако и в избах всё равно придётся делать какой-нибудь полог внутри, иначе гнус не даст спать. Славятся им тунгусские края. Даже на середине реки не удаётся найти покоя от мошки и слепней, не говоря уж о комарах на берегу.

Просто хотелось оказаться наедине с
природой, почувствовать себя частью её.То лето выдалось ранним и тёплым. Температура воздуха нередко поднималась до 30 грд С, и вода для купания достаточно прогревалась. Судя по рассказам местных жителей, такая погода летом здесь совсем не редкость (по крайней мере в восточной и юго-восточной части реки). Почти каждый год в середине лета уровень воды в Нижней Тунгуске значительно падает. Пару раз я умудрился даже на своей лёгкой байдарке сесть на мель. Это тоже нужно учитывать при выборе средства сплава. Чаще всего, конечно, имеется узкий глубокий проход, но найти его с воды трудно. Ещё одна сложность на реке -- встречные ветры. Мало того, что они мешают движению, порою может подняться приличный шторм, что очень утомляет при плавании на байдарке (приходится всё время править поперёк волны). Это может, кстати, значительно задержать вас в пути. Ветер почти всегда затихает в ночное время, и, так как летом здесь ночи совсем светлые, можно перестроить график движения и двигаться ночью. К тому же течение на реке слабое, иногда даже кажется, что оно отсутствует, становится быстрее только ближе к Туре.

Как ни долог был срок моего путешествия, но 12 августа, ровно через два месяца после старта, я приплыл в Туруханск, знаменитый город на Енисее. Отсюда можно вылететь самолётом в Красноярск, но я предпочёл добираться туда водным путём -- плыл четверо суток на пассажирском теплоходе.

Не спортивные достижения или желание испытать себя заставили меня отправиться в путь. Просто хотелось оказаться наедине с природой, почувствовать себя частью её. Может, интересных событий было и не так много, но впечатлений оказалось столько, что хватит и на большой очерк. А отснятых фотоматериалов -- на приличный фотоальбом. Мне очень хотелось передать красоту таёжной реки с помощью объектива фотоаппарата. Думаю, в какой-то степени это удалось, -- об этом говорят отзывы посетителей моих выставок в Доме Булгакова и Центральном Доме художников.

ОТ РЕДАКЦИИ: "ВВ" часто публикует материалы об одиночных путешествиях -- коли уж есть такое явление, такой стиль путешествий, нельзя его не замечать. Однако мы хотим еще раз напомнить, что одиночные путешествия более опасны, чреваты многими неприятностями. Поэтому отправляться в одиночный вояж можно только хорошо подготовленным, опытным туристам. Но лучше -- ходить дружной компанией.

в начало  зайдите в раздел маршруты : водный + парусный :

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU