Шурави в стране счастья.
Антон КРОТОВ
Относительно недалеко от Москвы, за рекой Пяндж, находится удивительная
дружелюбная страна, которую можно назвать настоящим туристским раем --
Афганистан. Здесь честные и добродушные люди, дешёвая и вкусная еда, чистые
реки, красивые горы высотой до 6729 м (Гиндукуш); местные жители не
обманывают и не воруют. Российские и прочие туристы тут практически
полностью отсутствуют, хотя по богатству пейзажей и чудес эта страна не
имеет себе равных. Добраться сюда не сложнее, чем на Памир; виза
выдаётся всем желающим за $30.
Для неискушённого обывателя слова "Таджикистан", "Афганистан"
-- слова страшные, при их произнесении чудятся вооружённые бандиты,
наркокурьеры, похищения людей, звуки выстрелов и крики раненых. Но всё это
можно увидеть только на экране телевизора! В реальной жизни Кабул
безопаснее Москвы, и при соблюдении простейших мер предосторожности вы
получите незабываемые впечатления и, возможно, захотите продлить афганскую
визу и остаться здесь подольше!
Ежегодно МИД России публикует список стран, НЕ рекомендованных для посещения
россиянами. Афганистан уже много лет входит туда. Но для нас, членов
московской Академии вольных путешествий (АВП), это -- лучшая рекомендация!
Ведь другие страны "чёрного списка" -- Ангола, Пакистан, Судан,
Таджикистан, Эфиопия, посещённые нами, оказались одними из
лучших стран мира для вольных путешественников. Во всяком случае,
путешествовать в них приятнее, а народ симпатичнее, чем в Египте, Индии и
иных "раскрученных" стран массового туризма. Разница -- преогромная!
Пятеро участников нашей поездки в Афганистан -- москвичи А.Кротов, С.Лекай,
К.Степанов, питерец В.Шарлаев и вологжанин С.Браславский -- пересекли
Пяндж 27 июля 2002 г. За месяц мы объехали страну почти по периметру,
побывали во многих городах, известных из песен "воинов-интернационалистов":
Кундуз, Мазари-Шариф, Пули-Хумри, Кабул, Газни, Кандагар, Герат,
Шибарган... Никакой ненависти и вообще неприязни к "шурави" (как и к трём
не-мусульманам среди нас) замечено не было.
КАК ДОЕХАТЬ
Из России проще всего добираться через Таджикистан, оттуда из пос. Нижний
Пяндж на катере, который ходит по рабочим дням как минимум раз в сутки.
Проезд стоит $12,5, перевозка сотрудников ООН -- $5, так что если хотите
сэкономить -- запаситесь соответствующей справкой!
Внимание! Через узбекско-афганскую границу по "Мосту дружбы" (Термез --
Хайратон) вольных путешественников не пропускают, лишь сотрудников и грузы
24-х международных организаций, названных в списках у пограничников. НЕ
ездите в Термез и Хайратон с целью перейти границу -- просто потеряете
время!
Внутри страны в любой большой город можно доехать автостопом, машин
довольно много. Есть и автобусы, и такси, а на плохих дорогах --
грузовики, выполняющие роль грузопассажирских автобусов. Широко
распространена езда в кузовах. Любая машина, даже предельно загруженная,
может взять ещё, как минимум, одного человека. Только
дорогие джипы многочисленных гуманитарных миссий почти не "стопятся".
Основная автодорога -- Мазари-Шариф -- перевал Саланг -- Кабул -- Кандагар
-- Герат. За день по ней можно проезжать по 300--400 км. Из Мазари-Шарифа
до Герата дорога плохая (800 км, грузовики проходят за 5 суток). Есть и
другие дороги.
Всегда при посадке обговаривайте вопрос оплаты; в противном случае будьте
готовы пожертвовать некий "бакшиш" в денежной или натуральной форме.
Помимо автотранспорта, существует и авиационный. Самолёты единственной
афганской авиакомпании "Ариана" летают из Кабула во все основные города
страны, обычно 1--2 раза в неделю. Но это дорогое удовольствие: так,
например, перелёт из Кабула в Герат стоит $150.
Почтовые отделения есть в каждом центре провинций. Письма за рубеж
стоят примерно $0,4 и доходят за два месяца. Мы обнаружили очень дешёвые
государственные телефоны на главпочтамтах Мазари, Кабула,
Кандагара, Герата. Звонок в Россию стоит всего $0,7 за минуту, в Европу и
того меньше -- $0,5. Все цены указаны в долларах, а платить можно и в
валюте, и в афгани по текущему курсу. Напротив, из Москвы в Афганистан
позвонить невозможно, ни по коду, ни по заказу (лето 2002 г.).
Интернет весьма мало распространён в Афганистане,
найти его нам нигде не удалось.
Также здесь бесполезны кредитные карточки;
сюда ещё не проникла система "Western Union";
невозможен обмен Трэвэл-чеков.
Местные банки не занимаются обменом валют, зато заплатить долларами можно
практически за любой относительно дорогой товар.
Цены в Афганистане низкие, сравнимы с ценами в Иране, Пакистане,
Узбекистане. Самый дешёвый город -- Мазари-Шариф; наполовину дороже --
Кабул и Герат; ещё дороже -- Кандагар. Самая дорогая еда, лепёшки,
газировка и прочее -- в мелких удалённых от цивилизации деревнях. Там и
ассортимент меньше, чем в городах.
АФГАНСКАЯ АРИФМЕТИКА
Страна А., как мы называли Афганистан, -- родина многочисленных чудес.
Первое чудо -- денежное. На момент нашего визита афганские деньги -- афгани
-- существовали двух видов: "давляти" и "джумбаши". Купюры разных видов
одного номинала выглядят практически одинаково, разницу сперва и не
различить; но 1000 "давляти" = 2000 "джумбаши"! Афганская торговая
арифметика сперва вызывает у приезжего недоумение:
-- Почём арбуз?
-- 10 тысяч.
Я протягиваю одну хрустящую 10-тысячную бумажку и получаю арбуз, а
также сдачу -- одну такую же хрустящую свежую 10-тысячную бумажку.
Спасибо, всё правильно. Просто продавец назвал цену в "джумбаши", а я дал
купюру "давляти", тот сразу это просёк и дал мне 10-тысячную "джумбаши"
на сдачу!
Или вот такая задача. В пачке денег -- 50 тысячных купюр и 50
пятисоток. Сколько будет всего? Оказывается, смотря где! В Кандагаре --
75, а в Мазари-Шарифе -- уже 100 тысяч! Такова афганская арифметика. Просто
"джумбаши" распространены больше на севере страны, но есть только в двух
номинациях -- 1000 и 10.000; "давляти" бывают также 500 и 5000. 5-тысячная
южная купюра, проехав в вашем кармане через тоннель Саланг, автоматически
превращается в 10-тысячную. С соответствующим ростом покупательной
способности!
На 1 августа 2002 г.: $1 = 40.000 афгани "давляти" или 80.000 афгани
"джумбаши". 10.000 "давляти" = 8 р. (соответственно 10.000 "джумбаши" =
4 р.).
Обмен денег происходит у менял на базаре. Они видны издали, ибо имеют перед
собой мешки, коробки, ящики с огромным количеством купюр. Если вы
обменяете, например, $50 и вам дадут тысячными, самыми распространёнными,
бумажками -- это будет аж 40 пачек по 100 купюр в каждой! Зато меняют без
обмана. Принимаются пакистанские рупии, иранские риалы, доллары и другие
виды валют.
ГОД 1381
Сейчас по афганскому календарю 1381 г. И действительно, порой ощущение
такое, что вернулся в прошлое. Афганистан -- последнее место в мире, где
сохранились настоящие караваны верблюдов -- не наряженных для туристов, а
обычных грузовых верблюдов, скажем, везущих фрукты на базар из
Мазари-Шарифа в Пули-Хумри. Здесь до сих пор остались ремёсла, кузнецы и
гончары, продающие свои изделия не на потребу коллекционерам, а для самого
обычного употребления. Или обмолот зерна: два осла и санки-волокуши,
гружёные камнями, ходят кругом вокруг копны сена, и поднявшийся ветер
отделяет солому от зерна. Впрочем, есть и водяные мельницы. На улицах
городов вместо нашего привычного "Автолайна" -- маршрутные кареты. Проезд
стоит 1000 "джумбаши" (40 копеек). На выезде из городов -- вереницы телег,
верблюдов и повозок среди расписных грузовиков, мерседесов и КамАЗов.
И рядом -- современная жизнь: фотосалоны "Коника" и "Кодак" рядом с
архаическими ящиками старинных фотоаппаратов, женщины в чадре и старики на
ослах, мобильные телефоны и бодибилдинг-клубы в Мазари-Шарифе и в Кабуле, и
неподалёку возле почтамтов устроились писари (большинство людей неграмотны,
умение писать и читать -- редкое и хорошо оплачиваемое искусство).
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАЙ
Старое не значит "плохое" -- так рассуждают многие афганцы. В стране
очень много того, что нам кажется устаревшим, ненужным. Взять,
например, автомобили. Советские старые "Волги", "Жигули", КрАЗы, УАЗы, ГАЗы
и прочие, попав в эту страну, живут тут ВЕЧНО! Афганистан
можно назвать автомобильным раем!
Конечно, для жизни в этом раю машины проходят некоторую
подготовку. У легковушек выдирают крышку багажника, чтобы сажать туда
людей и ставить грузы. Да, люди здесь ездят и внутри, и снаружи, и сверху,
и в багажниках, причём четверо взрослых или шестеро подростков, стоящих в
багажнике и держащихся за крышу -- это нормально, это ещё не предел.
На крыше легковушки должна быть железная решётка --
верхний багажник, вернее пассажирник, чтобы сажать людей и туда. Если
машина -- ГАЗик или УАЗик, люди садятся и на фары, по одному на каждую; у
"Волг" или "Жигулей" это, к сожалению, невозможно. И вот одна
старая горбатая машина 40-летней давности, мятая, осевшая на задние
колёса, везёт довольно шустро по улицам древнего Мазари-Шарифа 10,
15, а то и 18 человек! Если понадобится, то и 20,
особенно если это "Волга-универсал". Бывает, что на машинах даже написано:
"Old is gold": старое -- золото!
А грузовики! Грузовик -- это вообще машина бесконечной вместимости.
Действительно, невозможно представить полностью забитый КамАЗ или грузовой
УАЗик, а раз так -- любое, любое число людей в нём возможно! Российский
"гаишник", окажись он в центре Мазари-Шарифа или любого афганского города,
схватился бы за сердце и упал замертво.
Есть и телеги, и кареты. Особенно много карет было в Кундузе, где они
выполняли роль городских маршруток. Но здесь город поцивильнее, и
разнаряженные, украшенные по-свадебному кареты, хотя и двигались по городу,
но всё же проигрывали в конкурентной борьбе с вездесущими жёлтыми такси.
Если какая-нибудь старая, добрая машина отжила свой век в так называемом
"цивилизованном мире" -- сделайте ей подарок, не отправляйте её на свалку!
А отправьте в Афганистан, и там ей обеспечена активная, не ограниченная
никакими годами жизнь!
ТЕРРОРИСТЫ ИЗ АЛЬ-КАИДЫ
"Аль-Каида" -- опасное слово, но не потому, что в Афганистане за вами будут
охотиться представители этой международной террористической организации.
Если вы: 1) иностранец; 2) носите бороду (непременный атрибут
Аль-Каиды); 3) знаете какие-нибудь арабские слова, суры из Корана, имеете в
паспорте визы арабских стран или даже соседнего Пакистана -- будьте
уверены: афганцы будут считать, что Аль-Каида -- это ВЫ! В любом городе
соберётся толпа в 30--100 человек, которые будут рассматривать вас. И
обязательно кто-нибудь сообщит в полицию, в местный КГБ или в иные органы,
где ваша личность будет проверяться всё более высокими начальниками.
Задержать вас может самый маленький чиновник, но отпустить -- только самый
главный начальник города или провинции. Будьте к этому готовы! Меня
задерживали почти ежедневно, и больше всего -- сутки -- пришлось провести в
КГБ города Газни. Мы были вдвоём с напарником, бородатым Сергеем
Браславским (по кличке Книжник).
О, если бы в России так относились к задержанным! Условия их содержания
в Газни -- лучшие в мире! Трёхразовое изобильное питание за
одним столом с директором (!) и сотрудниками КГБ, баночная пепси-кола,
шашлык, чай с иранским вареньем, лепёшки, арбузы... Никаких
решёток на окнах -- тяжёлые шторы, похожие на ковры, а на полу -- сами ковры
(в этот день их как раз меняли на новые). Посреди главного холла --
двухметровый бассейн с фонтанчиком. Чистота. Телевизор с 415 спутниковыми
программами (правда, половина из них не работала). Российского ТВ не было,
но зато имелись телеканалы почти всего остального мира. Даже суданские
и катарская "Аль-Джезира". Я хотел посмотреть "Аль-Джезиру", но не стал
этого делать, опасаясь, что тогда подозрения спецслужб в том, что я из
Аль-Каиды, ещё больше укрепятся.
Нам была выделена отдельная комната для ночлега с тюфяками и
подушками, разрешено свободное передвижение внутри здания. Рюкзаки наши даже
не открыли! Предлагали прогулки по городу (в сопровождении двух солдат
охраны), но мы отказались от столь почётного удовольствия. В общем, у нас
было всё, и через пару дней, когда мы уже ехали по пустыне, нам то и дело
вспоминались ковры, пепси-кола и прочие условия афганской пятизвёздочной
тюрьмы.
-- Вы -- мои гости, -- объяснял начальник. -- Вы мои друзья, но отпустить
вас я не имею права. Прикажут отпустить -- отпущу. Прикажут
держать вас неделю, месяц -- буду держать. Всё начальство в Кабуле, и
только оттуда могут разрешить освободить вас.
Через сутки нас освободили и посадили на автобус до Кандагара.
АФГАНАВТОТРАНС
Автобус с виду казался совершенно обыкновенным, не предвещавшим
никаких чудес. Правда, на лобовом стекле его висела табличка "IOM"
(International Organisation for Migration), а задние сиденья были сняты, и
на резине, устилавшей пол, было напечатано по-русски: "ОБЩЕГО
НАЗНАЧЕНИЯ"... Но мы и не догадывались, что за миграция и какое общее
назначение у этого автобуса...
Первые несколько часов ехали нормально, делая около 20 км/ч, -- это давало
надежду, что под утро будем в Кандагаре. Время от времени подбирали и
высаживали местных пассажиров. А в одной из деревень в автобус подсадили
целое стадо овец, голов в 25; затем осла, который ворчал и сопротивлялся. В
следующей деревне остановились, пастухи побежали куда-то и вернулись с ещё
одним стадом! Ещё 20 овец! А потом -- из деревни ведут пять
испуганных, мычащих коров и заталкивают их в багажник! Коровы в сложенном
состоянии, подогнув ноги, заполнили весь его объём!
50 овец, один осёл, пять коров, два российских автостопщика,
водитель, его помощник и несколько пастухов, пропахших зверьём -- в таком
составе мы тряслись по разбитым дорогам афганской провинции
Заболь. Так и ехали два дня, с перерывом на ночёвку.
Ночью никто не ездит -- во всём Южном Афгане водители опасаются
разбойников. Которые ведут, если следовать логике водителей, весьма
размеренный образ жизни и разбойничают с десяти вечера до двух ночи. Позже
разбойники, никого не поймав, ложатся спать, и с этого момента
водители начинают просыпаться и ехать по ночной прохладе. Ну а в четыре
утра почти все уже в пути, и никаких бандитов в помине нет. Но между
22.00 и 2.00 ни один водитель не ездит по афганским дорогам -- из-за
мифических разбойников!
Реально же Афган -- очень спокойная и безопасная страна. Менялы на базаре
сидят с 50-килограммовыми мешками денег, а если нет клиентов -- пьют чай
или дремлют близ своих мешков, столиков и пачек с деньгами, и никто
не пытается украсть хотя бы миллион. За всю нашу поездку ни разу нас не
пытались ограбить и даже обмануть. Наши рюкзаки, карманы и деньги были
здесь в большей сохранности, чем в России.
МИННЫЕ ПОЛЯ
У читателя возникает резонный вопрос: опасны ли такие поездки? Можно ли
подорваться на мине? Действительно, немало в стране безногих; афганцы
подрываются. Происходит это обычно в сельской местности. Собирая хворост и
дрова там, где их ещё никто не собирал; перегоняя стада на новые пастбища;
ища полезные вещи среди груд подозрительного металлолома, они и
попадают на мины.
В населённых пунктах, на базарах, в обитаемых домах, на трассах, на полях,
возделываемых и орошаемых, на протоптанных дорогах мин, разумеется, нет.
Подбитые танки, стоящие на обочинах дорог, тоже безопасны. А вот ходить
пешком по оврагам и горам, где нет следов иных людей, ковыряться вдали от
дорог в обломках военной техники и кучах старого металла, заходить в пустые
нежилые дома и их развалины, сходить с шоссе в необжитых местах, особенно
там, где имеется разметка "мины" (красные камни, надписи "LM" или "MF") --
очень не рекомендуется. Имейте голову на плечах, и она останется при вас,
так же как и ваши руки и ноги.
Антон КРОТОВ.
P.S. Адрес посольства Афганистана в России: 101000, Москва, Сверчков
пер., д. 3/2, тел. (095) 924-04-78. Проезд до ст. м. "Китай-город". Для
получения визы требуются две фотографии, паспорт, $30 и письмо от
любой организации, объясняющее цель вашей поездки в Афганистан. Виза
делается 2--3 дня. Летом очень уж жарко, поэтому лучшее время для
поездки -- осень. Афганистан ждёт вас!
|