Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  |  | Европа :
  |  | Кольский п-ов :
  |  | Монголия :
  |  | Поволжье :
  |  | Подмосковье :
  |  | Украина :
  |  | Северо-Запад :
  |  | Сибирь :
  |  | теория :
  |  | Турция :
  |  | марафон :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :   | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Трансбайкал - 2001.
Илья Гуревич

С парусом К любому походу надо готовиться тщательно, даже если он обещает быть несложным. В марте 2001 г. наша команда чуть было не пренебрегла этим правилом. Незадолго до отъезда на Байкал мы узнали, что маршрут, схожий с нашим, годом ранее прошли москвичи. Их впечатления сводились в основном к "отлично отдохнули, прекрасно покатались". Благодаря таким отзывам пересечение на велосипедах Северомуйского хребта по "зимнику" и озера Байкал по льду стало казаться нам несложным развлечением. Как выяснилось на маршруте, разница между "развлечением" и "преодолением" составляет... 10--15 градусов мороза! Если в 2000 г. весна пришла рано, дневная температура держалась на уровне -5--10 грд С, а то и поднималась выше нуля, то спустя год мы ехали по "приятной прохладе" в -20--25 грд С днём и до -37 ночью! Только тщательная подготовка к походу и помощь спонсоров (петербургских фирм-производителей и продавцов снаряжения) спасла нас от больших неприятностей.

После пяти дней, проведённых в поездах, мы высадились на станции Новый Уоян. Поезд пришёл поздним вечером, поэтому ночевать пришлось прямо на вокзале. Когда-то в нём была предусмотрена гостиница, теперь она закрыта, но есть возможность переночевать прямо у её двери на лестнице.

В первый же день пути небесные хляби разверзлись и вывалили на нас более трёх месячных норм снега! Повезло! От Нового Уояна дорога 60 км идёт по равнине, покрытой высоким хвойным лесом. Населённых пунктов здесь нет, но трасса поддерживается в хорошем состоянии. По ней ездят лесовозы и редкие легковые машины из небольшого посёлка Кумора, после которого хорошая дорога кончается.

Дальше идёт так называемый Куморский зимник, который приводит в долину реки Баргузин. Во времена строительства БАМа здесь проложили дорогу для подвоза стройматериалов. Теперь по ней могут ходить только "Уралы" и "Камазы", да и то после специальной подготовки. Машина предпочитают ездить стаями из нескольких машин: если одна застрянет, остальные вытащат. В результате движение по трассе -- один или два каравана в сутки. Населённых пунктов тут нет, и нам пришлось на себе везти всю еду (на 8 дней). С учётом горного характера трассы и её покрытия из укатанного снега ехать было довольно сложно. Колёса на подъёме шли "с проворотом", а на спуске велосипед частенько тащило юзом.

Наиболее сложным оказался первый перевал с любопытным названием Срамной. За много лет забвения дорога оказалась ниже уровня соседнего ручейка, который накидал на "проезжую часть" огромные валуны. Иногда ехать становилось совершенно невозможно, и мы проходили пешком по 30--50 м. Зато второй перевал (Озёрный) команда проскочила играючи: подъём не очень крутой, дорога вполне нормальная.

А вот с Рухловским перевалом случилась странная история. Мы вышли на подъём утром четвёртого дня. Дорога сильно набирала высоту, часто приходилось останавливаться на отдых. Меньше чем через 4 часа мы выехали на седловину. И тут выяснилось, что этот перевал не указан на карте! Казалось бы, что тут страшного? Обычное для отечественной картографии дело -- перевалом больше, перевалом меньше... Но на нас это подействовало угнетающе -- полдня ползли вверх, а по карте не продвинулись ни на шаг! После обеда мы со злости "вломили" по максимуму и въехали на второй за день перевал -- Ловактон, подъём на который тянулся 14 км. Вечером уже мечтали о том, как на следующий день, взяв Умхейский перевал, выйдем в Ютёплую Баргузинскую долину", где "дубаки" (морозы) наконец-то должны нас отпустить... Не тут-то было!

Спуск в долину был омрачён сразу двумя обстоятельствами. Во время спуска я четыре раза падал. Один полёт едва не закончился "полным улётом" -- меня выбросило из седла на склон, который обрывался сбросами. Вторая неприятность явилась в образе охранников недавно образованного местного заповедника. По моему мнению, поручать охрану природы надо людям, которые болеют за дело душой, а не карманом. Из-за холода все "охранники" сидели на печи в избушке у южного кордона, оставив заповедник на растерзание браконьерам. Видимо, для того, чтобы как-то оправдать перед начальством своё существование, они остановили нас и заставили платить штраф по 90 р. с человека. Интересно, что на единственной в этих краях трассе, по которой мы и двигались с севера, не было таблички "Заповедник". С другой стороны, если бы такой знак и стоял, а мы, как законопослушные граждане, решили бы не въезжать в заповедник, то... не смогли бы это сделать. Ведь другой дороги нет! Хочешь -- не хочешь, а ехать надо! Возникает резонный вопрос: для чего границы заповедника определены таким образом, что единственная трасса в районе проходит по его территории? Ответ очевиден. Местные жители вынуждены пользоваться этой дорогой. В результате "охранники" наживаются, прикрываясь высокими целями. Но ещё больше мы были удивлены, когда в 30 км от заповедника нас для проверки документов остановил милицейский патруль. Милиционеры были вооружены... винтовками с оптическим прицелом!

Первый день в долине принёс нам море новых ощущений. Я мысленно воображал яркое солнышко, оттаявшие дороги... Однако природа распорядилась иначе: пришёл антициклон из Якутии. Утром вместо обычных -26--28 градусов было -37. Даже внутри палатки термометр зашкаливал за -20. Ехать на велосипеде, пусть и по относительно хорошей дороге, при такой температуре тяжело. Перед походом в трущиеся детали наших "байков" (группа шла на "MARIN") в велоцентре "Бивак" положили низкотемпературную смазку. Благодаря ей нам всё же удавалось ехать -- правда, с ощущением, что за велосипедом волочится тормозной парашют. Несколько раз я останавливался и проверял, не трётся ли колесо о тормоз, не задевает ли за что? Всё было в порядке, но велосипед даже под горку шёл с большим трудом.

Проехав всю долину реки Баргузин от кордона заповедника до Усть-Баргузина, мы вышли на "озёрную" часть маршрута. Отдохнув на лыжной базе, выехали к "славному морю" через устье Баргузина. В этом месте начинается Чивыркуйский "зимник" на Северобайкальск. Через 3 км команда повернула на юго-запад и поехала по целине. Ориентиром служили горы на острове Ольхон, которые хорошо просматривались с берега. Озеро нам ещё раз напомнило о снегопаде, накрывшем нас на старте. Весь Байкал был покрыт слоем снега. В тех местах, где его уровень опускался до 6--9 сантиметров, ехать было можно. Там, где больше -- "байки" сильно вязли. В местах, где снег отсутствовал, ехать было... ещё труднее! Дело в том, что мы решили поставить шипованную резину только на задние колёса -- нам казалось, что этого будет достаточно (особенно убеждала цена: одна покрышка стоила 1500 р.). И поэтому на участках чистого льда приходилось проявлять чудеса вождения велосипеда. И всё равно частенько мы имели возможность "познакомиться со льдом поближе".

В парандже Наш маршрут пересекал Байкал в его самом широком месте (96 км). Мы стали на ночь прямо посреди озера, где глубина под нами была 1600 м. Именно эта стоянка стала для нас серьёзным испытанием. Вечером очень сильно похолодало. Солнце ещё стояло над горизонтом, когда термометр опустился ниже 20 грд С. На троих у нас было 250 граммов коньяка. Я взял коньяк в палатку, решив, что если с утра будет совсем "труба", то мы примем для сугрева по 50 граммов, и только потом вылезем на продуваемый всеми ветрами байкальский лёд. Но утром термометр показал всего -19. Ночью пришёл тёплый атмосферный фронт и наступила весна. Днём воздух прогрелся почти до нуля. Вторую половину озера мы прошли на одном дыхании. Второй раз ночевать на льду не хотелось. Уже в темноте команда вышла на твердую землю.

Дальнейший наш маршрут шёл вдоль береговой линии. Эта часть пути была сравнительно лёгкой. Хотя сильный ветер мешал нашему передвижению. Представьте себе картину: едет велосипедист по голому льду, а в лицо ему -- мощный ветер. Велосипедист борется с ним изо всех сил, но постепенно ветер начинает байк поворачивать. Велосипедист подставляет ветру бок. Дальше есть два варианта развития сюжета: или "байкер" успевает подставить ногу, остановиться и развернуть велосипед, или ветерок опрокидывает и байк, и его седока.

Ледовая часть пути закончилась в Листвянке. От Листвянки до Иркутска лучше добираться на автобусе, но можно продлить маршрут по льду до Слюдянки. Дело в том, что шипованная резина не выдерживает езды по горному асфальту! 70 км хватило, чтобы мои шипы стёрлись на 80%. 5 апреля наша команда финишировала в Иркутске.

Итог путешествия такой: за "кормой" наших "байков" осталось 1019 км, 5 перевалов и озеро Байкал. Спасибо фирмам "Бивак", "Нормал", "Спарта" и интернет-провайдеру "Атлант" за то, что они помогли нам осуществить задуманное. Теперь команда готовится к веловосхождению на вулкан Килиманджаро (Африка), которое надеемся совершить в феврале 2002 г.

Илья ГУРЕВИЧ, С.-Петербург.

ВВ N 50
январь 2002


Экспедиции
Заалайский марафон

След саней уходит в небо.

Конюхов поддерживает свою репутацию

Я - посол Франции в Арктике.


Наши гости
Рулите на VESLO.RU

Край озер и водопадов

Толковый словарь сленга водников


Что же в рюкзаке?
Ода мембране

Авторская песня
Сергей Лебедев, Петр Чумаков
"Горит семафор в бескрайний простор"


Проблемы и мнения
"Безенги" как зеркало русской outdoor - журналистики.

"Мудрейшим" способом
Там, где Волгу можно перешагнуть.

Люди и горы
Русские в Андах

WWW : восходители, вершины, восхождения


Пути-дороги
По просторам Таймыра

Под шорох шин
Велотуристы и плохие человеки.

"Трансбайкал - 2001"


Экстремальная ситуация
Умные люди учатся на чужих ошибках.

Байки

Дела редакционные
Еще год постараемся продержаться.

Забыли или не захотели?


В конце номера
Была дорога как наждак.

Спелеологи готовятся к новому рекорду

Маньяки каячные


 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало велотуризм


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU