Вольный Ветер
Активный туризм
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки  дневник  v_veter@mail.ru
N 39 июль 1999
Справедливость восстановлена через 55 лет

Письмо из Федральной Пограничной Службы

Вести с тропы
Южный Урал

Экспедиция
На землю троллей

Морской поход эвенка

Юбилей
Первые полвека московского турклуба

Праздник среды

Скажи еще спасибо, что живой

Последний оплот

Авторская песня
Виктор Берковский

Сами мы не местные

Вести из ГКФТ
Итоги Чемпионата России по спортивному туризму 1998 года
Горный туризм
Водный туризм

Люди и горы
Так был ли Мэллори на 8848?

Первый Российский горный поход

Пути - дороги
Наедине с таежной рекой

Турецкий тур команды "Авантюр"

Под шорох шин
"Хрустальный глобус" - у В.Мироненко

Проехать абсолютно невозможно?

Первым на автомобиле

Из глубины
"Отрытие" века

Экстремальная ситуация
Риск ради традиции?

Кто выживет, станет ба-альшим специалистом

Информация

Пресса сообщает

Новые книги

Последняя страница
Свидание с горами

Реклама

каталог : серьезно : экстремальная ситуация : спасработы :
Риск ради традиции?
Валерий Клестов, Пос. Эльбрус, Кабардино-Балкария.

ОТ АВТОРА: Уже не раз "ВВ" публиковал заметки, поднимающие проблему спуска с горных вершин и захоронения погибших восходителей (см. N 30, 32). Предлагаю материал на ту же тему. Может быть, прочитав его, инициаторы снятия тел с вершин задумаются, насколько это трудные и опасные акции. По моему мнению, в горы люди идут добровольно и, если они там остаются, пусть горы и будут восходителям вечным памятником.

Ушба с юга Когда альпинисты приходят за советом о состоянии маршрута к нам, спасателям, стараешься дать максимум полезной информации (особенно это касается таких вершин, как Чатын, Шхельда, Ушба). Спортсмены после восхождений снабжают нас самыми свежими сведениями, да и сами спасатели ходят на вершины, обладают достаточным опытом и знаниями. Разговаривая с альпинистами перед их выходом на сложный маршрут, стараешься оценить готовность их к его прохождению, учитываешь и результаты тренировочных восхождений, и психологическую подготовку спортсменов. Бывали тяжелые собеседования, и иногда я не рекомендовал выходить на желанную гору. Всегда это воспринималось собеседниками как несправедливость.

Так случилось и в этот раз. Несколькими днями раньше группа спасателей прошла траверс Ушбы, состояние маршрута было объективно опасным -- свежий снег, огромные карнизы. Прошли маршрут ребята тяжело, пришлось даже посылать к перевалу Бечо подмогу, чтобы облегчить возвращение уставшим альпинистам. И вот группа из Харькова подала заявку на тот же маршрут. Исходя из его состояния, я порекомендовал ребятам воздержаться пока от восхождения. Тем более в составе группы было два второразрядника. Хотя формально (по правилам) они могли идти на маршрут 5А к.т., однако Ушба как первая "пятерка", да еще и при сложной снеговой обстановке, конечно, была неудачным выбором. Все это и высказал Володе, давнему моему приятелю. Ребята, с которыми он собрался на гору, работали с ним в одной бригаде высотников. Может быть, поэтому были у него какие-то обязательства перед ними, общие мечты -- не знаю. Но харьковчане, несмотря на предупреждение, все же вышли на маршрут.

После ночевки на "подушке" Северной Ушбы (это снежное плечо, где обычно устраивают бивуак восходители) утром альпинисты вышли наверх двумя связками. Прошли опасный участок с зализанными обледенелыми скалами, сначала "тройка" -- Вячеслав, Петр и Степан, а затем "двойка" -- Володя и Илья. После этого начали преодолевать крутую 300-метровую снежно-ледовую "доску". (Ушба требует от восходителей большого внимания на каждом шагу; по-моему, на горе нет места, где можно расслабиться и не страховаться. Снежная "доска" в зависимости от сезона, погоды и состояния фирна проходится по-разному, но всегда с тщательной страховкой -- просто есть куда падать.) Позже Вячеслав рассказал, что во время движения они вдруг услышали шум скользящего тела. Петр видел это скольжение, а затем и момент, когда Володя с Ильей скрылись за перегибом... На крики трех оставшихся альпинистов ответа не последовало...

Спускаясь по пути падения "двойки", ребята вышли на снежную полку, на которой увидели рюкзак Ильи, выпавшие вещи и детали разбившегося фотоаппарата Володи. Потом начинался ледовый сброс, а затем ниже и скальный. Спускаться дальше по гребню было невозможно. Рация улетела с Володей, поэтому сообщить кому-либо о несчастье альпинисты не могли. Что делать? Есть в альпинизме правила, написанные кровью, есть неписаные законы гор. Согласно правилам, в отдаленный район одну группу не отправляют, в крайнем случае выделяют наблюдателей для постоянной радиосвязи. После пропуска двух сеансов связи спасательный отряд альплагеря обязан немедленно выйти к группе. По законам гор, группа, в которой произошла авария, ищет пропавших до прихода спасотряда. Также нельзя ходить одному по разорванным ледникам.

Харьковчане решили разделиться. Вячеслав один направился через Ушбинский ледопад и затем по Шхельдинскому леднику за спасотрядом, а оставшаяся "двойка" продолжила поиск. Так они решили, и Бог им судья... Две безответные радиосвязи прошли, но почему-то никто из альплагеря не вышел на поиски группы. Собираться здесь начали только вечером, после прихода Вячеслава. На следующий день отряд ждал прибытия вертолета, но он по каким-то причинам вылететь не смог. Лишь во второй половине дня спасатели (в отряд вошли курсанты и тренеры школы инструкторов) вышли в далекий путь под Ушбу.

Пять суток работали спасатели на склонах горы. На второй день на скальном выступе под висячим ледником обнаружили трех погибших. Трагедия стала ясной. Двойка, оставшаяся под Ушбой, спустилась к "охотничьим ночевкам" в Сванетию, поставила палатку и начала искать упавших в кулуаре, разделяющем северную и южную вершины горы. (Это очень опасный кулуар, в него падают все камни и глыбы льда с обеих вершин.) Обнаружив тело Ильи, Петр со Степаном попытались вытащить его на вершину скального выступа. В это время произошел ледовый обвал. Обрушившийся лед убил ребят.

На третьи сутки вертолет, несмотря на ураганный ветер, пробился в Баксанское ущелье. За штурвалом, как всегда, был Леша Севостьянов. (Замечу, что навыки и умения пилота в горах, для которого эти полеты являются обычной каждодневной работой, так же отличаются от квалификации простых летчиков, как деятельность космонавта и директора аэроклуба.) Загрузили на борт продукты для спасотряда и я вместе с начучем альплагеря полетел к Ушбе, чтобы разобраться в обстановке на месте и решить, что делать дальше. На подлете к Ушбинскому ледопаду раскрылся вертолетный гений Лёши Севостьянова. Он попытался развернуть вертолет направо, чтобы залететь на плато, однако ветер бросил многотонную машину, как пушинку, в противоположную сторону ущелья. Леша спокойно выровнял вертолет и взял курс дальше, на Сванетию. Облетев Ушбу с юга, уже с другой стороны залетаем на плато. Просьба командира вертолета была коротка: "Мужики, побыстрее работайте". Несмотря на ураганный ветер, машина зависает метрах в полутора над ледником на высоте 4100 м. Вокруг скалы. Быстро выбрасываем ящики с продуктами, канистры с бензином и выпрыгиваем из вертолета. Машину сначала бросает в сторону, потом она исчезает за поворотом. Вместе с подошедшими спасателями несем грузы к бивуаку, расположенному на плато под "забором" Шхельды.

Солнце быстро заходит за склоны гор. Сейчас должно похолодать, ведь мы на большой высоте. Однако наоборот -- утих ветер, потеплело, под ногами появился противный раскисший снег, насыщенный влагой. Через полчаса после нашего прилета на бивуаке собирается весь спасотряд. Планируем выходы на завтрашний день. Часть отряда продолжит поиск Володи. На прямой вопрос о том, кто пойдет под висячий ледник снимать тела погибших, -- опущенные головы, молчание. Говорю, что мне, профессиональному спасателю, положено идти снимать трупы, но один я с тремя телами не справлюсь. В ответ -- тишина. Вообще-то я на любых спасаловках обычно старался не командовать, а тут разве можно было приказывать идти туда, где в любой момент на тебя могут обрушиться глыбы льда. И ради чего этот риск?! Ради древней традиции предков предавать земле своих близких... Хриплые голоса двух Олегов и Миши почти одновременно произнесли: "Мы с вами". Вячеслав рванулся тоже, но его я оставляю -- достаточно он уже нарисковался. Говорю, что остальные свободны.

Принимаю решение работать с двух часов ночи до семи утра: к ночи немного похолодает и лед перестанет падать, а после семи утра, когда солнце осветит ледник, он опять начнет активно бомбить льдом и камнями по кулуару. Готовим веревки, снаряжение. Выходим в 2.00, но все равно на плато под ногами мокрая кашица снега. Паршиво. Подходим к ледовой стене, начинаем двигаться с попеременной страховкой. По ходу движения закручиваем ледобуры, закрепляем перила. Через три с половиной веревки выходим на снежную площадку. Траверсируем под висячим ледником и выходим на скальный выступ, на котором лежит тело Петра, пристегнутое к локальной петле. От нее уходит вниз натянутая веревка, на конце которой закреплены тела Ильи и Степана. С помощью полиспаста поднимаем тела на выступ, готовим станцию для переправы их из-под висящего над нами ледника. Смотрю на часы -- 6.45. Надо уходить. Несколько кусков льда падают рядом -- осколки бьют по каскам. Неприятно, какой-то холодок внутри. Траверсируя по скалам, возвращаемся к навешенным веревкам. Тут вздохнули немного свободней: сюда лед не долетает. По закрепленным веревкам спускаемся на плато и идем к бивуаку. Тяжело опускаемся возле палаток.

Страшно хочется пить. Угощают ребята из отдыхавшего ночью отряда -- они уже завтракают. Вооружившись биноклями, они днем снова уйдут на поисковые работы и будут тщательно просматривать кулуар с противоположных склонов. Спрашиваю у мужиков: "Почему чай без сахара?" Отвечают, что завхоз в целях экономии продуктов выдает по одному кусочку. Какой завхоз на спасработах?! Вообще впервые встречаю такую должность в спасотряде (видно, переусердствовали тренеры школы инструкторов). Обращаюсь к руководителю школы, тут же происходит сокращение завхоза в штате отряда, а мужики плотно завтракают, напиваясь до отвала уже сладким чаем.

После завтрака выхожу на связь с КСП, сообщаю о выполненной работе, о планах на сегодняшний день и предстоящую ночь. Затем садимся с тренерами и формируем поисковую и транспортировочную группы. Ночью мы опять той же четверкой выйдем под нависающий ледник, а через полчаса за нами должны отправиться двенадцать человек. После того как мы натянем "канатную дорогу", начнутся транспортировочные работы. Дорога даст возможность ребятам работать в безопасном месте. Незаметно пролетает световой день. К сожалению, поиски остальных харьковчан результатов не принесли.

Вчетвером выходим в 2 часа ночи с включенными налобными фонарями. Сыро, под ногами та же снежная каша. Такое ночью на высоте 4100 м бывает очень редко. По закреплённым веревкам быстро поднимаемся, используя "жумары". Подойдя к скальному выступу, начинаем налаживать "канатку". Прошло два часа. С большим трудом перетащили одно тело. Силы на пределе, а транспортировщиков всё нет. В чём дело? Я рассчитывал, что через два с половиной часа поднимутся все. Наконец на снежной полке появляется первый. Да, для спортсменов, претендующих на звание инструктора, оказалось сложным хождение по готовым вертикальным перилам из четырех верёвок. Обычно разрядник проходит сорок метров закрепленной веревки за 5--10 минут. Ну ладно, не до разборок.

Цепляем ещё два тела, и вновь прибывшие, стоя в безопасном месте, по "дороге" вытягивают тела из-под опасного ледника. Восьмой час. Прошу врача Жору, пока мы будем снимать снаряжение, внимательно следить с включенной рацией за висящим над нами льдом и, если что, предупредить нас. У нас рации тоже постоянно включены. Наконец уходим вниз, спуская на плато тела погибших.

Портится и так плохая погода, начинается снег с дождём. За спиной грохочут падающие отколовшиеся глыбы льда. Слава Богу, там уже никого нет. Земляки погибших альпинистов хотели продолжить поиск Володи. Остановили наша рекомендация, а затем и подписание акта о прекращении поисковых работ в связи с реальной опасностью для жизни спасателей. Принимать какое-либо решение всегда ответственно. Спасателям же приходится принимать решение о прекращении поисковых работ, сознавая, что завтра им придется смотреть в глаза родственникам, близким друзьям пропавшего. Думаю, названное решение можно принимать, только исчерпав все возможности и только самому убедившись, что дальнейшие работы могут привести к новым жертвам.

Отряд ушёл на юг в Сванетию и через перевал Бечо вернулся в альплагерь. Спустя день на плато приземлился вертолет Леши Севостьянова, в который были погружены останки погибших, и "борт" взял курс на Нальчик.

в начало  подбери себе маршруты :

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU