Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  |  | Европа :
  |  | Азия :
  |  | Китай :
  |  | Кольский п-ов :
  |  | Монголия :
  |  | Поволжье :
  |  | Подмосковье :
  |  | Украина :
  |  | Северо-Запад :
  |  | Сибирь :
  |  | теория :
  |  | Турция :
  |  | марафон :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :
  | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :
Прайс-лист (40 Кб)
 
Реклама

 
Велотуристы и плохие человеки. Глава 8.
Илья ГУРЕВИЧ

Напомним: с N 48 (кроме N 52) наша газета печатает "научный трактат" председателя правления С.-Петербургской Федерации путешественников И.Гуревича о безопасности велотуристов (впрочем, многие положения "трактата" полезно использовать и другим путешественникам). Ниже публикуем очередную главу -- оду Официальной Бумаге (ОБ). Заметим кстати, что в книге А.Кротова "Автостоп в Азии" есть аналогичная глава "Важные бумаги" и приложение, в котором приводятся образцы Важных Писем (даже с переводом на английский).

Бумага -- одно из самых выдающихся изобретений человечества. На протяжении тысяч лет верой и правдой служит она людям для передачи знаний из поколения в поколение, создания чертежей машин и космических кораблей, для написания стихов, писем и, главное, для обеспечения безопасности велотуриста на маршруте. Бумага (вернее, то, что на ней написано) может существенно облегчить контакт велотуриста с ЧПИ ("Человеком при исполнении"). Об этом мы уже говорили в одной из предыдущих глав. Нынешняя наша цель -- определить, в каких случаях велотурист должен запастись ОБ, для каких целей, и, наконец, что и как на ней надо написать, чтобы уменьшить проблемы в походе. Поскольку наш трактат научный, сначала немного теории.

За что же туристов так люто не любят ЧПИ? Почему все они жутко хотят содрать с нас денег, испортить отдых и настроение? Корень зла, очевидно, в двух причинах: желании немного подзаработать и элементарной зависти. Сами посудите: он, ЧПИ, большой начальник (например, сержант пограничных войск), вкалывает как проклятый с утра до вечера и конца этому не видно, а вы тут отправляетесь прохлаждаться в поход! Ну как при этом не сделать вам какую-нибудь гадость?!

Стратегия защиты туристов тоже строится на двух принципах. Первый: мы не отдыхаем, а выполняем Важную Народнохозяйственную Миссию. Второй: миссия вполне официальная, что подтверждается соответствующим документом. В результате его предъявления ЧПИ тот должен понять, что мы тоже люди подневольные, тоже находимся на службе, и нам ещё хуже, чем ему (он-то не спит на холодной земле в палатке под дождём), и нам следует помочь, а не вставлять палки в колёса.

В каких же случаях нужна подобная ОБ? Да всегда, когда вы собираетесь осуществить свое конституционное право на свободу перемещения внутри страны и въехать на велосипеде в погранзону или просто приблизиться к границе. Любой нормальный пограничник, обнаружив вас вблизи границы, в силу своей психологии сразу начнёт вас подозревать в жутких преступлениях. Он рассуждает примерно так: "Россия -- страна большая, кататься что ли на велике негде? Неспроста эти люди к нам заехали". Именно так, похоже, думают сотрудники КПП на границе Карелии и Ленинградской области за посёлком Кузнечное. Со стороны Карелии пропускают всех, а вот со стороны Ленобласти -- только избранных. Или тех, кто имеет ОБ. Аналогичная ситуация наблюдается у Выборга и на Кургальском полуострове.

ОБ будет вам необходима при попытке проникновения в заповедники или национальные парки с режимом ограничения въезда (тут дело иметь придётся с егерями), если на вашем пути расположены прииски, военные полигоны, зоны конфликтов и т.д., где все мыслимые и немыслимые службы безопасности, стараясь показать свою нужность, день и ночь отлавливают различных "нарушителей".

Ещё один вариант применения ОБ -- предъявление её при посадке в поезд проводникам (см. N 51), любым другим ЧПИ, которые могут остановить вас где попало на маршруте и потребовать документы на проверку.

Или когда вы планируете сделать то, что, возможно, может быть запрещено в силу каких-либо правил. Ну, например, пересекать госграницу на одних КПП можно как угодно, а на других -- только на автомобиле. То есть на велосипеде нельзя. А вот как заранее узнать, какой режим установлен на КПП "Ташанта" между Россией и Монголией? Это отдельная задача, причём не простая.

Обобщая сказанное: ОБ нужна во всех сомнительных случаях, когда конфликтная ситуация с ЧПИ может быть разрешена как в вашу пользу, так и иначе. Скажем, один активный член нашей федерации отправился в велопутешествие по Скандинавии. На границе выяснилось, что количество денег у него меньше, чем требуется по норвежским законам (согласно им, надо иметь довольно круглую сумму в валюте на каждый день пребывания в стране). По идее, пограничник должен был завернуть отважного велотуриста домой, но вид солидной ОБ -- на бланке и с печатью -- смягчил его сердце. Другой случай: председатель "Виртуального клуба ВелоПитер" был в Монголии, и при возвращении на Родину его не хотели пропускать через границу на велосипеде. Но нужная ОБ, на двух языках и с печатью, помогла склонить местных пограничников к правильному решению.

Теперь перейдём к главному: как, собственно, составлять заветную ОБ. Прежде всего, у вашего похода должен быть достойный повод (с точки зрения, конечно, упомянутых ЧПИ). Если на самом деле у вас нет серьезной мотивации, почему вы едете в какой-то регион нашей планеты, то её надо придумать. Например: "Экспедиция "ТрансАлтай-2002" имеет целью сбор информации и материалов о сегодняшней жизни и культурном наследии народов Алтая по обе стороны российско-монгольской границы". Или так: "Велосипедная экспедиция "Онега-2003" проводится для сбора фотоматериалов о сохранившихся памятниках русского деревянного зодчества Поонежья. Просим всех должностных лиц оказывать помощь членам экспедиции в выполнении поставленной задачи".

Обратите внимание: формулировка должна давать ответ, почему вы направляетесь именно в этот район. Потом нужно точно указать ваш маршрут и сроки начала и конца похода. В нитке маршрута обязательно должен фигурировать сомнительный участок. Пример: "Бийск -- Кош Агач -- Ташанта -- Российская граница -- Монгольская граница -- Цаган Нуур -- Кобдо". Сомнительный участок в данном случае -- граница. (На ЧПИ, кстати, производит хорошее впечатление, когда его забытый Богом посёлок упомянут в маршруте.)

Далее, в ОБ чётко должно быть написано, что вы едете именно на велосипеде, а не на поезде или машине. Ну и, наконец, должны быть перечислены (фамилия, имя, отчество) все члены группы, указаны номера их паспортов. При поездке за границу желательно ОБ писать на двух языках: русском и, чаще всего, английском.

ОБ печатается на бланке какой-либо внушающей уважение организации (по крайней мере, её название должно звучать солидно) или СМИ, подписывается человеком с максимальным количеством титулов (Академик, Профессор, Герой, Заслуженный деятель, Почётный член...). Лучше на ОБ и печать поставить.

Если вы работаете в организации или фирме, которая имеет некоторое отношение (хотя бы чисто теоретическое) к туризму, спорту или путешествиям, то можете попросить оформить такую бумагу у себя на работе. Руководство фирмы она ни к чему не обязывает. Можно обратиться также в какой-то турклуб или подходящее СМИ. Вообще, чем больше будет ОБ от разных солидных организаций, тем лучше.

Надо понимать, что обычно такая ОБ и ЧПИ ни к чему не обязывает. Она просто усиливает вашу позицию в разговоре с ним, помогает сбить объём его претензий, объясняет, как и для чего вы попали в зону его ответственности. Это своего рода документ о том, что вы "не верблюд".

Илья ГУРЕВИЧ, С.-Петербург.

(Продолжение следует)

ВВ N 55
ноябрь 2002


Экспедиции
Сбывается детская мечта Конюхова.
Ольга Кутыркина


Есть свой гребец-марафонец и на Украине.
Ольга Матвеева


Русский север для Элькема лучше парижских бульваров.
Ольга Матвеева


Сквозь тундру и горы на крыльях удачи.
Андрей СТЕПОЧКИН


Проблемы и мнения
Милиция на кавказе вымогает взятки у туристов

Борьба за Тамань продолжается.
Ольга Кутыркина


"Мудрейшим" способом
Шурави в стране счастья.
Антон КРОТОВ


Письма

Информация
По старинной по привычке мы садимся в электрички.
Ольга Кутыркина


Люди и горы
Музтаг-Ата.
Андрей ЛЕБЕДЕВ


Под шорох шин
Затянувшийся октябрь.
Владимир КОЧЕТКОВ


Велотуристы и плохие человеки. Глава 8.
Илья ГУРЕВИЧ.

Предыдущие главы.

Пути-дороги
Каневка стала ближе.
Владимир КОЧЕТКОВ


Женский экипаж.
Ирина ТЕРЁШКИНА


Экстремальная ситуация
Один день.
Владимир ГРИПАСЬ


Авторская песня
Александр КАРПОВ
"Бурлит в моих жилах ирландский задор"


В конце номера
На Байкал за 100 рублей.
Марина Галкина


 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало Вольный Ветер : велотуризм   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU