С корабля на колеса
Ренат Шаймухаметов.
Многим велотуристам не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда
дороги выводили их к реке, где и заканчивались тупиком; приходилось
разворачиваться и выезжать обратно уже пройденным путём. А ведь реки --
это тоже дороги, только водные. Возможно ли совместить велопробег с водным
сплавом? Оказывается, да! С 1 по 9 мая 1998 года мы провели по дальнему
Подмосковью такой поход под названием "Велокатамаран". Маршрут его состоял
из трёх этапов велопробега и двух сплавов на участке между ними. Группа
состояла из двух членов московского велоклуба "Каравана", опытных
велотуристов: Сергей Денисов (он ещё и байдарочник со стажем) и я.
Такой комбинированный способ передвижения позволяет прокладывать маршруты
практически в любые, даже незаселённые районы, максимально
"слиться" с природой и избежать жесткой привязки ниток маршрутов к
населённым пунктам. Однако для веловодного похода снаряжения требуется
гораздо больше. К тому же мы хотели избежать "счастливой" возможности
ночевать где-нибудь в лесу или у реки в велотрусах, накрывшись велосипедом,
положив под голову катамаран, чтобы его не снесло течением (к сожалению, у
нас есть печальный опыт подобных приключений). Поэтому проблема
экономии веса при подготовке похода была первостепенной. Продуктов с собой
взяли только на первые два дня, потом докупали в пути. У меня был
велосипед "Старт-шоссе", у товарища -- "Велотрек-970". Для сплава по
спецзаказу был сшит легкий (6 кг) двухместный катамаран, очень компактно
складывающийся и легко умещающийся на багажнике, -- два баллона по 3,7 м
длиной и 30 см диаметром. Каркас делали на месте из подручного
материала, как и вёсла (рогатину обтягивали парусиной). В итоге бивачное и
сплавное снаряжение весило 15--20 кг на человека, что, конечно, повышало
требования к мастерству, физической подготовке и выносливости участников.
Кстати, этот девятидневный поход обошёлся нам менее 300 рублей на двоих.
Стартовав от города Гагарина, мы взяли направление на Вязьму и проехали 103
км до реки Угры. Причем первые 5 км плутали без дороги через
лес, по еле заметным тропинкам, лишь потому, что неправильно поняли местных
жителей, указавших нам кратчайший путь на магистраль. Ночевали под мостом
недалеко от пос. Знаменка.
Подъем в 6 утра -- и за постройку катамарана. С этим мы справились за два с
небольшим часа. Затем началась сплавная часть маршрута. Вначале проплываем
два населенных пункта, а потом по берегам начинается просто
сказочный пейзаж. Лес здесь подступает вплотную к реке. Интенсивно работаем
веслами, не забывая отслеживать пройденное расстояние по карте. К вечеру
заморосил дождь, и мы решаем встать на ночлег. Сделать это не составило
никаких проблем -- лес рядом с рекой, дров полно, вокруг мягкая моховая
подстилка. Уже отходя ко сну, заметили, что у нас, заядлых велосипедистов,
болят мышцы живота и рук. И неудивительно, ведь плыли сегодня без обеда и
за семь ходовых часов прошли около 30 км.
Утром продолжаем сплав. Река расширяется. Опять моросит дождь, да
ещё и с ветром, но мы не обращаем внимания на непогоду, продолжаем плыть,
поддерживая взятый на старте быстрый темп движения. Байдарочники, уже
вставшие на стоянку, кричат нам с берега: "Молодцы!" На реке ветер нагнал
барашки, катамаран раскачивается, вдруг с треском рвутся связки поперечин
каркаса. До берега метров 50. Но мы успели дотянуть до него -- страх за
сохранность велосипедов утроил наши силы. Становимся на ночлег под
Болошково.
С утра разобрали катамаран, пересели на колеса. И снова в путь -- по
грунтовке до Федотково, далее по тракторной дороге в село Песьково.
Оттуда дорогу до дер. Нов. Лука уже пришлось узнавать у местных жителей.
Когда я в велошлеме и в велотрусах спрашивал об асфальтовом шоссе у ребят,
вышедших мне навстречу из избы, те были так поражены увиденным, что никак
не могли понять, как в их болоте могли очутиться велосипедисты. Однако
направили нас по единственному проселку на дорогу Р132.
Едем по местам боевой славы, где во время Великой Отечественной
разыгрывалась трагедия попавших в окружение войск. Недалеко от обочины
видим проржавевшую каску с проросшей сквозь нее березкой, мотки колючей
проволоки. Держим путь на Мосальск. Ночуем на берегу речки Перекша, не
доезжая до села Родня.
На следующий день ехать приходится все время против ветра, но стремлюсь
держать скорость 24--27 км/час, Сережа тоже старается не отставать.
Мосальск, Шалово, Мещовск, Кудринская. Вечером въехали в Козельск. Под
дождём промокли насквозь. Ночуем недалеко от музейной зоны "Оптина Пустынь"
в сосновой роще. Костер, чай -- чего еще можно желать после напряженного
дня?
Прощай, стоянка с удивительным мхом, светящемся ночью от прикосновения! Мы
начинаем сплав по Жиздре. Встречаем по берегам необычные трехпалые следы
редкого зверя выхухоли: в пойме реки много озер-стариц, в которых
водится это занесенное в Красную книгу животное. На реке много крутых
поворотов, часто встречаются завалы, но несплошные. Постепенно берега
становятся выше, появляются сосновые боры, много песчаных пляжей. Весело
работаем веслами, уже и мозоли на руках, но мы этого не замечаем -- быстрое
течение не даёт расслабиться. В одном из сосновых боров в 6 вечера
останавливаемся на ночлег. Наша поляна усеяна синими цветами сон-травы (или
прострела).
Утром продолжаем сплав по Жиздре до села Ильинского, около которого на
одном из песчаных берегов разбираем катамаран. Дальше едем на
велосипедах, держим привычную скоростью 24--27 км/час. Ночуем у речки
Бол. Колодня в глухом орешнике. Неделя похода позади.
Утром с попутным ветром едется веселее. Скорость хорошая, уже к обеду
влетаем в Тулу.
Музей-усадьба Ясная Поляна. Купаемся в среднем пруду парка,
осматриваем усадьбу, гуляем по аллеям, стоим у ухоженной могилы.
Через речку Воронка выезжаем на магистраль. Дальше проезжаем Щекино,
Советск, Липки, Киреевск. Началась земля шахтеров. Прямо горы --
сплошь подъемы и спуски; машин на дороге практически нет. У Богородицка
находим место для ночлега. Считаю, что дальше ехать не стоит: начинается
скучная степь, а в запасе остается всего лишь один день до выхода на
работу.
На девятый день похода разделяемся. Сережа едет на Куликово Поле, а я
поворачиваю на Каширу по магистрали М4. Опять еду при встречном ветре,
выкладываюсь изо всех сил от Товарковского до ст. Кашира. Поход
закончен. Всего мы прошли 860 км, из них по рекам 107.
Если вам, дорогие читатели, понравилась идея совмещения велопробега и
сплава, клуб "Караван" приглашает вас принять участие в таких походах.
Звоните автору статьи по дом. тел. (095) 384-68-37.
|