Вольный
Активный
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки   дневник  v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный :
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  |  | теория
  |  | Афганистан
  |  | Россия-Судан
  |  | Москва-Сочи
  |  | Сахалин
  |  | Кавказ
  |  | Сибирь
  |  | кругосветки
  |  | Турция
  |  | Северо-Запад
  |  | России
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :
  | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

 
Шурави в стране счастья.
Антон КРОТОВ

Шурави Относительно недалеко от Москвы, за рекой Пяндж, находится удивительная дружелюбная страна, которую можно назвать настоящим туристским раем -- Афганистан. Здесь честные и добродушные люди, дешёвая и вкусная еда, чистые реки, красивые горы высотой до 6729 м (Гиндукуш); местные жители не обманывают и не воруют. Российские и прочие туристы тут практически полностью отсутствуют, хотя по богатству пейзажей и чудес эта страна не имеет себе равных. Добраться сюда не сложнее, чем на Памир; виза выдаётся всем желающим за $30.

Для неискушённого обывателя слова "Таджикистан", "Афганистан" -- слова страшные, при их произнесении чудятся вооружённые бандиты, наркокурьеры, похищения людей, звуки выстрелов и крики раненых. Но всё это можно увидеть только на экране телевизора! В реальной жизни Кабул безопаснее Москвы, и при соблюдении простейших мер предосторожности вы получите незабываемые впечатления и, возможно, захотите продлить афганскую визу и остаться здесь подольше!

Ежегодно МИД России публикует список стран, НЕ рекомендованных для посещения россиянами. Афганистан уже много лет входит туда. Но для нас, членов московской Академии вольных путешествий (АВП), это -- лучшая рекомендация! Ведь другие страны "чёрного списка" -- Ангола, Пакистан, Судан, Таджикистан, Эфиопия, посещённые нами, оказались одними из лучших стран мира для вольных путешественников. Во всяком случае, путешествовать в них приятнее, а народ симпатичнее, чем в Египте, Индии и иных "раскрученных" стран массового туризма. Разница -- преогромная!

Пятеро участников нашей поездки в Афганистан -- москвичи А.Кротов, С.Лекай, К.Степанов, питерец В.Шарлаев и вологжанин С.Браславский -- пересекли Пяндж 27 июля 2002 г. За месяц мы объехали страну почти по периметру, побывали во многих городах, известных из песен "воинов-интернационалистов": Кундуз, Мазари-Шариф, Пули-Хумри, Кабул, Газни, Кандагар, Герат, Шибарган... Никакой ненависти и вообще неприязни к "шурави" (как и к трём не-мусульманам среди нас) замечено не было.

КАК ДОЕХАТЬ

Из России проще всего добираться через Таджикистан, оттуда из пос. Нижний Пяндж на катере, который ходит по рабочим дням как минимум раз в сутки. Проезд стоит $12,5, перевозка сотрудников ООН -- $5, так что если хотите сэкономить -- запаситесь соответствующей справкой!

Внимание! Через узбекско-афганскую границу по "Мосту дружбы" (Термез -- Хайратон) вольных путешественников не пропускают, лишь сотрудников и грузы 24-х международных организаций, названных в списках у пограничников. НЕ ездите в Термез и Хайратон с целью перейти границу -- просто потеряете время!

Внутри страны в любой большой город можно доехать автостопом, машин довольно много. Есть и автобусы, и такси, а на плохих дорогах -- грузовики, выполняющие роль грузопассажирских автобусов. Широко распространена езда в кузовах. Любая машина, даже предельно загруженная, может взять ещё, как минимум, одного человека. Только дорогие джипы многочисленных гуманитарных миссий почти не "стопятся".

Основная автодорога -- Мазари-Шариф -- перевал Саланг -- Кабул -- Кандагар -- Герат. За день по ней можно проезжать по 300--400 км. Из Мазари-Шарифа до Герата дорога плохая (800 км, грузовики проходят за 5 суток). Есть и другие дороги.

Всегда при посадке обговаривайте вопрос оплаты; в противном случае будьте готовы пожертвовать некий "бакшиш" в денежной или натуральной форме.

Помимо автотранспорта, существует и авиационный. Самолёты единственной афганской авиакомпании "Ариана" летают из Кабула во все основные города страны, обычно 1--2 раза в неделю. Но это дорогое удовольствие: так, например, перелёт из Кабула в Герат стоит $150.

Почтовые отделения есть в каждом центре провинций. Письма за рубеж стоят примерно $0,4 и доходят за два месяца. Мы обнаружили очень дешёвые государственные телефоны на главпочтамтах Мазари, Кабула, Кандагара, Герата. Звонок в Россию стоит всего $0,7 за минуту, в Европу и того меньше -- $0,5. Все цены указаны в долларах, а платить можно и в валюте, и в афгани по текущему курсу. Напротив, из Москвы в Афганистан позвонить невозможно, ни по коду, ни по заказу (лето 2002 г.).

Интернет весьма мало распространён в Афганистане, найти его нам нигде не удалось.

Также здесь бесполезны кредитные карточки; сюда ещё не проникла система "Western Union"; невозможен обмен Трэвэл-чеков.

Местные банки не занимаются обменом валют, зато заплатить долларами можно практически за любой относительно дорогой товар.

Цены в Афганистане низкие, сравнимы с ценами в Иране, Пакистане, Узбекистане. Самый дешёвый город -- Мазари-Шариф; наполовину дороже -- Кабул и Герат; ещё дороже -- Кандагар. Самая дорогая еда, лепёшки, газировка и прочее -- в мелких удалённых от цивилизации деревнях. Там и ассортимент меньше, чем в городах.

АФГАНСКАЯ АРИФМЕТИКА

Страна А., как мы называли Афганистан, -- родина многочисленных чудес. Первое чудо -- денежное. На момент нашего визита афганские деньги -- афгани -- существовали двух видов: "давляти" и "джумбаши". Купюры разных видов одного номинала выглядят практически одинаково, разницу сперва и не различить; но 1000 "давляти" = 2000 "джумбаши"! Афганская торговая арифметика сперва вызывает у приезжего недоумение:

-- Почём арбуз?

-- 10 тысяч.

Я протягиваю одну хрустящую 10-тысячную бумажку и получаю арбуз, а также сдачу -- одну такую же хрустящую свежую 10-тысячную бумажку. Спасибо, всё правильно. Просто продавец назвал цену в "джумбаши", а я дал купюру "давляти", тот сразу это просёк и дал мне 10-тысячную "джумбаши" на сдачу!

Или вот такая задача. В пачке денег -- 50 тысячных купюр и 50 пятисоток. Сколько будет всего? Оказывается, смотря где! В Кандагаре -- 75, а в Мазари-Шарифе -- уже 100 тысяч! Такова афганская арифметика. Просто "джумбаши" распространены больше на севере страны, но есть только в двух номинациях -- 1000 и 10.000; "давляти" бывают также 500 и 5000. 5-тысячная южная купюра, проехав в вашем кармане через тоннель Саланг, автоматически превращается в 10-тысячную. С соответствующим ростом покупательной способности!

На 1 августа 2002 г.: $1 = 40.000 афгани "давляти" или 80.000 афгани "джумбаши". 10.000 "давляти" = 8 р. (соответственно 10.000 "джумбаши" = 4 р.).

Обмен денег происходит у менял на базаре. Они видны издали, ибо имеют перед собой мешки, коробки, ящики с огромным количеством купюр. Если вы обменяете, например, $50 и вам дадут тысячными, самыми распространёнными, бумажками -- это будет аж 40 пачек по 100 купюр в каждой! Зато меняют без обмана. Принимаются пакистанские рупии, иранские риалы, доллары и другие виды валют.

ГОД 1381

Сейчас по афганскому календарю 1381 г. И действительно, порой ощущение такое, что вернулся в прошлое. Афганистан -- последнее место в мире, где сохранились настоящие караваны верблюдов -- не наряженных для туристов, а обычных грузовых верблюдов, скажем, везущих фрукты на базар из Мазари-Шарифа в Пули-Хумри. Здесь до сих пор остались ремёсла, кузнецы и гончары, продающие свои изделия не на потребу коллекционерам, а для самого обычного употребления. Или обмолот зерна: два осла и санки-волокуши, гружёные камнями, ходят кругом вокруг копны сена, и поднявшийся ветер отделяет солому от зерна. Впрочем, есть и водяные мельницы. На улицах городов вместо нашего привычного "Автолайна" -- маршрутные кареты. Проезд стоит 1000 "джумбаши" (40 копеек). На выезде из городов -- вереницы телег, верблюдов и повозок среди расписных грузовиков, мерседесов и КамАЗов.

И рядом -- современная жизнь: фотосалоны "Коника" и "Кодак" рядом с архаическими ящиками старинных фотоаппаратов, женщины в чадре и старики на ослах, мобильные телефоны и бодибилдинг-клубы в Мазари-Шарифе и в Кабуле, и неподалёку возле почтамтов устроились писари (большинство людей неграмотны, умение писать и читать -- редкое и хорошо оплачиваемое искусство).

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАЙ

Старое не значит "плохое" -- так рассуждают многие афганцы. В стране очень много того, что нам кажется устаревшим, ненужным. Взять, например, автомобили. Советские старые "Волги", "Жигули", КрАЗы, УАЗы, ГАЗы и прочие, попав в эту страну, живут тут ВЕЧНО! Афганистан можно назвать автомобильным раем!

Конечно, для жизни в этом раю машины проходят некоторую подготовку. У легковушек выдирают крышку багажника, чтобы сажать туда людей и ставить грузы. Да, люди здесь ездят и внутри, и снаружи, и сверху, и в багажниках, причём четверо взрослых или шестеро подростков, стоящих в багажнике и держащихся за крышу -- это нормально, это ещё не предел. На крыше легковушки должна быть железная решётка -- верхний багажник, вернее пассажирник, чтобы сажать людей и туда. Если машина -- ГАЗик или УАЗик, люди садятся и на фары, по одному на каждую; у "Волг" или "Жигулей" это, к сожалению, невозможно. И вот одна старая горбатая машина 40-летней давности, мятая, осевшая на задние колёса, везёт довольно шустро по улицам древнего Мазари-Шарифа 10, 15, а то и 18 человек! Если понадобится, то и 20, особенно если это "Волга-универсал". Бывает, что на машинах даже написано: "Old is gold": старое -- золото!

А грузовики! Грузовик -- это вообще машина бесконечной вместимости. Действительно, невозможно представить полностью забитый КамАЗ или грузовой УАЗик, а раз так -- любое, любое число людей в нём возможно! Российский "гаишник", окажись он в центре Мазари-Шарифа или любого афганского города, схватился бы за сердце и упал замертво.

Есть и телеги, и кареты. Особенно много карет было в Кундузе, где они выполняли роль городских маршруток. Но здесь город поцивильнее, и разнаряженные, украшенные по-свадебному кареты, хотя и двигались по городу, но всё же проигрывали в конкурентной борьбе с вездесущими жёлтыми такси.

Если какая-нибудь старая, добрая машина отжила свой век в так называемом "цивилизованном мире" -- сделайте ей подарок, не отправляйте её на свалку! А отправьте в Афганистан, и там ей обеспечена активная, не ограниченная никакими годами жизнь!

ТЕРРОРИСТЫ ИЗ АЛЬ-КАИДЫ

"Аль-Каида" -- опасное слово, но не потому, что в Афганистане за вами будут охотиться представители этой международной террористической организации. Если вы: 1) иностранец; 2) носите бороду (непременный атрибут Аль-Каиды); 3) знаете какие-нибудь арабские слова, суры из Корана, имеете в паспорте визы арабских стран или даже соседнего Пакистана -- будьте уверены: афганцы будут считать, что Аль-Каида -- это ВЫ! В любом городе соберётся толпа в 30--100 человек, которые будут рассматривать вас. И обязательно кто-нибудь сообщит в полицию, в местный КГБ или в иные органы, где ваша личность будет проверяться всё более высокими начальниками. Задержать вас может самый маленький чиновник, но отпустить -- только самый главный начальник города или провинции. Будьте к этому готовы! Меня задерживали почти ежедневно, и больше всего -- сутки -- пришлось провести в КГБ города Газни. Мы были вдвоём с напарником, бородатым Сергеем Браславским (по кличке Книжник).

О, если бы в России так относились к задержанным! Условия их содержания в Газни -- лучшие в мире! Трёхразовое изобильное питание за одним столом с директором (!) и сотрудниками КГБ, баночная пепси-кола, шашлык, чай с иранским вареньем, лепёшки, арбузы... Никаких решёток на окнах -- тяжёлые шторы, похожие на ковры, а на полу -- сами ковры (в этот день их как раз меняли на новые). Посреди главного холла -- двухметровый бассейн с фонтанчиком. Чистота. Телевизор с 415 спутниковыми программами (правда, половина из них не работала). Российского ТВ не было, но зато имелись телеканалы почти всего остального мира. Даже суданские и катарская "Аль-Джезира". Я хотел посмотреть "Аль-Джезиру", но не стал этого делать, опасаясь, что тогда подозрения спецслужб в том, что я из Аль-Каиды, ещё больше укрепятся.

Нам была выделена отдельная комната для ночлега с тюфяками и подушками, разрешено свободное передвижение внутри здания. Рюкзаки наши даже не открыли! Предлагали прогулки по городу (в сопровождении двух солдат охраны), но мы отказались от столь почётного удовольствия. В общем, у нас было всё, и через пару дней, когда мы уже ехали по пустыне, нам то и дело вспоминались ковры, пепси-кола и прочие условия афганской пятизвёздочной тюрьмы.

-- Вы -- мои гости, -- объяснял начальник. -- Вы мои друзья, но отпустить вас я не имею права. Прикажут отпустить -- отпущу. Прикажут держать вас неделю, месяц -- буду держать. Всё начальство в Кабуле, и только оттуда могут разрешить освободить вас.

Через сутки нас освободили и посадили на автобус до Кандагара.

АФГАНАВТОТРАНС

Автобус с виду казался совершенно обыкновенным, не предвещавшим никаких чудес. Правда, на лобовом стекле его висела табличка "IOM" (International Organisation for Migration), а задние сиденья были сняты, и на резине, устилавшей пол, было напечатано по-русски: "ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ"... Но мы и не догадывались, что за миграция и какое общее назначение у этого автобуса...

Первые несколько часов ехали нормально, делая около 20 км/ч, -- это давало надежду, что под утро будем в Кандагаре. Время от времени подбирали и высаживали местных пассажиров. А в одной из деревень в автобус подсадили целое стадо овец, голов в 25; затем осла, который ворчал и сопротивлялся. В следующей деревне остановились, пастухи побежали куда-то и вернулись с ещё одним стадом! Ещё 20 овец! А потом -- из деревни ведут пять испуганных, мычащих коров и заталкивают их в багажник! Коровы в сложенном состоянии, подогнув ноги, заполнили весь его объём!

50 овец, один осёл, пять коров, два российских автостопщика, водитель, его помощник и несколько пастухов, пропахших зверьём -- в таком составе мы тряслись по разбитым дорогам афганской провинции Заболь. Так и ехали два дня, с перерывом на ночёвку.

Ночью никто не ездит -- во всём Южном Афгане водители опасаются разбойников. Которые ведут, если следовать логике водителей, весьма размеренный образ жизни и разбойничают с десяти вечера до двух ночи. Позже разбойники, никого не поймав, ложатся спать, и с этого момента водители начинают просыпаться и ехать по ночной прохладе. Ну а в четыре утра почти все уже в пути, и никаких бандитов в помине нет. Но между 22.00 и 2.00 ни один водитель не ездит по афганским дорогам -- из-за мифических разбойников!

Реально же Афган -- очень спокойная и безопасная страна. Менялы на базаре сидят с 50-килограммовыми мешками денег, а если нет клиентов -- пьют чай или дремлют близ своих мешков, столиков и пачек с деньгами, и никто не пытается украсть хотя бы миллион. За всю нашу поездку ни разу нас не пытались ограбить и даже обмануть. Наши рюкзаки, карманы и деньги были здесь в большей сохранности, чем в России.

МИННЫЕ ПОЛЯ

У читателя возникает резонный вопрос: опасны ли такие поездки? Можно ли подорваться на мине? Действительно, немало в стране безногих; афганцы подрываются. Происходит это обычно в сельской местности. Собирая хворост и дрова там, где их ещё никто не собирал; перегоняя стада на новые пастбища; ища полезные вещи среди груд подозрительного металлолома, они и попадают на мины.

В населённых пунктах, на базарах, в обитаемых домах, на трассах, на полях, возделываемых и орошаемых, на протоптанных дорогах мин, разумеется, нет. Подбитые танки, стоящие на обочинах дорог, тоже безопасны. А вот ходить пешком по оврагам и горам, где нет следов иных людей, ковыряться вдали от дорог в обломках военной техники и кучах старого металла, заходить в пустые нежилые дома и их развалины, сходить с шоссе в необжитых местах, особенно там, где имеется разметка "мины" (красные камни, надписи "LM" или "MF") -- очень не рекомендуется. Имейте голову на плечах, и она останется при вас, так же как и ваши руки и ноги.

Антон КРОТОВ.

P.S. Адрес посольства Афганистана в России: 101000, Москва, Сверчков пер., д. 3/2, тел. (095) 924-04-78. Проезд до ст. м. "Китай-город". Для получения визы требуются две фотографии, паспорт, $30 и письмо от любой организации, объясняющее цель вашей поездки в Афганистан. Виза делается 2--3 дня. Летом очень уж жарко, поэтому лучшее время для поездки -- осень. Афганистан ждёт вас!

ВВ N 55
ноябрь 2002


Экспедиции
Сбывается детская мечта Конюхова.
Ольга Кутыркина


Есть свой гребец-марафонец и на Украине.
Ольга Матвеева


Русский север для Элькема лучше парижских бульваров.
Ольга Матвеева


Сквозь тундру и горы на крыльях удачи.
Андрей СТЕПОЧКИН


Проблемы и мнения
Милиция на кавказе вымогает взятки у туристов

Борьба за Тамань продолжается.
Ольга Кутыркина


"Мудрейшим" способом
Шурави в стране счастья.
Антон КРОТОВ


Письма

Информация
По старинной по привычке мы садимся в электрички.
Ольга Кутыркина


Люди и горы
Музтаг-Ата.
Андрей ЛЕБЕДЕВ


Под шорох шин
Затянувшийся октябрь.
Владимир КОЧЕТКОВ


Велотуристы и плохие человеки. Глава 8.
Илья ГУРЕВИЧ.

Предыдущие главы.

Пути-дороги
Каневка стала ближе.
Владимир КОЧЕТКОВ


Женский экипаж.
Ирина ТЕРЁШКИНА


Экстремальная ситуация
Один день.
Владимир ГРИПАСЬ


Авторская песня
Александр КАРПОВ
"Бурлит в моих жилах ирландский задор"


В конце номера
На Байкал за 100 рублей.
Марина Галкина


 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало Вольный Ветер : автостоп   


TopList   Aport     Экстремальный