Покорение "водного Эвереста" назначено на осень.
Ольга Скулкина
Рубеж веков, видно, такое время, когда особенно тянет на подвиги,
в ещё не покорённые точки Земли. Человечество хочет вступить в новый век,
не оставив на карте мира белых пятен. Одно из таких мест -- река
Брахмапутра в Восточном Тибете. В октябре этого года туда отправится
экспедиция, цель которой -- пройти участок "великого поворота" реки на юг,
где она она прорезает горную систему Гималаев. Подробнее о предстоящей
экспедиции мы попросили рассказать её руководителя мастера спорта
международного класса, чемпиона СССР по туризму, директора турагентства
"Алмазная корона" Сергея Лагоду.
С.Л.: Расход воды в Брахмапутре примерно как в нашей Волге. На реке
множество водопадов высотой до 30 м, а по её берегам растёт реликтовый лес.
Мы хотим не просто пройти "великий поворот", но и сделать видеофильм о
Брахмапутре, поэтому по всему маршруту будем вести съёмки на цифровую
видеокамеру.
"ВВ": Вы впервые отправляетесь на Брахмапутру?
С.Л.: Мы были там в 1997 г., примерно в то же время года, что собираемся и
теперь. Можно сказать, это была разведка, потому что сплавиться тогда нам
не удалось. К сплаву по Брахмапутре надо очень серьезно готовиться. Это,
пожалуй, одна из немногих непройденных рек нашей планеты, не говоря уже об
её участке, где находится "великий поворот", который, по-сути, является
"водным Эверестом", вершиной водного туризма. Водники, правда, туда и не
сильно рвутся. Я пока могу замахнуться на такой сплав, что же будет через 2
года, сказать невозможно.
"ВВ": То есть Вы имеете представление о том, с чем придётся столкнуться во
время сплава?
С.Л.: Я хорошо представляю себе этот район, в общих чертах, и трудности,
которые могут возникнуть, но о многом, о деталях, могу только догадываться.
Дорог там нет, по берегам труднопроходимые джунгли, поэтому даже пешком
идти трудновато. А на Тибете вертолётов нет даже в армии Китая, значит
рассчитывать мы можем только на себя.
А участок "великого поворота" напоминает поток в турбине ГЭС,
протяжённостью он 80 км.
"ВВ": Как идёт подготовка к экспедиции?
С.Л.: У меня есть средства сплава, набрана большая часть команды, осталось
только добыть денег. Летом я поеду в Турцию, чтобы снять о ней фильм, уже
второй по счёту. Буду беседовать с представителем их министерства по
туризму о проблемах развития северных территорий черноморского побережья
Турции. Для многих российских туристов это может быть заменой не слишком
спокойного ныне Кавказа. Также планируем на бортах наших судов размещать
рекламу спонсоров.
"ВВ": Какие суда вы берете на Брахмапутру?
С.Л.: Есть "бублик" на двоих и специально мною разработанный катамаран, на
котором кроме рамы, соединяющей поплавки, закреплены два баллона высокого
давления. Если рама сломается, баллоны всё равно позволят катамарану плыть.
Они также не дают воде захлестнуть, подмять катамаран под себя. Это уже
двенадцатый по счету катамаран, который я разработал. А изготовила его для
нас московская компания "Рафт-мастер".
На катамаран я хочу поставить мотор, который нужен как для лишней
подстраховки, так и для проведения видеосъёмок (картинка должна быть
плавной -- если грести, она такой не будет).
"ВВ": Команда уже набрана?
С.Л.: Будет группа человек из восьми. Поскольку предприятие это очень
опасное, малознакомых или неопытных людей мне бы брать не хотелось. Сплав
по реке сейчас стоит $4500 на одного, значит на группу из 8 человек
потребуется около $40 тыс. -- эти деньги надо дать китайским властям, чтобы
только нас пропустили на маршрут.
Окончательно команда сложится к августу. Пока есть человек пять из уже
"бывалых", среди которых оператор из "Клуба путешественников". Ещё на три
вакантных места будет какой-то конкурс.
"ВВ": Почему для экспедиции выбрана осень?
С.Л.: Летом из-за таяния снегов река абсолютно непроходима. К октябрю сплав
по ней становится несколько проще. Позднее плыть ещё лучше, но уже слишком
холодно. Перевалы там выше 5000 м и ночью на них 20 градусов мороза, порой и
ниже. К тому же в конце ноября в районе Катманду закрываются перевалы и
остается единственный путь до Брахмапутры -- через внутренний Китай, что
тоже создаёт трудности.
"ВВ": Сколько времени займёт всё путешествие?
С.Л.: От Москвы до Москвы -- месяца полтора. К тому же прежде чем пройти
"великий поворот" по воде, необходимо будет подстраховаться -- с берегов
просмотреть возможные препятствия. Для этого нужно будет неоднократно
обойти и облазить горы вокруг.
"ВВ": Что лично Вас двигает на это?
С.Л.: Что двигает? Это очень интересно! Начиная с 1987 года я выходил
только на те маршруты, которые твёрдо считались непроходимыми, и проходил
их. Брахмапутра -- это максимум, что я могу сделать на этой планете, для
меня очень важно взять этот "водный Эверест".
Вопросы задавала Ольга СКУЛКИНА.
|