Пал последний бастион.
Антон Кротов
Немногие знают, где находится географический центр нашей страны.
Одни считают им Москву, другие -- Новосибирск или Красноярск (в
последнем даже есть рекламный щит со словами "Красноярск -- центр
России!"). А географам и краеведам хорошо известно, что
географический центр нашей Родины находится в 1500 км к северу
от Красноярска, на территории Эвенкийского автономного округа, на берегу
озера Виви, в безлюдной и труднодоступной местности.
Как уже знают читатели "ВВ", автор этих строк и его друзья предпочитают
добираться в отдалённые места автостопом. До 2002 г. автостопщики
никогда не посещали Эвенкийский АО. Да и местными жителями он обделён.
На территории 770 тысяч кв.км. (больше, чем территория Украины или любой
другой европейской страны) проживает только 19 тысяч человек -- даже
Гренландия заселена плотнее! А круглогодичных автодорог здесь всего 14
(четырнадцать!) км -- это грунтовка федерального значения Тура --
аэропорт "Горный". Так что Эвенкия -- и самая бездорожная часть
обитаемого мира. Доехать сюда автостопом можно только зимой (с января
по март) по временным дорогам -- зимникам. Машин ездит по ним немного
(ожидать транспорт 1--2 дня -- тут обычное дело), а сибирские морозы
до сей поры отбивали у вольных путешественников
охоту туда соваться. Для нас, автостопщиков, среди 89 регионов России
Эвенкия оставалась последним "непокорённым" бастионом.
Но в начале 2002 г. Эвенкия, наконец, была достигнута во время очередной
экспедиции Академии вольных путешествий. Об этом и пойдёт речь.
О пользе зимников
Как известно, на 70% территории нашей страны нет ни железных, ни
автомобильных дорог. Люди попадают туда самолётами. Грузы в период
навигации завозят водным путём, а зимой по льду замёрзших рек и болот в
отдалённейшие посёлки Севера ползут медленные "Уралы" и КамАЗы, везя
туда продукты, топливо и прочие грузы, а иногда -- и путешественников.
Поездка по зимникам существенно отличается от обычного автостопа. На
зимних дорогах оптимальный состав команды -- четыре человека, хотя можно
двигаться и втроём, и вшестером. А путешествовать одному или вдвоём не
столь удобно, и вот почему.
На зимниках обычно холодно, машин мало. Если за сутки проходит одна
машина или караван их -- то это считается оживлённым движением. А -40
или даже -50 грд.С здесь -- нормальная температура. Для того, чтобы
"высидеть" машину (т.е. дождаться её), приходится организовывать
лагерь: ставить палатку, разводить костёр, который должен гореть
круглосуточно. Одни дежурят, карауля костёр и машины, а другие в это
время отдыхают, иногда даже спят. Нередко автостопщики поселяются в
каком-то населённом пункте (например, в котельной или подобном
круглосуточном заведении) и голосуют на трассе по часу, а потом
сменяются и отогреваются. Машины могут пойти и днём, и ночью; причём
ночью даже чаще (не так слепит снег). Когда появится машина, она
обязательно остановится, и, если водитель согласится, автостопщики
уезжают. Можно уезжать порознь, но нередко машины идут караваном и
могут взять сразу всех. Более того, возможна езда в кузовах (только надо
тепло закутаться, если кузов открытый).
Все эти технологии езды по зимникам были нами опробованы два года назад в
ходе зимней поездки в заполярный город Нарьян-Мар (см. "ВВ" N...). В том году
погода нас баловала -- температура не опускалась ниже -30 грд.С, а вся
поездка заняла меньше двух недель. Сейчас же нас ждало куда более
длинное и холодное путешествие.
Местом старта был выбран Красноярск (до него автостопщики добирались
порознь). Там нас оказалось тринадцать. Большинство было москвичей; также
прибыли три жителя г. Волжский Волгоградской обл. и по одному уроженцу
Кирова и Воронежа. Были замечены в наших рядах четыре женщины (33%
-- рекордно высокий показатель среди всех больших экспедиций АВП).
28--29 января все выехали дальше на север.
Перед этим мы позвонили в Дорожный фонд Эвенкии (телефон в Туре
(39113) 2-28-70), чтобы уточнить маршрут. Нам сообщили, что основной
завоз грузов в посёлки Байкит и Тура идёт из Красноярска двумя путями:
через Енисейск и Богучаны.
Всегда перед тем, как ехать в дальний путь по зимникам, нужно
позвонить в местные администрации или дорожные фонды и уточнить, какие
зимники ныне действуют. Езда же наобум не всегда приводит к счастью.
Так, было известно, что в некоторые годы действовал зимник
Усть-Илимск -- Ванавара -- Тура, и трое из нас (Татьяна Яшникова,
Полина Кулешова и Сергей Березницкий) направились туда, надеясь также попутно
осмотреть место взрыва Тунгусского метеорита (оно находится в 50
км к северу от Ванавары). Оказалось, что до метеорита зимой не
добраться, а зимник из Ванавары в Туру в 2002 г. так и не был расчищен!
