Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru

каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  |  | Америка
  |  | Атлантика
  |  | Дальний Восток
  |  | Поволжье
  |  | Северо-Запад
  |  | Сибирь
  |  | Урал
  |  | Чукотка
  |  | кругосветки
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
  | авторская песня :
  | книги :
  | повести :
  | юмор :
 серьезно :
  | проблемы :
  | мнения :
  | экстремальная
  | ситуация :
  | люди :
  | законы :
  | природа :
 информация :
 снаряжение :
 
 
Книги
Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :
Прайс-лист (40 Кб)
 
Реклама

 
Вот такая Тумча.
Алексей ГРИГОРЬЕВ Тумча

Тумча -- чудесная речка, на которой мы побывали этим летом по совету знакомых водников из казанского турклуба "Рафт". Они отдали её нам, можно сказать, как любимую девушку, с грустью смахнув слезу. Теперь для нас в слове "Тумча", как в капле кристально чистой речной воды, отражается весь тамошний мир с кипящими порогами, зеркальными озёрами, белыми ночами и изумительной северной природой. Здесь можно увидеть тундру с ягелем, ерником и вереском, карликовую берёзку, северную тайгу, ледниковые валуны, сопки. Вы без труда найдёте реку на карте чуть севернее того места, где Полярный круг пересекается с финской границей. Наш маршрут проходил в основном по Мурманской области и немного по Карелии. До середины августа ночи, как таковой, тут нет, идти по реке можно практически в любое время суток. Туристский сезон длится с июня, когда сходит лёд на озёрах, и до сентябрьских холодов. Но наилучшее время -- с конца июля: комаров уже ощутимо меньше, грибов и ягод больше; ещё достаточно светло и тепло, днём можно загорать.

В верхнем течении Тумча носит название Тунтсайоки (по-фински -- "река смерти") и течёт из Финляндии. Она доступна для сплава от самой границы. Река типично карельская: длинные, почти без течения плёсы чередуются с локальными порогами до 4--5 к.т. (для байдарок)Ж. Пороги достаточно интересны в спортивном отношении, но могут быть легко обнесены. Уровень воды летом зависит от дождей и может сильно меняться. По берегам часто встречаются следы Второй мировой войны: старые окопы, осыпавшиеся блиндажи, полуразрушенные ДОТы и всякое ржавое железо. Единственный обитаемый посёлок на маршруте -- Алакуртти, зато уж городского типа. Примерно через 130 км река впадает в Тумчаозеро, которое входит в систему Иовского водохранилища. Из западной его оконечности вытекает р. Иова, но до плотины ГЭС в Зареченске течения на ней почти нет.

Район Ковдора стал доступен сравнительно недавно, после некоторого ослабления пограничного режима. Сейчас действует универсальная процедура регистрации туристских групп. Необходимо захватить паспорта, заранее подготовить письма (4--5 экземпляров) с паспортными данными участников и, желательно, маршрутную книжку. Полезно заблаговременно (не позднее чем за 1,5--2 месяца) отправить письмо с просьбой о разрешении на въезд в район по адресу: 184040, Алакуртти, в/ч 2201. У нас проверяли документы в Кандалакше, в ковдорском поезде, в самом Ковдоре, на границе, в Алакуртти и в Зареченске. С тех пор, как дали "зелёный свет", эти места успели густо обжить бесчисленные толпы туристов. Привлекают красивейшая природа, удобные подъезды и относительно небольшая стоимость похода.

Здешние замечательные речки не упомянуты в справочнике "Туристские спортивные маршруты" 1989 г. В наше время информацию можно почерпнуть из Интернета, например, по адресам: www.afanas.ru/reports/tumcha.htm, www.ilya.bix.ru/tumcha.asp. Но частные отчёты грешат неточностями, чтение их зачастую вызывало недоумение. Чего стоит, например, такой ориентир: "за полчаса до порога -- хорошая стоянка". Описания, как правило, годятся только для самой общей ориентировки. Они могут быть сделаны совсем по другой воде, да и запоминать перечисление всех камней в русле, ширины и высоты сливов, валов не имеет смысла. Куда лучше посмотреть всё на месте. Ещё все имевшиеся у нас отчёты наперебой пугали мошкой, проблемами со стоянками и дровами, а также загаженностью берегов. Но мы не из пугливых.

У нас были катамараны ("четвёрка" и "двойка") и полиэтиленовый каяк. В поезде лодка свободно помещалась на третьей полке, главная проблема была протащить её мимо проводника. Утром 5 августа мы пересели в Кандалакше на пригородный поезд, который за 4 часа довёз нас до Ковдора в компании ещё нескольких групп.

Машин у вокзала было немного. Реально -- только УАЗ-"буханка", в которую уже грузились те, кто пошустрее нас выскочили из поезда. Шофёр брал по 200 р. с человека. Оставшимся удалось сговориться с другими машинами, и нас доставили сначала к городской комендатуре. К тому времени "уазик", получив разрешение, уже увёз людей на речку. А начальство, дающее санкцию на проезд к границе, отлучилось на обед. Часа через три вернулась "буханка", сразу же, как по волшебству, явились с затянувшейся трапезы и офицеры. Всем туристам дали инструкции, как вести себя при встрече с подозрительными личностями: "Хенде хох!" не кричать и в плен не брать, просто сообщить потом, куда следует. А вот прочим шофёрам -- полный отлуп. Получалось, что монопольным правом на извоз обладает только "уазик". Мы прозрачно намекнули на это командирам, те гордо обиделись: "Мы мзды не берём!" Но из других машин -- кто не поехал вовсе, а кто повёз туристов на свой страх и их риск.

40 нелёгких км до 6-й заставы мы ехали часа два. Ещё одна отметка у вежливых пограничников, ещё один инструктаж (здесь нам дополнительно посоветовали солдат и собак не дразнить). Несколько сот метров -- и мы на поляне старта в 50 м от контрольно-следовой полосы. Народу много, но места хватило всем ("буханка" "челночила" допоздна, подбирая оставшихся туристов: летний день весь год кормит). Берег местами топкий. Дрова мы нашли легко. Что же касается загаженности, ситуация пока не критическая. От мошки, пронырливой, как сперматозоиды, надёжно предохраняют спирали "Раптор". Группы, у которых не было труб для катамаранов, без труда нарубили здесь жердей.

Вот она какая По сплошному плёсу в первый день шли часа полтора. В верховьях у высоких северных ёлок вид не стройный, а какой-то тощий, даже облезлый. Лесная подстилка тоже непривычна: камни, покрытые пружинистым ковром мха.

Весь второй день плёсы чередовались с мелями, перекатами, мелкими шиверами и порожками. Вода не очень большая, и главные неприятности у нас случались из-за камней, на которых тяжело гружёная "четвёрка" с завидной регулярностью застревала. На третий день продолжалась всё та же каменистая мелочёвка, но был и первый "троечный" порог, пока без названия, видимо, потому, что ничего из себя не представляет. В лоции впервые появляется выражение "камни в шахматном порядке", навевавшее симпатичные ассоциации: что-то такое аккуратное, полуигрушечное. Но постепенно до нас начал доходить его зловещий смысл: это означало, что каждый второй камень неизбежно наш. Пытаемся уворачиваться, садимся, стаскиваемся, наталкиваемся на другой, нас разворачивает, на следующий натаскивает боком, кормой, как попало. Риска, в принципе, никакого, "шкура" у судна крепкая, неприятно только суетиться.

Вот и руины посёлка Переправа, после которого должен начаться Большой каньон. С трудом удалось убедить себя, что мы уже давно плывём по нему. Берега не слишком высокие и крутые, не зная наверняка, нипочём не догадаться: уютный лесок, полянки. Голубику пока едим жадно, горстями. Стоянок по берегам полно, даже с готовыми банями. Останавливались посмотреть на водопад, впадающий слева. С воды его плохо видно, зато слышно хорошо.

Отчёты предупреждали: последняя стоянка перед Алакуртти -- сразу за каньоном на правом берегу, дальше -- только в самом посёлке. По левому берегу здесь идёт дорога, кое-где стоят машины, встречаются и старые разобранные казармы, прочие армейские дела, но жить, в принципе, можно. Мы встали на правом берегу, на галечном обрыве. Лес здесь уже привычный: ёлки да сосны. Голубики море, жалко топтать её, как простую траву. Странно ходить мимо ядрёных подосиновиков, но мы и так уже постоянно едим грибы. В лесу обнаружилась заросшая финская военная дорога, ржавые железки, огневые точки, блиндажи и ДОТы различной степени сохранности.

Первый бетонный мост в Алакуртти сплошь испещрён надписями самого различного содержания. Это ж как нужно любить родную речь, чтобы, болтаясь за перилами на верёвках, аршинными буквами начертать заветное нецензурное слово! В посёлке продаются все необходимые продукты. Свежий хлеб можно купить прямо в пекарне, где он дешевле, чем в магазине. Многие группы приезжают сюда сразу из Кандалакши на автобусе (железную дорогу недавно разобрали), чтобы не тащиться 75 км по плёсам и мелям. В следующий раз мы так и сделаем.

Первый сложный (5 к.т.) порог, бесхитростно названный "Первенцем", находится непосредственно в Алакуртти. Он заставил призадуматься: прямо по центру слива торчали острые каменные зубья, через которые хлестала вода. Здесь собралось несколько групп, народ озадаченно ходил вокруг, кто-то разгружал катамараны и собирался обносить. Вдруг какие-то два пофигиста, лишь мельком глянув на порог и даже не в коленной посадке, запросто скатились прямо по этим страшным зубьям. Увидев это, народ повалил вниз по реке плотной толпой... Хоть мы и мучались на камнях в шиверах, уровень воды был ещё не самый низкий. Судя по отчётам, бывает и мельче, тогда эти зубья вылезают на поверхность и их нужно обходить по другой протоке, попроще. Этот вариант, кстати, рекомендуется для каяков и байдарок.

После второго моста река успокаивается и делает большой левый поворот. Километром ниже расположен порог Падун (5 к.т.). Он хорош: широкое место, скалы по обоим берегам, каменный остров в центре. Наш каякер прошёл по правой протоке, она поуже и заворачивает по дуге. Примерно посередине в неё водопадиком "впадает" нефильтрованные стоки из канализации воинской части. В основной же, левой протоке -- широкий каскад из двух сливов с "бочками", никаких опасных камней.

Каяк Менее чем через километр расположен порог Двойной (3 к.т.), мы отнеслись к нему наплевательски: пошли с ходу. В итоге получили массу острых ощущений, шарахаясь среди камней и наскочив одним баллоном на обливную плиту, где нас изрядно накренило. Ещё через километр -- порог Каменистый (3 к.т.), он попроще и не запомнился. Наконец последний мост (на авиабазу), и Алакуртти остаётся позади. Очередной порог Водопадный (4 к.т.) -- широкий и красивый, с 1,5-метровым полноводным сливом, за поворотом идёт мощная шивера.

Через час посреди длиннющего плёса показались остатки разрушенного моста. Порог Кривой (4 к.т.) нам понравился: просторный, вода красиво стекает между камнями. Основной слив -- приятная водяная горка, проходится спокойно. Мы уже начали привыкать к тому, что с берега здешние пороги смотрятся сложнее, чем ощущаются при прохождении. На левом берегу -- хорошая стоянка. На Юрьевом дне (3 к.т.) за сливом оказалась косая "бочка", нас порядочно развернуло. Порог Надежда (4 к.т.) мы прозевали и обошли левой протокой, захватив только большую "бочку" на выходе. За порогом -- широкий плёс, единственный бивак слева был занят. Мы встали напротив, обжитой стоянки там не было, но места для палаток вполне достаточно. Можно только посочувствовать авторам отчётов: им негде было встать, не хватало дров. А нам буквально под каждым кустом был готов и стол, и дом. Вечером группы мимо нас пошли чаще. Идти можно, конечно, и допоздна, но уже холодно плескаться в воде. Многие, к тому же, идут без гидрокостюмов и мёрзнут в мокрых штанах. А кое-кто пижонит даже без спасжилетов и касок.

Шиверу Подкова, пороги Распашонки/Марч (3 к.т.) и Встреча/Кошмарики (3 к.т.) прошли с ходу, привычно уворачиваясь от камней. На Красивом (5 к.т.) околачивалось несколько групп, пришлось ждать своей очереди. Слева под скалой спускалась длинная выпуклая струя, слегка закрученная в конце. Для катамаранов -- ничего особенного, а вот каякеру потребовалось изрядно поработать, чтобы удержаться от переворота. Публика на берегу аплодировала. В тот день были ещё Вечерний (3 к.т.) и Узкий (2 к.т.) -- там всё, как обычно: заход, слив, валы, шивера, камни.

К вечеру дошли до Ямы (5 к.т.). Порог эффектен: река зажимается нешироким скальным створом и падает крутым чистым сливом с небольшой "бочкой" посередине и более мощной в конце. Перед этой "бочкой" нас чуть развернуло, а непосредственно в ней слегка притопило корму. Промочило всех с головы до ног. У порога молодёжь резвилась: кидалась в него вплавь в чём мать родила -- гидрокостюмах, касках и спасжилетах, по ходу совершенно скрываясь в "бочке". "У нас тут традиция такая: все купаются", -- радостно сообщили мне. Я тоже решил окунуться. Струя мощно подхватила меня и смыла в Яму, как таракана в унитаз. Первые секунды я плыл ещё сидя, ногами вперёд. К моему удивлению, вдохнуть разок между "бочками" не удалось. Пенящаяся вода ударила в голову, как шампанское... Меня выплюнуло на поверхность вверх ногами. Мозги насквозь пропитались сырой водой, и в носу надолго застрял её запах.

Стоянок вокруг множество, все обжиты, как городские дворы, затоптаны и замусорены. В изобилии разбросанные по лесу бумажки не украшают, конечно, природу, но, по крайней мере, честно предупреждают об опасности. Вот в национальном парке под Килиманджаро свои бумажки заставляют сжигать, а с Мак-Кинли -- всё "добро" уносить с собой в биотуалете. Слава Богу, мы в свободной стране живём, с нас такого не требуют! Нам досталось место с большим столом и тотемным деревом, увешанным табличками типа "Здесь были разные Васи". Берега тут скальные, приятно ходить по гладкому камню, спускаться к воде по гранитной отмостке. В улове -- песчаная бухта, по берегам высятся сосны. Несмотря на перенаселённость, подосиновики ещё водятся. Вот белых грибов не видно, хотя специально для них весь лес застелен белым мхом.

До следующего порога Котёл (4 к.т.) метров 800. Там тоже сильно обсиженная стоянка с такими же столами, табличками и баней. Порог -- действительно пенный котёл, в который с трёх сторон сливается вода. Под правым берегом -- частокол камней, а основной слив вполне проходим. Задним на кате-"четвёрке" досадно сидеть, как за спиной у мотоциклиста: весь кайф достаётся передним. Так что оптимальный вариант катамарана -- "двойка": всё твоё.

Через пять минут справа тихо, без пены, впала Кутсайоки. Некоторые группы ходят вверх-вниз сразу по обеим речкам. Кутсайоки местами сложнее Тумчи, взять хотя бы водопады Оба-На и якобы непроходимую Маманю! А к последнему порогу, который так и называется Водопадный (5 к.т.), можно сделать отсюда непродолжительный радиальный выход пешком или по воде.

Теперь река уже называется Тумчей. Карниз (5 к.т.) из всех пройденных порогов произвёл самое сильное впечатление. Вся река, широко разливаясь, падает с плиты, делясь на протоки скальными выступами. Справа, под самым берегом, -- настоящий водопад с пенным котлом и облаком водяного тумана. В центральный слив нужно заходить зигзагом, поскольку прямая щель слишком узкая. Правда, в языке просвечивает камень, но над ним протаскивает потоком. Левая протока сравнительно неширокая и осложнена камнями. Ниже всех сливов -- обширная шивера, в которой прослеживаются несколько вариантов чистых проходов. На выходе всё собирается в один поток с большими валами.

После плёсов идут подряд два относительно простых, но очень красивых "троечных" порога -- Каньонный и Змея. В первом -- три слива с большими валами, высокие скалы по берегам. Потом сразу Змея -- шустрый слалом между невысоких скал. На обоих порогах -- стоянки.

Порог Шляпа (4 к.т.) -- последний на реке. Он имеет две протоки с обеих сторон от острова. Правая, с двойным сливом, проходит в глубоком каньоне с отвесными стенами. В широкой левой протоке -- мощный слив с большой "бочкой", последующим резким поворотом и сильным прижимом к выступающему от острова гранитному мысу. Поток огибает его слева, описывая без малого полный круг (а в большую воду перехлёстывает через него напрямик).

Интересно приближаться к порогу по гладкой пока воде, чувство немного завораживающее, как на краю крыши (когда на входе в порог шарахаешься по шивере, такого ощущения не возникает). Мы не совсем правильно зашли в слив, ударились о скалу и слегка помяли трубу.

За Шляпой течение постепенно гаснет, начинается водохранилище. На берегу полуразбитые вагончики, кучи брёвен: унылые следы цивилизации. Многие группы заканчивают маршрут здесь. Сюда приходят катера (до Зареченска берут 20 человек по 200 р.). По водохранилищу их курсирует несколько, у них строгая очередь и квота на пассажиров. Если начинать от Алакуртти, а здесь заканчивать, то захватишь самое интересное, при этом можно не торопиться, дневать, кататься на порогах, но по расстоянию это лишь немногим более 50 км.

А мы отправились дальше. Пока течение было ещё заметно, шлось легко и просто. По левому берегу стоянки следовали одна за другой. Странно, солнце здесь почти не заходит, а деревья начинают желтеть раньше, чем у нас. Правда, сейчас, в середине августа, стало заметно темнеть, ночь начала расползаться, как чернильное пятно, тесня день. Дальше вода разлилась, стало сложнее ориентироваться. Течение иссякло, во все стороны уходят протоки между островами, кругом мелко, торчат топляки. На островах безобразно много крупной и спелой брусники. Черника с голубикой попадаются большущие, как виноград. Так вот вы какие, Ягодные острова! Оправдывают ли Оленьи свое название, не знаем, не видели. А вот рыбалка здесь исключительная: окуни как будто крючка никогда не видели -- хватают с дракой!

Когда водохранилище разлилось до горизонта, ориентироваться удавалось по проходящим катерам. По берегам и на островах множество хороших стоянок, часто с банями. Тепло, идём раздетыми, даже немного загорели. На большой воде иногда поднимается ветер (разумеется, чаще встречный), гонит волну. Дальнейшее направление угадывали уже по коренному левому берегу. Стоянок стало меньше, топляк по берегам. Постепенно сближаясь, они заворачивают в сторону Зареченска. Русло широкое, но это уже река, а не озеро. На левом берегу показалась пристань, в общей сложности от Шляпы мы шли 45 км (примерно 9 часов).

Стоянка в лесу оказалась чрезвычайно загажена. Мы разобрали катамараны, объелись напоследок голубикой и пошли к дороге. Рейсовый автобус не годился: нам со всем барахлом на него не сесть. А весь вывоз туристов в Кандалакшу здесь строго контролируется местной мафией. Частники отлавливают клиентов непосредственно возле пристани и нагружают легковушки, как азиатских осликов, выше крыши. По сторонам шоссе на Кандалакшу толпятся невысокие симпатичные горы, поросшие лесом, иные с облысевшими макушками. В общей сложности дорога отняла чуть больше 2 часов и по 1000 р. за машину. Ночью 22 августа, когда садились в Кандалакше на поезд, мы впервые здесь увидели над головой чёрное небо и звёзды.

Конечно, Тумча не сибирская река: вода её мягче, не бьёт и не ломает.

Пороги хоть и впечатляют, однако для катамарана не сложны: мы просто забавлялись, катаясь по валам, как на санях с горки. "Четвёрка" шла напролом, как грузовик, на "двойке" ещё можно было покрутиться. Вот для нашего не очень опытного каякера здесь встречалась серьёзная работа. Весь адреналин -- его! Какая-то группа каякеров вообще подолгу деловито курила на каждом большом пороге, а потом быстро его обносила... Всю дорогу вниз по Тумче и потом, на озёрах, нарастало ощущение, что мы находимся в искусно распланированном парке развлечений, уж больно здорово всё здесь устроено.

И с погодой нам исключительно повезло: мелкие частые дожди чередовались с солнцем и никоим образом не мешали нашим планам и не портили настроения. Даже комары особо не докучали, они здесь какие-то тормозные, финские. Приезжайте, и ручаюсь, не пожалеете!

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
Казань.

Категории трудности некоторых порогов, упомянутые в статье автором и взятые им, по-видимому, из Интернета, не соответствуют действительности и сохранены редакцией лишь в качестве принятой в народе классификации. Специалисты считают иначе: по авторитетному мнению зампредседателя московской МКК "водника" Николая Рязанского, на Тумче нет ни одного (!) "пятёрочного" порога.

ВВ N 56
декабрь 2002


Люди и горы
Ветра охраняют башню дьявола.
Ольга Матвеева


Экспедиции
Самое уникальное путешествие года.
Николай РУНДКВИСТ


Без виз вокруг Европы.
Сергей СИНЕЛЬНИК


Под шорох шин
Кто такие рандоннёры?
Нужны ли велотуристам марафоны?
Валерий КОМОЧКОВ


Над Канадой небо синее.
Георгий ГОНЧАРОВ


Что-же в рюкзаке?
Какой рюкзак выбрать?
Евгений АВЛАСОВИЧ


Информация
Неподалёку от "Норд-Оста".
Сергей Минделевич


Проблемы и мнения
Как переплюнуть суворовских чудо-богатырей.
Илья ГУРЕВИЧ


Вести с тропы
В Хибинах без перемен.
Алексей АЛЕКСЕЕВ


Архыз по-прежнему популярен.
Игорь БАЛАБАНОВ


Пути-дороги
Вот такая Тумча.
Алексей ГРИГОРЬЕВ


За краем света.
Ильгизар ХАЙРУЛЛИН


"Мудрейшим" способом
Гидростопом по великим северным рекам.
Александр ДМИТРИЕВСКИЙ


Экстремальная ситуация
Бой в Узунколе.
Николай НОСОВ


Бардак - обычное состояние погранвойск на Кавказе.
Борис ИСАЙЧЕНКО


Авторская песня
Владимир ВЫСОЦКИЙ
"Я свято верю в чистоту снегов и слов"


В конце номера
Великому землепроходцу, великому человеку.
Ольга Матвеева


 
Ваш отзыв
Ваши мнения - в нашем дневнике.
 

в начало Вольный Ветер : водный туризм   


TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU