Велотуристы и плохие человеки. Глава 6.
Илья Гуревич
Ранее (в N 48) мы уже говорили о ЧПИ (Человеках при исполнении служебных
обязанностей) и о возможности нападения оных на туристов -- с целью
вымогательства денег под липовыми предлогами. Однако бывают случаи, когда
велотурист сам, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, по доброй воле
идёт на контакт с ЧПИ. Например, с пограничниками (см. N 49) и
таможенниками. О последних и ведём ныне мы рассказ.
Глава 4.
Много на свете есть профессий хороших и разных. В соответствии с этой
аксиомой на них работают люди хорошие и, прямо скажем, "разные". Более
того, именно "разные" и даже "совсем разные" люди концентрируются на
некоторых должностях в отдельных ведомствах. Ну и, наконец, есть профессия,
на которой кроме "разных" людей другие не работают. Это -- таможенники.
Один мой приятель как-то после прохождения одесской таможни сказал:
"Хороший таможенник -- это мёртвый таможенник". Конечно, что только сгоряча
не скажешь. Более того, я даже лично знаю одного хорошего таможенника! Это
Верещагин из "Белого солнца пустыни". Как известно, он погиб, взорвавшись
вместе с баркасом контрабандистов. Современные стражи национального
достояния руководствуются обычно совсем другими приоритетами -- сейчас, в
основном, таможня берёт добро. Поэтому общение с этим видом ЧПИ редко
вызывает приятные эмоции.
В отличие от пограничников (см. главу 3), таможенники имеют значительно
больше возможностей для вымогательства денег с путешественников. Мало кто
из туристов знает все нюансы закона, встающего на пути незаконного вывоза
из страны потрёпанного спальника или трёх банок тушёнки. Техника работы
таможенника предельно проста. Он попытается найти у вас что-то
нестандартное, но при этом вам необходимое, и потребовать взятку взамен на
разрешение вывезти (ввезти) указанный предмет. Особенно свирепствуют
таможенники в странах СНГ. У этого есть две причины. Во-первых, страны СНГ
бедные. Ну кого будет волновать, например, в Испании содержимое вашего
чемодана? Да никого! А вот на Украине...
Во-вторых, границы наших государств так тесно переплетены, что хочешь не
хочешь, а приходиться их постоянно пересекать. Сели вы, например, в поезд,
идущий из бывшей столицы Российской Империи в славный русский город
Смоленск. Открываете утром глаза, а вы в другой стране -- Беларуси. А уж по
пути в Калининград вы и вовсе проедете через два суверенных государства --
Латвию и Литву. Для путешественника это не очень-то удобно, зато для
таможенника -- рай!
Ну и, в-третьих, в нашей стране наблюдается разгул гласности.
Открываете вы дома газету и читаете, что на границе с Белоруссией
таможни нет. Вы садитесь в машину, и что? Правильно, при въезде и
выезде вас досмотрят, поскольку есть длинный список того, что вывозить из
Беларуси нельзя (именно так было с нами осенью 1998 г.).
Наши петербургская и московская таможни вполне терпимы. Наиболее "вредные"
таможни на Украине и в странах Средней Азии. А более всего опасен
транзитный проезд через страны СНГ. Рассмотрим для примера
случай из моей поездки на Ближний Восток. Денег у меня было немного и
поэтому вместо самолёта я сел в поезд Петербург -- Одесса. Глубокой ночью в
вагон ворвались люди в камуфлированной форме. С криками и руганью всех
подняли из постелей, заставили, в чем мать родила, распаковывать и
предъявлять к осмотру чемоданы, паспорта, отвечать на вопросы. Выяснилось,
что эта банда головорезов -- украинские таможенники. Я успокоился (как
оказалось, рано) и лёг досматривать прерванный третий сон. Но самое
интересное было впереди, в Одесском порту. Там меня досматривала таможня
международная. Всё вежливо, спокойно. "Везёте что-нибудь запрещённое?" --
"Да нет, что вы..." -- А в рюкзаке что?" -- "Да так, вещи личные..." -- "А
что именно?" -- "Ну, штаны велосипедные, кроссовки старые, спальничек
синтепоновый, палаточка самодельная..." -- "НЕЛЬЗЯ!!!" -- "Что нельзя --
"Спальник и палатку -- нельзя! Они стоят явно больше "стольки-то" гривен
(как я помню, около $10) и посему к вывозу за пределы Украины, как народное
украинское достояние, не подлежат!" Я, конечно, попытался доказать, что
вещи эти везу из России-матушки. Но доказательств-то нет! Банда ночных
головорезов никаких документов, понятное дело, не оформляла! "Ладно, --
говорю, -- давайте так: я внесу вещи эти в декларацию, и при возвращении
предъявлю". Но нет, не первый день мой собеседник на таможне работает: "Нет
у нас закона, чтоб тебя наказать, ну штраф взять или в тюрьму посадить,
если ты обратно ценности в образе спальника не ввезёшь!" Тогда я придумал
поистине соломоново решение: "Давайте я пошлину вывозную заплачу и поеду
себе спокойно, спать буду в любимом спальнике, от дождя укрываться в родной
палатке". "Хорошо, -- говорит таможенник, -- нет проблем: плати пошлину! Но
делать это полагается по месту жительства, то есть для тебя -- в
Петербурге!" -- "Так что ж мне делать-то?" -- "Оставляй здесь палатку со
спальником и езжай себе куда хочешь!". Пришлось мне прибегнуть к методам
неформального общения. Методы эти построены на одной простой истине: для
любого таможенника собственные интересы зримы и осязаемы, а интересы
государства, большого и далёкого, есть некая абстракция.
Приведу некоторые рекомендации по борьбе с таможней. Конечно, вы можете
изучить таможенное законодательство России и всех стран, через которые
собираетесь проехать. Уверяю вас, потратите не более двух-трёх месяцев,
и после этого спокойно один раз проедете через границу. За год правила
изменятся и вам опять придётся сесть за толстые инструкции. Если этот метод
кажется вам неоправданно трудоёмким (как, например, мне), то рекомендую к
прохождению таможни готовиться по-другому.
Прежде всего, разумно распределите вещи по всей группе.
(Скажем, не надо всю тушёнку класть в один рюкзак. Иначе страж рубежей
решит, что вы её везёте на продажу. -- Прим. ред.) Неважно, что вы едете в
поход все вместе -- таможенники ведь будут досматривать каждого отдельно.
Тем не менее при прохождении контроля старайтесь держаться вместе.
Заранее запаситесь бумагой об официальном проведении вашего похода
(такие бумаги Петербургская федерация путешественников или любой иной
турклуб даёт бесплатно). Эта бумага не имеет юридической силы, но, как
правило, оказывает большую моральную поддержку, убеждая таможенников, что вам
действительно понадобятся и велосипеды, и прочее снаряжение.
Вносите в декларацию всё, что только можете, начиная от велосипедов и
кончая спальниками. При пересечении границ со странами СНГ не поленитесь
потребовать и заполнить декларацию на ввоз всего того, что представляет
ценность, возможно, это вам поможет при выезде из этих стран.
Одевайтесь так, как будто вы отправляетесь не на отдых, а на работу. Тогда
таможеннику будет не так обидно не брать с вас взятку.
Ну и, наконец, постарайтесь прокладывать свои маршруты так, чтобы избегать
излишних пересечений границ. Прямой путь далеко не всегда самый быстрый.
Илья ГУРЕВИЧ, С.-Петербург.
(Продолжение следует)
|