Кира Малыгина.
"И снова принца жду"
Кира Малыгина из подмосковного Сергиева Посада -- находка и откровение
этого года. Она стала лауреатом на фестивале авторской песни (АП) в
родном городе, завоевала первое место на московском городском фестивале АП
(в номинации "Автор музыки и текста песен"). И это всего в 18 лет! (Кстати,
2 мая Кире исполнилось 19.) Сейчас у неё, студентки 2-го курса Московского
государственного областного университета, сессия. Между двумя экзаменами
она и встретилась с корреспондентом "ВВ" Татьяной Трофимовой. Интервью
получилось почти такое же откровенное, как и Кирины песни.
Кира МАЛЫГИНА:
-- Сначала были стихи. Примерно в третьем классе я, начитавшись Клайва
Стейпла Льюиса "Хроники Нарни", написала по его мотивам четверостишие,
подбирая мелодию на фортепиано. Это и была моя первая песенка. Вообще я
занималась музыкой по классу фортепиано и первые песни у меня получались
очень инструментальными, петь их было сложно. Позже прочитала роман
"Унесённые ветром". Там герои ночью у костра поют песню про Кэтлин. Песня
передана в книге прозой. Я перефразировала её в стихотворный текст и
положила на музыку. Мелодика стала более приемлемой...
Потом у нас в школе открылся литературный кружок. Занятия, а скорее просто
вечера, вела наша местная поэтесса Надежда Коган. Она делала это
удивительно ненавязчиво. Мы собирались в небольшом уютном зальчике, пили
чай, просто разговаривали. Помню, как мне было стыдно, когда речь зашла об
Антуане де Сент-Экзюпери. В то время я его ещё не читала и наивно спросила,
кто это такой. Коган, всегда такая мягкая, повернулась и отвесила мне в
сердцах: "Тундра нецарапанная!" Ужас! Я немедленно нашла в библиотеке
книжку.
Основы игры на гитаре мне дали Светлана и Владимир Цывкины. К тому же мой
отец играет на гитаре и пишет песни. Но он больше музыкант, чем поэт. Очень
свободно обращается с музыкой, по-свойски: "Так, этот кусок мне не
нравится, сейчас мы его выкинем, здесь нужен совсем новый мелодический
ход". Я так вольно с музыкой обходиться не могу. Я её чувствую, вижу,
купаюсь в ней, но вот так взять и перекроить всё музыкально не умею.
Когда я поступила в институт и переехала в Москву, друзья совершенно
случайно притащили меня в рок-кабаре Алексея Дидурова. То, что он мне
говорил о ритме, рифме, слоге, выражении жизненной правды в песне,
меня очень изменило. С этого момента для меня начинается иной период
творчества. Период трудной, иногда изнурительной работы над
текстом, первой радости понимания и изменения себя через песню. Я поняла,
что нужно делать, научилась куда точнее выражать то, что я хотела сказать.
Как правило, мои песни абсолютно биографичны. Они написаны о реальных
людях, ситуациях и обо мне, какой я себя в тот момент чувствовала. А
литературный образ -- только возможность выразить то, что ощущаю. Часто это
просто изобразительный приём. Скажем, был у меня очень тяжёлый период в
жизни, было очень больно. Я возвращалась в Москву полуночной электричкой.
Вымотанная не столько ночной дорогой, сколько этой болью, входила в дом с
одной только мыслью: как можно скорее лечь спать. Сажусь пить чай, думаю о
чем-то потустороннем... Контуры предметов начинают теряться при свете
ночника... И тут за 20 минут пишется "Пугало". "Романтика" -- скажете вы. Да
нет, случайность материализовавшейся мысли, за которой уже не разглядеть
боли ночных переездов, тяжести раздумий... Просто есть
только что народившаяся песня, вместе с появлением которой возвращается и
радость бытия. Это как воскресение или перерождение, если хотите.
Иногда возникшее музыкальное решение переворачивает всю песню, поскольку
появляется иная смысловая концепция. Положим, было очень лирическое начало,
стихи диктовали мелодию в стиле романса. И вдруг накладывается блюзовый и
чуть ли не роковый вариант музыки. И он переворачивает всю песню, уже
написанные строчки меняются по окраске, эмоциям. Появляется сарказм.
Из двадцати песен, которые я успела написать, считаю удавшимися не более
пяти. Любимая песня? Но такая лишь на время -- самая-самая. Вчера какая-то
из них была моей верхней планкой, через которую я не могла перепрыгнуть.
Потом эта планка оказывается преодолённой, и песня перестаёт быть не только
любимой, но даже увлекательной. Иногда хочется её переделать, сделать ярче,
дотянуть. Но тронешь -- и всё разваливается.
Хотела бы я, чтобы мои песни исполняли со сцены? Не знаю даже... С одной
стороны, боюсь отдавать их в чужие руки. У меня был настоящий шок, когда я
впервые услышала, как мою песню исполняет кто-то другой. Я испытала и
изумление, и гордость, и раздражение -- какой-то просто сумасшедший сгусток
эмоций. В моих песнях есть моменты очень откровенные и очень сокровенные. А
чужое исполнение -- это как проникновение постороннего в мою личную жизнь.
А с другой стороны, если исполнитель талантлив, это уже другая песня, новая
форма жизни.
Наверное, я счастливый человек: избалована обществом глубоких,
интересных людей. У меня прекрасные, чуткие родители, которые много мною
занимались. Мне повезло с учителями. У меня есть любимые авторы -- Татьяна
Дрыгина, Елена Казанцева, Ольга Качанова, Григорий Данской, но я не
ограничиваю свои пристрастия авторской песней. Я слушаю многое -- от Эллы
Фицджеральд до "ДДТ". Люблю блюз, джазовую музыку. Думаю, это накладывает
отпечаток на музыкальные решения моих песен.
Профессионально заниматься песенным творчеством я не хочу, но это для меня
и не хобби. Это гораздо больше -- сама жизнь, способ выражения себя,
потребность и необходимость. Я учусь на факультете филологии, могу в
будущем заняться журналистикой или редактурой, преподавательской
деятельностью. Я не загадываю, потому что могут быть и другие варианты.
Какой-то мечты у меня нет. Я по характеру созерцатель. Мне нравится
наблюдать и анализировать. Знаете, как у Ричарда Баха: "Не имейте иллюзий --
не будет разочарований". Может быть, именно поэтому в финале "Пугала" после
счастливого вроде бы появления принца появляется неоднозначное: "...И
станем мы спина к спине, чтобы пугать ворон".
ЧУЧЕЛО
Припев:
Я чучело, я пугало
Непонятное,
Судьбою я поругана
И запятнана.
Пугать ворон -- вот мой удел,
Пугаться отражения
И всё стоять, стоять без дел
Без всякого движения.
И всё стоять без личных дел,
Без лишнего движения.
Стою и рукавом машу,
Беззубый скаля рот,
А вдруг меня копьём проткнёт
Случайный Дон Кихот.
Вдруг, спутав с мельницей, проткнёт
Безумный Дон Кихот.
Стрелой Эрота то копьё
Мне сердце разобьёт,
И пусть смеётся бобыльё,
Пусть с зависти помрёт.
Позеленеет бобыльё,
От зависти помрёт.
Припев:
Когда дожди не сходят с плеч --
Давно пора в сарай.
Помыть бы чайник, в сено лечь --
Вот это был бы рай!
Помыть бы чайник, в сено лечь --
Вот это был бы рай...
Но все забыли обо мне,
Стою одна в саду,
И греюсь мыслью о весне,
И снова принца жду.
Я греюсь мыслью о весне,
И в гости принца жду...
Пусть он приедет на коне,
"Люблю Вас!" -- скажет он,
И встанем мы спина к спине,
Чтобы пугать ворон.
И встанем мы спина к спине,
Чтобы пугать ворон.
|
*****
Наш двор опять необитаем,
И в землю проросли дома,
Метель их снегом заметает --
Опять зима.
Я снова чувствую сонливость,
Усталость, пустоту в душе,
Мурашки жгутся, как крапива,
И где-то пахнет "Ив Роше".
Припев:
Ведь Вы же меня видели,
Не увидели -- забудьте;
Вы же меня знали,
Не узнали -- не жалейте;
Вы меня любили,
Не любили -- всё сожгите,
И чужими письмами
Комнату оклейте.
Пусть кто-то грубо посмеётся,
А где-то просто не поймут,
Что для меня погасло солнце,
И остаётся страшный суд.
Мне так захочется уюта,
Совсем домашнего тепла,
И я раскаюсь в ту минуту
В том, что зимой от Вас ушла.
Припев:
Ведь Вы же меня видели,
Не увидели -- забудьте;
Вы же меня знали,
Не узнали -- не жалейте.
Вы меня любили?
Не любили...
|
|