Есть свой гребец-марафонец и на Украине.
Ольга МАТВЕЕВА
Украинский путешественник Теодор Резвой в 2001 г. в одиночку на
вёсельной лодке пересёк Атлантический океан по точно такому маршруту,
каким ныне плывёт Ф.Конюхов. На пресс-конференции в Москве Фёдор очень
доброжелательно отнёсся к коллеге, представил его журналистам, и, отвечая
на вопросы, постоянно апеллировал к Теодору со словами "вот он-то уже всё
знает". Мы тоже решили расспросить Теодора о его плавании.
-- Скажите, Вы сознательно обогнали Фёдора? Вообще, кто Вы и откуда?
-- Я одессит. По первому образованию -- художник, имею также звание матроса
1-го класса. Странствую всю жизнь (кстати, отец мой -- геолог), но по
океану впервые. Конечно, я не специально совершил этот
переход раньше Фёдора. Я даже не знал о его готовящейся экспедиции и
услышал о ней, когда уже отплывал.
-- Ваша лодка похожа на ту, на которой поплывёт Конюхов?
-- Практически такая же. Я взял её напрокат у англичан. До этого на ней
в 1997 г. плавали по тому же маршруту Питер Хогдэн и Нил Хит. Вообще
англичане, на мой взгляд, -- это самые талантливые мореходы, по всем
статьям они первые.
-- Сколько времени провели в море? И хватило ли взятых с собой
продуктов?
-- Вся экспедиция заняла 67 дней, 6 часов и 33 минуты, хотя планировалось
больше (Фёдор рассчитывает на 100 дней). Запас продуктов на этот срок
вполне умещается в такой лодке. Англичане плавали даже более 200
дней! Конечно, все продукты в сушёном виде, как у космонавтов. В основном
американские, причём настолько хорошо упакованы, что те, которые
хранились на палубе и иногда намокали, всё равно не портились. Основная
тяжесть в лодке -- это пресная вода. Я практически не готовил -- только
кипятил воду и разводил ею сухое питание. К слову: самая, пожалуй,
серьёзная поломка у меня была, когда буквально в самом начале плавания,
через 2 недели, сломался опреснитель. Пришлось обходиться имеющимися на
лодке запасами воды (250 л) и снизить норму суточного
потребления до 3,5 л.
-- А были ещё какие-то серьёзные поломки, происшествия?
-- Ломался руль. Но самый страшный эпизод -- когда ночью во время
шторма на меня упорно двигалось судно. Я пытался связаться с ними по
радио, потом направил на судно луч моего мощного прожектора -- всё было
тщетно, и только когда я запустил ракету, они меня увидели, вышли на связь,
и сонный голос сказал: "Извините, такая плохая погода, мы Вас не заметили".
Представляете! Как же так, ведь именно в такую погоду и надо быть вдвойне
внимательным, как моряк я это точно знаю! Моя лодка в такой шторм была
практически неуправляема, я бы не смог от них отвернуть.
-- Их радар не видел Вашу лодку?
-- Лодка -- очень маленький объект, к тому же из дерева, её на радаре
не видно. Кстати, по статистике, столкновение с другим судном -- это
основная причина гибели путешественников, так уже шестеро погибло. Фёдору
подарили пассивный радар -- это устройство, которое принимает импульсы
другого радара, и подаёт ответные сигналы.
-- А как же спать? Ведь надо постоянно следить за приближающимися судами.
-- Практически я не спал, только дремал. Море -- это враждебная человеку
стихия. Раньше я ходил в горы; так там, если устал, просто ложишься на
землю и отдыхаешь. На лодке так отключиться было нельзя.
-- И два месяца без сна?
-- Да, было очень тяжело. Первые две недели было тяжело морально, а
последние -- физически. Я до сих пор, спустя полгода, не могу отойти. Но
всё-таки планирую следующую экспедицию через Атлантику, но севернее и в
обратном направлении.
-- И последнее: рыбу ловили?
-- Да, ловились огромные тунцы, я их вялил на солнце, предварительно
полив лимонным соком, и солил. Через пару часов они уже были готовы.
На другое не было времени. Но вообще рыба -- большое подспорье
в плавании, ведь другой "живой" пищи нет.
Нам остаётся поздравить украинского путешественника с успешным завершением
экспедиции и своё внимание переключить на плавание Фёдора Конюхова.
Он принимал активное участие в строительстве лодки. Будто хотел вложить в
неё столько тепла и души, чтобы потом энергия лодки согревала его. Замечу,
что первоначальный план сооружения судна из пластика был изменён --
использовали канадский кедр. Фёдор объяснил это решение тем, что лодка --
единственное живое существо, с кем он будет общаться в океане, так что
пусть лучше будет дерево. "Вообще я хотел, чтобы лодка была удобная и
обязательно красивая", -- сказал Конюхов как истинный художник. Что ж, ведь
ему с ней общаться долгие 100 дней, а то, что Фёдор одушевляет предметы,
всем давно известно.
Ольга МАТВЕЕВА.
|