Вольный Ветер
Активный туризм
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки  дневник  v_veter@mail.ru
N 38 апрель 1999
Труден путь от Феи в корифеи

Границу отпиской не закроешь

Экспедиция
Одна на краю света

Авторская песня
Я живу только раз, мне бессмертия даром не надо

Споров не возникло

Кстати, о жене французского посла

Вести из ГКФТ
Горная "двойка" или пешеходная "тройка"?

Комментарий президента ТССР И.Востокова

Республика Коми 01.02.99

Соревнования

Люди и горы
Первые русские на Лхоцзе Шар

Итоги чемпионата России по альпинизму 1998 г.

Пути - дороги
Меж двух заповедников

Под шорох шин
С корабля на колеса

Татры доступны всем!

Про туристят
Памиро-алайские записки

Конкурс продолжается!

Экстремальная ситуация
Коварные трещины

Последняя страница
На честном слове и на одном крыле

Рулевой, который не ошибается

Информация
Объявления редакции

Пресса сообщает

Частные объявления

Новые книги

Реклама

каталог : серьезно : экстремальная ситуация : трещины :
Коварные трещины
Евгений Буянов   (С.-Петербург)
ст. инструктор.

Снежный мост. Фото представлено Владимиром Шатаевым Июль 1987 года, Памиро-Алай, Матчинский горный узел, поход 5 категории сложности в рамках семинара высшей туристской подготовки. До этого за 20 лет походов я ни разу не попадал в аварию. Но в тот год казалось, что весь воздух, весь эфир были наэлектризованы от трагических событий, происходящих вокруг нас и в нескольких десятках километрах юго-восточнее, на Памире, в зоне неуверенного приема наших портативных коротковолновых радиостанций "Карат-2М".

Авария на леднике Утрен!..

Авария на перевале Матча-2!..

Погибла группа Москальцова! (Это уже с Памира).

Повышенная лавиноопасность!..

Постоянные предупреждения об опасности и тревожное кружение вертолетов над головой...

А горы улыбаются солнцем, манят чарующим блеском ледников, вершин, перевалов... Горы высокие, крутые, помощнее Кавказа!

Первая "ласточка" аварии посещает нас на подходе к перевалу Щуровского. Замечаю некую неуверенность в ходьбе одного из участников соседней группы... и тут же забываю. А вот врач семинара Саша Крупенчук замечает и реагирует профессионально: после обследования запрещает заболевшему продолжать поход и вместе с ним уходит вниз. Возможный опасный исход был предупрежден, но группы семинара на некоторое время лишились врача. Этот случай -- урок! Мало заметить, надо вовремя прореагировать! Прежде чем проявить свой мерзопакостный характер, авария аккуратно "ходит на ципочках"...

На следующий день в ущелье Джиптык на подъеме к перевалу ОПТЭ мы медленно нагоняли группу Володи М. -- такую же учебно-тренировочную "пятерку", как и наша. Внезапно по цепочке туристов проносится тревожный сигнал: что-то случилось с идущими впереди. Первый возглас: "Нужна аптечка!" Сбрасываю рюкзак и бегу вперед. Возглас второй: "Нужна веревка!" Бегу назад, выхватываю веревку из-под клапана рюкзака и опять вверх, всего-то метров 100--150... Там -- пожар страстей и общая суматоха. Что случилось? По отрывочным, невнятным возгласам начинаю понимать: кто-то упал в ледовую трещину. Выясняю: провалились первые трое в связке, в том числе руководитель группы и два идущих за ним участника. Остальные, закрепив веревку от этой связки, бросили в трещину конец другой веревки и спешно готовятся вытаскивать Асю, которая шла второй. Конечно, сначала надо вытащить девушку, за девчат страшнее всего! Что там внизу, в трещине, неясно, и общая торопливость частично вызвана желанием прояснить обстановку, ведь хуже всего неизвестность!

Запомнились мельтешение, хаотичность наших тогдашних действий. Лихорадочно соображаю: "Взять руководство на себя?... А ты хорошо понимаешь, что случилось и что надо делать? Может, кто-то из участников, присутствовавших здесь с самого начала, лучше чувствует обстановку?.. Кроме того, Гарик (Георгий Николаевич Худницкий, руководитель нашей группы) старше и опытнее, сейчас и он будет здесь..." В конце концов решаю не проявлять руководящей активности, чтобы не навредить, а просто помочь действиями "в общей струе". К краю трещины не подходим -- не только из-за опасности срыва, но и чтобы не сбросить вниз, на головы товарищей, куски льда и снега. Переговоры с сорвавшимися затруднены: их голоса еле слышны.

На секунду взгляд задерживается на зеленой веревке, лежащей на снегу и закреплённой посередине на ледобуре. Один ее конец "не при деле", а второй уходит в трещину. Это связочная веревка провалившихся, на которой они повисли, а вытаскивать их собираются другой... Есть ли страховка? Кажется, нет... Впрочем, она, наверно, не нужна: основная веревка выдержит... И здесь опять не было реакции на обстановку, а может, замедление реакции.

Впятером тянем Асю изо всех сил. Веревка идет сначала легко, потом заметно тяжелее, глубоко врезаясь в снег. Но постепенно вытягиваем и вот уже голова Аси появляется из трещины...

Внезапный хлопок! Рывок!!! Мы валимся назад. Ася опять исчезает в трещине, проваливаясь вторично!

Что случилось!? Оборвалась основная веревка? Нет, она цела! Но на ее узле вместе с карабином и ледорубом висит оторванный кусок Асиной самостраховки из толстой 25-миллиметровой стропы. Ася пристегнулась к связочной веревке через эту петлю, на конце которой висел ледоруб... Тогда среди многих бытовало представление, что такая толстая стропа очень прочна. Однако практика показала, что в реальных условиях нагружения эта стропа в 2--4 раза уступает по прочности основной 10-миллиметровой веревке. Позже кто-то из туристов сказал, что на перегибе трещины ледоруб зажало между склоном и веревкой, а стропа прошла по зубчикам. Её достаточно чуть-чуть подрезать, чтобы уменьшить прочность в десятки раз! Кроме того, ледоруб на перегибе создал дополнительное сопротивление, мы рванули изо всех сил и стропа не выдержала!

Дальше работа налаживается. Беру на себя организацию страховки. Надо было сделать это сразу! Расчищаю лед, надежно заворачиваю ледобур, продеваю свою веревку и закрепляю ее через тормозную шайбу. Теперь медведя удержу! Спускаем в трещину страховочную веревку, проверяем закрепление внатяг... Две минуты -- и Ася наверху! Совершенно целая и невредимая после двух падений.

Также быстро вынимаем Сашу. Он внешне тоже "в порядке", но чувствует некоторые последствия ушиба таза. Последним извлекаем Володю. У него голова в крови от ударов об лед и падения сверху кусков льда. Коля, наш медик, обрабатывает рану.

Как выясняется, при подъеме из трещины Ася сначала не отцепила связочную веревку от Володи и, вытягивая девушку, мы потянули вверх и Володю. Потому-то веревка и шла так тяжело: на ней были двое. При обрыве петли Володя и Ася провалились на ту же глубину, что и при первом срыве: упасть глубже не дала закрепленная наверху связочная веревка. Конец её мы не догадались выбирать при подъёме (она послужила бы страховкой) и это, конечно, было нашей ошибкой.

При втором подъеме и внизу, и наверху все сработали правильно: Ася отстегнула узел связочной веревки, пристегнула к себе и страховочную, и подъемную веревки. Поодиночке мы вытащили ребят без особых усилий. Конечно, допущенные ошибки частично объяснялись психологическим шоком и недостатком информации у тех, кто находился наверху: знай мы четко, как внизу соединены участники, мы бы действовали лучше... Очень тяжелый и неравномерный ход веревки при вытаскивании -- плохой признак! Значит, что-то "не так".

Застраховавшись, подползаю к краю трещины и заглядываю вниз. Впечатляет! Колодец диаметром около метра, почти полтора метра снега, а затем ледовая расщелина, на глубине 6--7 метров непроглядно темная. Коварная штука! И очень опасная!

Возникает спортивное желание "порыться в брюхе" у трещины. Изъявляю готовность слазить вниз за оставленным в ней рюкзаком Володи. Но у Гарика другое мнение: поход учебный и надо дать возможность поработать молодежи. В трещину "делегируется" Дима Балыбердин, я его подстрахую. Красивый высокий парень, однофамилец известного альпиниста. Рюкзак быстро достали. В качестве "сувенира" ледник Щуровского получил зеленую каску Володи, которая провалилась очень глубоко. К сожалению, в момент срыва она находилась не на голове, а на рюкзаке и при падении оторвалась... Да, каску надо надевать не только на камнепадоопасных участках, но и везде, где возможен срыв с опасным падением: на крутых склонах, при движении по леднику с трещинами, на переправах через реки...

Трещина была на перегибе ледового склона, хорошо прикрытая снегом, практически невидимая. Володя спокойно перешел ее и остановился, просматривая дальнейший путь. Вслед за ним трещину перешла Ася. Вся группа из семи человек шла, связавшись одной веревкой. Третьим шел Саша, пристегнувшийся к веревке скользящим по ней карабином. Конечно, при таком нежестком способе закрепления идти легче -- меньше "дерганий" между участниками. Но я в своей практике такой способ никогда не применял и другим не советую, поскольку при срыве партнёра участник, пристёгнутый к веревке скользящим карабином, не сможет эффективно удержать напарника.

Провалился третий -- Саша. Он сдернул за собой Асю, а та -- Володю. Все трое рухнули в трещину на глубину до 8 м. От дальнейшего падения их удержали связочная веревка и заклинивание рюкзаков между ледовыми стенками. Идущих следом четверых участников не сдернуло рывком, поскольку они находились ниже по склону...

Гарик на дневной связи сообщил о случившемся руководству семинара. Наш медик явно перестарался, вколов Володе 5 мл димедрола. Володя стал очень вялым и едва не засыпал. Идти сам он не мог. И после разведки пути по леднику мы начали спускаться, неся Володю на себе. Это была тяжелая работа и преодоление ледника отняло весь остаток дня.

За ужином Ася уже со смехом рассказывала, как растерялась в момент срыва и как сразу приободрилась, поняв, что в трещине она не одна, а "в коллективе"... Уже несколько "привычными", "обыденными" были ее впечатления от второй "прогулки" в глубину ледника.

Ночь выдалась холодной, да ещё большая часть теплых вещей остались наверху, у девчат нашей группы. Коврик и пуховка у меня были, а роль импровизированного спальника выполнял рюкзак, натянутый на ноги...

На следующий день Володе стало значительно лучше (действие димедрола и стресса закончились), он уже шел сам, почти без поддержки. Во второй половине дня, дойдя до кошары, мы договорились о дальнейших передвижениях: группа Володи, используя нанятых лошадей, должна добраться до промежуточной точки наших маршрутов -- кишлака Зардалы. Мы идем туда же через перевалы ОПТЭ и Матча-1. Группы разделились. Пройдя чуть выше по ущелью, мы увидели, как к кошу спланировал вертолет. (Кто-то перехватил наши радиопереговоры и сообщил пилотам санитарного рейса о нашей аварии.) Вертолёт забрал Володю и еще двух участников. Ася, боевая девушка, улетать не захотела -- её не смутили два срыва в трещину и она продолжила поход. Приятно ходить с такими людьми! Четверо участников Володиной команды вышли в Зардалы и продолжили поход вместе с нами. Авария нас сдружила, мы интересно прошли несколько перевалов в районе плато Космонавтов, купались в горячих источниках Янгидавана. Маршрут прошли благополучно. Последствия аварии были ликвидированы ценой некоторой "скомканности" походов двух групп и схода трех участников с маршрута. Замечательно, что ни слова, ни чувства упрека между нами не пролегло...

Для руководителя нашей группы Гарика Худницкого (многолетнего председателя горной комиссии федерации туризма Ленинграда) ледовые трещины были старыми "приятельницами". Про него даже ходила байка, что в каждом походе он "традиционно" падает в трещину. Мои совместные с ним походы подтвердили правильность этой "шутки". В 1978 году на леднике Бодхоны в Фанских горах через видоискатель фотоаппарата я увидел его исчезновение в ледовой трещине. Через три минуты мы его вытащили мокрым, как из-под душа... В 1980 году в Заалайском хребте (Памир) я с партнерами удержал его при падении в опасную трещину ледника Кок-Киик. Трещина имела ширину около метра и пересекала весь ледник -- от края и до края, более километра. Под снегом её не было видно и лишь у краев чуть просматривались окончания. Волнистыми стенками отполированного, монолитного льда она уходила вниз на несколько десятков метров...

Я, поверьте, ребята, не трушу --
Падать в трещину -- плёвое дело,
Ну, веревочкой выдернет душу
На минуту из праздного тела,
А потом струи талой водички
По спине потекут между прочим...
До чего же доводит привычка --
Что поделать, коль хочется в горы!

Трещина под снегом очень коварна. Бывает, она вроде бы хорошо просматривается и ее легко перешагнуть... Вот так я легко перешагнул трещину при подъеме на перевал Гарваш (Центр. Кавказ) в 1984 г. Повернувшись назад, я увидел, как следующий участник недоступил в мой след буквально на полступни и моментально провалился в трещину! К счастью, его рюкзак заклинило на глубине около двух метров и он повис на лямках. Срыв был очень опасен: я знал, что в тех же местах был случай, когда альпиниста, провалившегося в сужающуюся трещину, заклинило так, что несколько десятков человек наверху не смогли его спасти от смерти из-за асфиксии (сдавливания) и переохлаждения... Провалившегося мы быстро и благополучно вытащили. Конечно, для руководителя группы должны быть одинаково дороги жизни всех участников. Но я испытал особые чувства: в трещину сорвался мой отец! В результате моей недоработки, как руководителя группы...

Какие же советы можно дать тем, кто выходит на разорванный ледник? Если трещины на нем присыпаны снегом, то связаться надо сразу же! Лучше это сделать чуть раньше, чем "чуть позже"! Обвинять кого-то в перестраховке здесь нельзя: слишком велик риск тяжелого исхода. Каждый вправе не попросить, а потребовать, чтобы его безопасность была обеспечена коллективными действиями. И если требование не будет выполнено, вправе остановиться. Это не будет нарушением дисциплины. А вот пренебрежение безопасностью участников, даже под прикрытием "демократического большинства" ("все остальные же считают, что связываться не надо"), безусловно, будет нарушением.

Если вы прощупали край трещины и "доступили" правильно, не особенно рассчитывайте на то, что и другим повезёт: они могут не доступить. В частности, у девушек шаг короче. Если через скрытую трещину прошел один, это еще не означает, что перейдут остальные: провалиться может и второй, и третий, и последний (такие случаи бывали). Протоптанная в снегу на леднике тропинка еще не гарантирует от срыва в трещину: днём снежный мост может подтаять и не выдержать новой нагрузки...

Участники часто вовремя не связываются по самым различным причинам: просто леняться доставать снаряжение, действуют по инерции, не хотят замедления ходьбы (возникающего при связывании), недооценивают опасность, не получают своевременного указания руководителя... Тот же перед выходом на закрытую часть ледника должен психологически и технически подготовить участников к иному способу движения -- к движению в связках: предупредить утром о подготовке снаряжения (чтобы обвязки и карабины не оказались на дне рюкзака), заранее указать на приблизительное место связывания и остановить группу там как бы на отдых и для связывания... Все участники должны иметь навыки действий в случае срыва партнера, отработанные на тренировках в различных ситуациях (на подъеме и на спуске, когда партнер идет впереди или сзади, на конце веревки или в середине связки, при большой или малой слабине связочной веревки и т.п.). Движение по закрытому леднику характерно уже для горных походов 2 категории сложности. Иногда оно необходимо даже в "единичках", поэтому обучать этому надо даже новичков.

Помните: одновременное движение в связке не всегда может эффективно обеспечить безопасность (в частности, удержать при падении в трещину). Оно может привести к тяжелым последствиям при срыве более одного участника, при нежестком закреплении на связочной веревке, при срыве участника, находящегося ниже по склону (как в описанном случае: один сдернул двух), при срыве на открытом льду, на крутых слонах, при срывах с большой слабиной веревки на большую глубину и т.п. Реально оценивайте опасность и в рискованные моменты вовремя изменяйте технику: применяйте попеременную страховку и перила, искусственные точки опоры (ИТО -- ледобуры, ледоруб в уплотненном снегу...) и др. Вообще говоря, любой технический прием, даже с виду достаточно простой, еще не освобождает от необходимости думать и принимать решения, исходя из конкретной обстановки, особенностей рельефа, опыта, подготовленности участников и снаряжения...

Альпинисты обычно по закрытому леднику ходят двойками и тройками. Горные туристы, как правило, нагружены больше и это затрудняет действия по задержанию сорвавшегося участника не только из-за его большего веса, но и из-за большей скованности, несколько замедленной реакции человека, нагруженного тяжелым рюкзаком. Поэтому горные туристы часто связываются тройками и четверками, а иногда и большим числом участников на кратковременных переходах, исходя из обстановки. (Только не на крутых участках, где срыв одного часто приводит к срыву всех; такие случаи, увы, бывали неоднократно. -- Прим. ред.) Вдвоем или втроем, конечно, легче удержать одного. Надо стараться двигаться над скрытыми снегом трещинами перпендикулярно их возможному направлению. Это предохраняет от одновременного проваливания нескольких участников связки, идущей вдоль трещины.

Ледник становится заметно более опасным в середине и в конце жаркого дня, а также после дождя из-за подтаивания снежных мостов. Вспоминаю сильно разорванный ледник Дорофеева (Памир, 1988 год): заночевав на нем, мы утром вышли "по холодку" и сразу ощутили, насколько увеличилась прочность снежных мостов, подмороженных ночью.

О применении снаряжения. При реальной опасности падения в трещину надевать КАСКИ обязательно! Крепление её должно быть надежным и удобным (если каску можно сорвать с головы движением руки -- крепление не годится, её так же легко сорвет при срыве). Широкий РЮКЗАК повышает безопасность при движении среди трещин, поэтому снимайте его на леднике пореже. Подснежные трещины и пустоты ведущий участник легче обнаруживает и чувствует, если пользуется ЗОНДОМ -- длинным альпенштоком или альпинистской (лыжной) палкой со снятым кольцом. Правда, при этом несколько замедляется скорость движения. Длинный альпеншток длиной до вашего роста при правильном использовании может заметно повысить безопасность ведущего: при срыве держатся за альпеншток, уложив его на склон перпендикулярно трещине (конечно, применение альпенштока не избавляет от необходимости связывания).

Я встречал туристов с очень разным отношением к ледовым трещинам: от откровенно боязливого до опасно-пренебрежительного. Обычно у групп со среднем уровнем подготовки отношение вполне нормальное, уважительное и спокойное. А вот у некоторых достаточно искушенных групп, прошедших не один сложный ледопад, наблюдалась явная недооценка опасности ровного закрытого ледничка. Заметьте, при хороших знаниях о этой опасности...

в начало  оглавление N 38

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU