Велотуристы и плохие человеки. Глава 8.
Илья ГУРЕВИЧ
Напомним: с N 48 (кроме N 52) наша газета печатает "научный трактат"
председателя правления С.-Петербургской Федерации путешественников
И.Гуревича о безопасности велотуристов (впрочем, многие положения
"трактата" полезно использовать и другим путешественникам). Ниже
публикуем очередную главу -- оду Официальной Бумаге (ОБ). Заметим кстати,
что в книге А.Кротова "Автостоп в Азии" есть аналогичная глава "Важные
бумаги" и приложение, в котором приводятся образцы Важных Писем (даже
с переводом на английский).
Бумага -- одно из самых выдающихся изобретений человечества. На
протяжении тысяч лет верой и правдой служит она людям для передачи
знаний из поколения в поколение, создания чертежей машин и космических
кораблей, для написания стихов, писем и, главное, для обеспечения
безопасности велотуриста на маршруте. Бумага (вернее, то, что на ней
написано) может существенно облегчить контакт велотуриста с ЧПИ
("Человеком при исполнении"). Об этом мы уже говорили в одной из
предыдущих глав. Нынешняя наша цель -- определить, в каких случаях
велотурист должен запастись ОБ, для каких целей, и, наконец, что и как
на ней надо написать, чтобы уменьшить проблемы в походе. Поскольку наш
трактат научный, сначала немного теории.
За что же туристов так люто не любят ЧПИ? Почему все они жутко хотят
содрать с нас денег, испортить отдых и настроение? Корень зла,
очевидно, в двух причинах: желании немного подзаработать и
элементарной зависти. Сами посудите: он, ЧПИ, большой начальник
(например, сержант пограничных войск), вкалывает как проклятый с утра
до вечера и конца этому не видно, а вы тут отправляетесь прохлаждаться
в поход! Ну как при этом не сделать вам какую-нибудь гадость?!
Стратегия защиты туристов тоже строится на двух принципах. Первый: мы не
отдыхаем, а выполняем Важную Народнохозяйственную Миссию. Второй:
миссия вполне официальная, что подтверждается соответствующим
документом. В результате его предъявления ЧПИ тот должен понять, что
мы тоже люди подневольные, тоже находимся на службе, и нам ещё хуже,
чем ему (он-то не спит на холодной земле в палатке под дождём), и нам
следует помочь, а не вставлять палки в колёса.
В каких же случаях нужна подобная ОБ? Да всегда, когда вы собираетесь
осуществить свое конституционное право на свободу перемещения внутри
страны и въехать на велосипеде в погранзону или просто приблизиться к
границе. Любой нормальный пограничник, обнаружив вас вблизи границы, в
силу своей психологии сразу начнёт вас подозревать в жутких
преступлениях. Он рассуждает примерно так: "Россия -- страна большая,
кататься что ли на велике негде? Неспроста эти люди к нам заехали".
Именно так, похоже, думают сотрудники КПП на границе Карелии и
Ленинградской области за посёлком Кузнечное. Со стороны Карелии
пропускают всех, а вот со стороны Ленобласти -- только избранных. Или
тех, кто имеет ОБ. Аналогичная ситуация наблюдается у Выборга и на
Кургальском полуострове.
ОБ будет вам необходима при попытке проникновения в заповедники или
национальные парки с режимом ограничения въезда (тут дело иметь
придётся с егерями), если на вашем пути расположены прииски, военные
полигоны, зоны конфликтов и т.д., где все мыслимые и немыслимые службы
безопасности, стараясь показать свою нужность, день и ночь отлавливают
различных "нарушителей".
Ещё один вариант применения ОБ -- предъявление её при посадке в
поезд проводникам (см. N 51), любым другим ЧПИ, которые могут
остановить вас где попало на маршруте и потребовать документы на
проверку.
Или когда вы планируете сделать то, что, возможно, может быть
запрещено в силу каких-либо правил. Ну, например, пересекать
госграницу на одних КПП можно как угодно, а на других -- только на
автомобиле. То есть на велосипеде нельзя. А вот как заранее узнать, какой
режим установлен на КПП "Ташанта" между Россией и Монголией? Это
отдельная задача, причём не простая.
Обобщая сказанное: ОБ нужна во всех сомнительных случаях, когда
конфликтная ситуация с ЧПИ может быть разрешена как в вашу пользу, так
и иначе. Скажем, один активный член нашей федерации отправился в
велопутешествие по Скандинавии. На границе выяснилось, что количество
денег у него меньше, чем требуется по норвежским законам (согласно им,
надо иметь довольно круглую сумму в валюте на каждый день пребывания в
стране). По идее, пограничник должен был завернуть отважного
велотуриста домой, но вид солидной ОБ -- на бланке и с печатью --
смягчил его сердце. Другой случай: председатель
"Виртуального клуба ВелоПитер" был в Монголии, и при
возвращении на Родину его не хотели пропускать через границу на
велосипеде. Но нужная ОБ, на двух языках и с печатью, помогла
склонить местных пограничников к правильному решению.
Теперь перейдём к главному: как, собственно, составлять заветную ОБ.
Прежде всего, у вашего похода должен быть достойный повод (с точки
зрения, конечно, упомянутых ЧПИ). Если на самом
деле у вас нет серьезной мотивации, почему вы едете в какой-то
регион нашей планеты, то её надо придумать. Например: "Экспедиция
"ТрансАлтай-2002" имеет целью сбор информации и материалов о
сегодняшней жизни и культурном наследии народов Алтая по обе стороны
российско-монгольской границы". Или так: "Велосипедная экспедиция
"Онега-2003" проводится для сбора фотоматериалов о сохранившихся
памятниках русского деревянного зодчества Поонежья. Просим всех
должностных лиц оказывать помощь членам экспедиции в выполнении
поставленной задачи".
Обратите внимание: формулировка должна давать ответ, почему вы
направляетесь именно в этот район. Потом нужно точно указать ваш
маршрут и сроки начала и конца похода. В нитке маршрута обязательно
должен фигурировать сомнительный участок. Пример: "Бийск -- Кош Агач
-- Ташанта -- Российская граница -- Монгольская граница -- Цаган Нуур
-- Кобдо". Сомнительный участок в данном случае -- граница. (На ЧПИ,
кстати, производит хорошее впечатление, когда его забытый Богом
посёлок упомянут в маршруте.)
Далее, в ОБ чётко должно быть написано, что вы едете именно на
велосипеде, а не на поезде или машине. Ну и, наконец, должны быть
перечислены (фамилия, имя, отчество) все члены группы, указаны номера
их паспортов. При поездке за границу желательно ОБ писать на двух
языках: русском и, чаще всего, английском.
ОБ печатается на бланке какой-либо внушающей уважение организации (по
крайней мере, её название должно звучать солидно) или СМИ,
подписывается человеком с максимальным количеством титулов (Академик,
Профессор, Герой, Заслуженный деятель, Почётный член...). Лучше на
ОБ и печать поставить.
Если вы работаете в организации или фирме, которая имеет некоторое
отношение (хотя бы чисто теоретическое) к туризму, спорту или
путешествиям, то можете попросить оформить такую бумагу у себя
на работе. Руководство фирмы она ни к чему не обязывает. Можно
обратиться также в какой-то турклуб или подходящее СМИ. Вообще, чем
больше будет ОБ от разных солидных организаций, тем лучше.
Надо понимать, что обычно такая ОБ и ЧПИ ни к чему не обязывает.
Она просто усиливает вашу позицию в разговоре с ним, помогает сбить
объём его претензий, объясняет, как и для чего вы попали в зону его
ответственности. Это своего рода документ о том, что вы "не верблюд".
Илья ГУРЕВИЧ, С.-Петербург.
(Продолжение следует)
|