Двое (Яшникова и Березницкий) потом всё же попали в Туру, сделав крюк,
но на месяц позже первой группы автостопщиков. Далеко не каждый
человек имеет в запасе лишний месяц, так что заранее уточняйте
маршрут!
А нам повезло. Путь от Красноярска до Туры занял у нас всего неделю.
По дороге мы долго простояли в Епишино на территории исправительной
колонии, даже не ведая того. Вокруг нас ходили молчаливые дяди с
надписью "ИК" на спине, "стопили" старые лесовозные грузовики без
номеров и уезжали куда-то, а нас никто не брал. Переночевали в
лагерной гостинице (с разрешения администрации), заплатив 100 р. за
всех. Наутро перешли на другую позицию, возле кафе "Эльдорадо", и
уехали на оранжевом КамАЗе-вахтовке с геологами, совершавшими дальний
путь из Татарии в Эвенкию (5000 км). В вахтовке было тепло, мы
проспали свой поворот и очутились в Куюмбе -- посёлке в стороне от
зимника, откуда три часа шли до основной дороги пешком.
На полпути между Красноярском и Турой находится пос. Байкит. Это
райцентр, состоящий из деревянных, полузанесённых снегом домов. Опять
ночевали в гостинице, заплатив на этот раз за всех 30 р. На север
от Байкита мы поехали вшестером -- двое, Митя Фёдоров и Илья Саплин,
поспешили домой, поскольку хотели вернуться до конца студенческих каникул.
До Байкита было очень тепло -- около 0 грд.C. Зато дальше начало холодать.
Следующие 120 км мы проехали за 10 часов в открытом кузове, полном
кирпичей и снега, и несколько продрогли.
Последний оплот цивилизации перед Турой называется Суринда; до цели
остаётся 400 км. В Суринде живут эвенки (500 человек), почти все
алкоголики. За рюмку водки можно получить шкуру соболя или тушу мяса;
за литр спирта вам нальют тонну солярки (на заправке она
стоит 11000 р.). Любой человек, появляющийся в
посёлке, сразу подвергается атакам аборигенов, надеющимся найти у
проезжих водку... Кроме эвенков, тут живут собаки, питающиеся,
за отсутствием прочей пищи, человеческим калом. Мы с удивлением
наблюдали, как эти собаки конкурировали между собой за право полностью
утилизовать продукты нашей жизнедеятельности.
Жить среди суриндян нам не понравилось, и мы через несколько часов тихо
смылись из посёлка; ушли на несколько километров в тайгу, поставили
палатку, развели костёр и занялись лесоповалом. В течение 28 часов не
прошло ни одной машины ни в какую сторону, зато успело похолодать до
-40 грд.C. Мы возрадовались, что сможем долго проверять в работе
тёплое снаряжение фирмы "Bask", но тут "застопился" целый караван из
пяти бензовозов. Почти полчаса мы собирали палатку и рюкзаки во
внезапно наступивней темноте, но водители подождали нас.
Благодаря им поздно вечером 4 февраля шесть наиболее
успешных "мудрецов" ступили на землю пос. Тура, достигнув цели нашей
экспедиции -- региона 88-rus. Вот имена этих людей:
Антон Кротов, Костя Савва, Женя Лохматый, Руслан Осипов, Аня Бухарова
(редкая в природе женщина!) и Саша Казанцев.
Тура
Последующие дни мы прожили в Туре, распространяя знания о вольных
путешествиях чрез местное ТВ и газету "Эвенкийская жизнь", выходящую
тиражом 2000 экз. (Номер с материалом о нас нам потом прислали по
почте. Название статьи стандартное: "Автостопом по "Европам""! Это,
наверное, уже 101-я статья про автостоп с таким названием.)
Также мы посещали краеведческий музей и окружную администрацию, где
дарили всем книги по автостопу. Так, губернатор Эвенкийского АО
Б.Золотарёв получил в подарок аж три книги -- "Практика вольных
путешествий", "Полярное сияние" и "134 ответа на 134 вопроса". (Кстати,
читатели "ВВ", не работающие в эвенкийской администрации, могут
приобрести эти книги в редакции газеты.)
В Дорожном фонде Эвенкии и от водителей мы узнали сведения о
всех зимниках региона, собрали прочую полезную информацию, которая
войдёт в новое издание "Вольной энциклопедии". Подробное
описании Эвенкии, Туры и иных населённых пунктов вы прочитаете именно там.
Пока же сообщу, что из Туры можно уехать дальше на север, в Эконду,
Чиринду и Ессей. А вот дальше, в Путораны, Хатангу и Норильск, добраться
на машинах невозможно.
Эвенкия -- один из самых дорогих регионов РФ. Килограмм картошки, гречки,
сахара стоил в Туре 25--30 р., бутылка газировки -- 50-70. Дёшев
лишь белый хлеб (6,50--10 р.), цены на который поддерживает
администрация округа. Единственное, что здесь изобильно и бесплатно --
вода чистейших рек, которую вырезают в виде льда. А вот водопровод
содержит только одну воду -- горячую, вытекающую из батарей; для питья
и мытья она не годится, поскольку не очень чиста.
В Туре одна еврогостиница и две пролетарские (человеконочь стоит 300 р.).
Проще ночевать в котельных или на иных предприятиях. Полезно иметь с собой
кипятильник. Мы остановились в "Доме матери и ребёнка", который в эти дни
ремонтировался. Вообще же найти ночлег в Туре нетрудно.
Телеграф в Туре работает с 8 до 22 ч., звонить можно только по заказу (3
м. -- 50 р.). Главпочтамт в том же здании работает только по будням с 9 до 17
ч. Вообще на всю Эвенкию три посёлка с
телефонами -- Тура, Байкит и Ванавара; с остальными населёнными
пунктами округа (их 21) связь только по рации. Местные самолёты из Туры
летают раз в неделю во все стороны округа, но рейсы иногда отменяют
из-за отсутствия пассажиров. Билеты относительно недорогие -- около
1000 р. В Красноярск пассажирские самолёты отправляются почти каждый день,
билет стоит 1500 р. по вторникам и субботам и 2500 р. в остальные
дни. Интернет есть в администрации и некоторых учебных заведениях.
Банкоматов два, но принимают только некие карточки "Золотая корона".
Летом вольное попадание в Туру возможно по рекам. В июне, по большой воде,
по рекам сюда завозят ГСМ и некоторые продукты из Красноярска. В Туру
приходит не менее 20 судов в год. Они, как только разгрузятся, сразу плывут
обратно, пока уровень воды не упал: в период малой воды Нижняя
Тунгуска у Туры переходится вброд.
Главный монумент "Центр России" находится в 350 км к северо-западу от
Туры, на озере Виви. Туда тоже нет никаких зимников и иных дорог. Зато
есть иной монумент у здания администрации в Туре -- большая железная
Россия, уравновешенная на цепи.
...Улёт авиастопом из Туры в Красноярск осложнялся нашей
многочисленностью, а также тёткою Надеждой Ивановной, живущей в
аэропорту и не являющейся поборницей авиастопа. Грузовые "борта",
именуемые "спецрейс", летают каждый почти день. Лётчики нормальные.
Пару дней мы провели в попытках улететь, а затем решили впятером возвращаться
по зимникам. Шестой, А.Казанцев, остался в Туре и на
другой день всё же улетел в Красноярск. Вообще, если вы оказались в Туре,
узнавайте о пассажирских и спецрейсах по телефону 2-25-09 и
попытайте счастья в авиастопе. Шансы есть!
(Через месяц после нас в Туре образовались наши заблудшие друзья
Т.Яшникова и С.Березницкий. Зимники уже начали таять, и обратно в
Красноярск им удалось-таки улететь -- с пятой попытки).
...Поздним вечером воскресенья 10 февраля КамАЗ с будкой забрал нас
пятерых из великой Туры. Ехали мы в кузове около 85 ч. подряд
через Суринду, Байкит, Богучаны, Канск, всего около 1700 км, и финишировали в
Красноярске в четверг около 13.30. Таким образом, был поставлен рекорд
дальности проезда нераздельной пятёрки в одной машине. Когда мы садились
в неё, было около -50 грд.С, а когда выходили -- +2 грд.С, так что
получился ещё один -- температурный -- рекорд.
Расстались мы 14 февраля в Красноярске. Я поехал в Москву
поездами "цивильно", заезжая к разным знакомым в Омске,
Златоусте и Саранске. Прочие люди разбрелись по Сибири автостопом. Двое
(Т.Яшникова и С.Березницкий), добравшиеся до Туры через месяц после нас, и
сегодня (21 марта) находятся там.
Итак, автостопная наука победила вновь. Но помните:
1. Неправильный выбор зимника может стоить вам большой задержки!
2. На зимниках холодно. Возможно, вам придётся ожидать сутки или трое вне
населённых пунктов. Тёплая одежда, топор и средства для разведения огня
имейте обязательно! Пользуясь случаем, я выражаю благодарность фирме
"Bask", чья одежда значительно утеплила многих участников экспедиции. Нам
приходилось проводить часы на открытом воздухе при температуре до
-52 грд.C, но тёплая одежда и наш оптимизм успешно противостояли
таким морозам.
3. Машины и самолёты в Туру идут из Красноярска.
В Якутию и на Таймыр никаких зимников нет, машины и тракторы
туда не ездят! Нет зимников и на Игарку и вообще в тот район.
4. По зимникам можно попасть не только в Эвенкию, но и во многие другие
северные районы нашей страны. Есть зимники и на Кольском полуострове, и на
Чукотке. В 2004 г. мы намереваемся пройти зимний маршрут
Якутск -- Магадан -- Петропавловск-Камчатский. Если у вас есть какая-нибудь
информация по тому региону, пожалуйста, свяжитесь со мной по тел.
(095) 457-89-49.
Антон КРОТОВ.
|