Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  |  | теория
  |  | Россия-Судан
  |  | Москва-Сочи
  |  | Сахалин
  |  | Сибирь
  |  | кругосветки
  |  | Турция
  |  | Северо-Запад
  |  | России
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :   | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Пал последний бастион.
Антон Кротов

Тура

Немногие знают, где находится географический центр нашей страны. Одни считают им Москву, другие -- Новосибирск или Красноярск (в последнем даже есть рекламный щит со словами "Красноярск -- центр России!"). А географам и краеведам хорошо известно, что географический центр нашей Родины находится в 1500 км к северу от Красноярска, на территории Эвенкийского автономного округа, на берегу озера Виви, в безлюдной и труднодоступной местности.

Как уже знают читатели "ВВ", автор этих строк и его друзья предпочитают добираться в отдалённые места автостопом. До 2002 г. автостопщики никогда не посещали Эвенкийский АО. Да и местными жителями он обделён. На территории 770 тысяч кв.км. (больше, чем территория Украины или любой другой европейской страны) проживает только 19 тысяч человек -- даже Гренландия заселена плотнее! А круглогодичных автодорог здесь всего 14 (четырнадцать!) км -- это грунтовка федерального значения Тура -- аэропорт "Горный". Так что Эвенкия -- и самая бездорожная часть обитаемого мира. Доехать сюда автостопом можно только зимой (с января по март) по временным дорогам -- зимникам. Машин ездит по ним немного (ожидать транспорт 1--2 дня -- тут обычное дело), а сибирские морозы до сей поры отбивали у вольных путешественников охоту туда соваться. Для нас, автостопщиков, среди 89 регионов России Эвенкия оставалась последним "непокорённым" бастионом.

Но в начале 2002 г. Эвенкия, наконец, была достигнута во время очередной экспедиции Академии вольных путешествий. Об этом и пойдёт речь.

О пользе зимников

Как известно, на 70% территории нашей страны нет ни железных, ни автомобильных дорог. Люди попадают туда самолётами. Грузы в период навигации завозят водным путём, а зимой по льду замёрзших рек и болот в отдалённейшие посёлки Севера ползут медленные "Уралы" и КамАЗы, везя туда продукты, топливо и прочие грузы, а иногда -- и путешественников.

Поездка по зимникам существенно отличается от обычного автостопа. На зимних дорогах оптимальный состав команды -- четыре человека, хотя можно двигаться и втроём, и вшестером. А путешествовать одному или вдвоём не столь удобно, и вот почему.

На зимниках обычно холодно, машин мало. Если за сутки проходит одна машина или караван их -- то это считается оживлённым движением. А -40 или даже -50 грд.С здесь -- нормальная температура. Для того, чтобы "высидеть" машину (т.е. дождаться её), приходится организовывать лагерь: ставить палатку, разводить костёр, который должен гореть круглосуточно. Одни дежурят, карауля костёр и машины, а другие в это время отдыхают, иногда даже спят. Нередко автостопщики поселяются в каком-то населённом пункте (например, в котельной или подобном круглосуточном заведении) и голосуют на трассе по часу, а потом сменяются и отогреваются. Машины могут пойти и днём, и ночью; причём ночью даже чаще (не так слепит снег). Когда появится машина, она обязательно остановится, и, если водитель согласится, автостопщики уезжают. Можно уезжать порознь, но нередко машины идут караваном и могут взять сразу всех. Более того, возможна езда в кузовах (только надо тепло закутаться, если кузов открытый).

Все эти технологии езды по зимникам были нами опробованы два года назад в ходе зимней поездки в заполярный город Нарьян-Мар (см. "ВВ" N...). В том году погода нас баловала -- температура не опускалась ниже -30 грд.С, а вся поездка заняла меньше двух недель. Сейчас же нас ждало куда более длинное и холодное путешествие.

Местом старта был выбран Красноярск (до него автостопщики добирались порознь). Там нас оказалось тринадцать. Большинство было москвичей; также прибыли три жителя г. Волжский Волгоградской обл. и по одному уроженцу Кирова и Воронежа. Были замечены в наших рядах четыре женщины (33% -- рекордно высокий показатель среди всех больших экспедиций АВП). 28--29 января все выехали дальше на север.

Перед этим мы позвонили в Дорожный фонд Эвенкии (телефон в Туре (39113) 2-28-70), чтобы уточнить маршрут. Нам сообщили, что основной завоз грузов в посёлки Байкит и Тура идёт из Красноярска двумя путями: через Енисейск и Богучаны.

Всегда перед тем, как ехать в дальний путь по зимникам, нужно позвонить в местные администрации или дорожные фонды и уточнить, какие зимники ныне действуют. Езда же наобум не всегда приводит к счастью. Так, было известно, что в некоторые годы действовал зимник Усть-Илимск -- Ванавара -- Тура, и трое из нас (Татьяна Яшникова, Полина Кулешова и Сергей Березницкий) направились туда, надеясь также попутно осмотреть место взрыва Тунгусского метеорита (оно находится в 50 км к северу от Ванавары). Оказалось, что до метеорита зимой не добраться, а зимник из Ванавары в Туру в 2002 г. так и не был расчищен! Двое (Яшникова и Березницкий) потом всё же попали в Туру, сделав крюк, но на месяц позже первой группы автостопщиков. Далеко не каждый человек имеет в запасе лишний месяц, так что заранее уточняйте маршрут!

А нам повезло. Путь от Красноярска до Туры занял у нас всего неделю. По дороге мы долго простояли в Епишино на территории исправительной колонии, даже не ведая того. Вокруг нас ходили молчаливые дяди с надписью "ИК" на спине, "стопили" старые лесовозные грузовики без номеров и уезжали куда-то, а нас никто не брал. Переночевали в лагерной гостинице (с разрешения администрации), заплатив 100 р. за всех. Наутро перешли на другую позицию, возле кафе "Эльдорадо", и уехали на оранжевом КамАЗе-вахтовке с геологами, совершавшими дальний путь из Татарии в Эвенкию (5000 км). В вахтовке было тепло, мы проспали свой поворот и очутились в Куюмбе -- посёлке в стороне от зимника, откуда три часа шли до основной дороги пешком.

На полпути между Красноярском и Турой находится пос. Байкит. Это райцентр, состоящий из деревянных, полузанесённых снегом домов. Опять ночевали в гостинице, заплатив на этот раз за всех 30 р. На север от Байкита мы поехали вшестером -- двое, Митя Фёдоров и Илья Саплин, поспешили домой, поскольку хотели вернуться до конца студенческих каникул.

До Байкита было очень тепло -- около 0 грд.C. Зато дальше начало холодать. Следующие 120 км мы проехали за 10 часов в открытом кузове, полном кирпичей и снега, и несколько продрогли.

Последний оплот цивилизации перед Турой называется Суринда; до цели остаётся 400 км. В Суринде живут эвенки (500 человек), почти все алкоголики. За рюмку водки можно получить шкуру соболя или тушу мяса; за литр спирта вам нальют тонну солярки (на заправке она стоит 11000 р.). Любой человек, появляющийся в посёлке, сразу подвергается атакам аборигенов, надеющимся найти у проезжих водку... Кроме эвенков, тут живут собаки, питающиеся, за отсутствием прочей пищи, человеческим калом. Мы с удивлением наблюдали, как эти собаки конкурировали между собой за право полностью утилизовать продукты нашей жизнедеятельности.

Жить среди суриндян нам не понравилось, и мы через несколько часов тихо смылись из посёлка; ушли на несколько километров в тайгу, поставили палатку, развели костёр и занялись лесоповалом. В течение 28 часов не прошло ни одной машины ни в какую сторону, зато успело похолодать до -40 грд.C. Мы возрадовались, что сможем долго проверять в работе тёплое снаряжение фирмы "Bask", но тут "застопился" целый караван из пяти бензовозов. Почти полчаса мы собирали палатку и рюкзаки во внезапно наступивней темноте, но водители подождали нас.

Благодаря им поздно вечером 4 февраля шесть наиболее успешных "мудрецов" ступили на землю пос. Тура, достигнув цели нашей экспедиции -- региона 88-rus. Вот имена этих людей: Антон Кротов, Костя Савва, Женя Лохматый, Руслан Осипов, Аня Бухарова (редкая в природе женщина!) и Саша Казанцев.

Тура

Последующие дни мы прожили в Туре, распространяя знания о вольных путешествиях чрез местное ТВ и газету "Эвенкийская жизнь", выходящую тиражом 2000 экз. (Номер с материалом о нас нам потом прислали по почте. Название статьи стандартное: "Автостопом по "Европам""! Это, наверное, уже 101-я статья про автостоп с таким названием.)

Также мы посещали краеведческий музей и окружную администрацию, где дарили всем книги по автостопу. Так, губернатор Эвенкийского АО Б.Золотарёв получил в подарок аж три книги -- "Практика вольных путешествий", "Полярное сияние" и "134 ответа на 134 вопроса". (Кстати, читатели "ВВ", не работающие в эвенкийской администрации, могут приобрести эти книги в редакции газеты.)

В Дорожном фонде Эвенкии и от водителей мы узнали сведения о всех зимниках региона, собрали прочую полезную информацию, которая войдёт в новое издание "Вольной энциклопедии". Подробное описании Эвенкии, Туры и иных населённых пунктов вы прочитаете именно там. Пока же сообщу, что из Туры можно уехать дальше на север, в Эконду, Чиринду и Ессей. А вот дальше, в Путораны, Хатангу и Норильск, добраться на машинах невозможно.

Эвенкия -- один из самых дорогих регионов РФ. Килограмм картошки, гречки, сахара стоил в Туре 25--30 р., бутылка газировки -- 50-70. Дёшев лишь белый хлеб (6,50--10 р.), цены на который поддерживает администрация округа. Единственное, что здесь изобильно и бесплатно -- вода чистейших рек, которую вырезают в виде льда. А вот водопровод содержит только одну воду -- горячую, вытекающую из батарей; для питья и мытья она не годится, поскольку не очень чиста.

В Туре одна еврогостиница и две пролетарские (человеконочь стоит 300 р.). Проще ночевать в котельных или на иных предприятиях. Полезно иметь с собой кипятильник. Мы остановились в "Доме матери и ребёнка", который в эти дни ремонтировался. Вообще же найти ночлег в Туре нетрудно.

Телеграф в Туре работает с 8 до 22 ч., звонить можно только по заказу (3 м. -- 50 р.). Главпочтамт в том же здании работает только по будням с 9 до 17 ч. Вообще на всю Эвенкию три посёлка с телефонами -- Тура, Байкит и Ванавара; с остальными населёнными пунктами округа (их 21) связь только по рации. Местные самолёты из Туры летают раз в неделю во все стороны округа, но рейсы иногда отменяют из-за отсутствия пассажиров. Билеты относительно недорогие -- около 1000 р. В Красноярск пассажирские самолёты отправляются почти каждый день, билет стоит 1500 р. по вторникам и субботам и 2500 р. в остальные дни. Интернет есть в администрации и некоторых учебных заведениях. Банкоматов два, но принимают только некие карточки "Золотая корона".

Летом вольное попадание в Туру возможно по рекам. В июне, по большой воде, по рекам сюда завозят ГСМ и некоторые продукты из Красноярска. В Туру приходит не менее 20 судов в год. Они, как только разгрузятся, сразу плывут обратно, пока уровень воды не упал: в период малой воды Нижняя Тунгуска у Туры переходится вброд.

Главный монумент "Центр России" находится в 350 км к северо-западу от Туры, на озере Виви. Туда тоже нет никаких зимников и иных дорог. Зато есть иной монумент у здания администрации в Туре -- большая железная Россия, уравновешенная на цепи.

...Улёт авиастопом из Туры в Красноярск осложнялся нашей многочисленностью, а также тёткою Надеждой Ивановной, живущей в аэропорту и не являющейся поборницей авиастопа. Грузовые "борта", именуемые "спецрейс", летают каждый почти день. Лётчики нормальные. Пару дней мы провели в попытках улететь, а затем решили впятером возвращаться по зимникам. Шестой, А.Казанцев, остался в Туре и на другой день всё же улетел в Красноярск. Вообще, если вы оказались в Туре, узнавайте о пассажирских и спецрейсах по телефону 2-25-09 и попытайте счастья в авиастопе. Шансы есть!

(Через месяц после нас в Туре образовались наши заблудшие друзья Т.Яшникова и С.Березницкий. Зимники уже начали таять, и обратно в Красноярск им удалось-таки улететь -- с пятой попытки).

...Поздним вечером воскресенья 10 февраля КамАЗ с будкой забрал нас пятерых из великой Туры. Ехали мы в кузове около 85 ч. подряд через Суринду, Байкит, Богучаны, Канск, всего около 1700 км, и финишировали в Красноярске в четверг около 13.30. Таким образом, был поставлен рекорд дальности проезда нераздельной пятёрки в одной машине. Когда мы садились в неё, было около -50 грд.С, а когда выходили -- +2 грд.С, так что получился ещё один -- температурный -- рекорд.

Расстались мы 14 февраля в Красноярске. Я поехал в Москву поездами "цивильно", заезжая к разным знакомым в Омске, Златоусте и Саранске. Прочие люди разбрелись по Сибири автостопом. Двое (Т.Яшникова и С.Березницкий), добравшиеся до Туры через месяц после нас, и сегодня (21 марта) находятся там.

Итак, автостопная наука победила вновь. Но помните:

1. Неправильный выбор зимника может стоить вам большой задержки!

2. На зимниках холодно. Возможно, вам придётся ожидать сутки или трое вне населённых пунктов. Тёплая одежда, топор и средства для разведения огня имейте обязательно! Пользуясь случаем, я выражаю благодарность фирме "Bask", чья одежда значительно утеплила многих участников экспедиции. Нам приходилось проводить часы на открытом воздухе при температуре до -52 грд.C, но тёплая одежда и наш оптимизм успешно противостояли таким морозам.

3. Машины и самолёты в Туру идут из Красноярска. В Якутию и на Таймыр никаких зимников нет, машины и тракторы туда не ездят! Нет зимников и на Игарку и вообще в тот район.

4. По зимникам можно попасть не только в Эвенкию, но и во многие другие северные районы нашей страны. Есть зимники и на Кольском полуострове, и на Чукотке. В 2004 г. мы намереваемся пройти зимний маршрут Якутск -- Магадан -- Петропавловск-Камчатский. Если у вас есть какая-нибудь информация по тому региону, пожалуйста, свяжитесь со мной по тел. (095) 457-89-49.

Антон КРОТОВ.

ВВ N 52
май 2002


Под шорох шин
Во мейю цянь!
По Китаю с 10 юанями в кармане.
Георгий Гончаров


Экспедиции
Рекорды случаются нечасто
Ольга Матвеева


"А жизнь меня по всей земле мотает"
Ольга Матвеева


Проблемы и мнения
Опустится ли "железный занавес" на Арктику?
Сергей Минделевич


Музей, которого нет
Игорь Балабанов


"Мудрейшим" способом
Пал последний бастион.
Антон Кротов


Читальный зал
Эти книги высылаем.

Письма
Информация
Киновертикаль
Анна Турчанинова


Экстремальная ситуация
Проигранное сражение.
Ирина Терешкина


Про туристят
Не хочу быть героем!
Георгий Камикадзе


Комментарий специалиста.

Пути-дороги
Килиманджаро -2002
Николай Носов


На Учур так просто не попадешь.
Николай Федосеев


Люди и горы
Победа. Памяти замечательного альпиниста.
Анатолий Герасименко


Доска почета

Авторская песня
Анатолий Колмыков,
Игорь Луньков

"В наших песнях есть все нужные слова"


Песенный ливень под Пущино
Евгения Тиновицкая


 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало Вольный Ветер :автостоп   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU